Сложение рациональных чисел (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


Цель:

  • вывести правило сложения рациональных чисел с помощью понятия “модуль”;
  • добиться усвоения учащимися правил сложения рациональных чисел;
  • прививать каждому ученику вкус к самостоятельной активной творческой деятельности;
  • развивать познавательный интерес к предмету.

1. Орг. момент.

2. Девизом нашего урока будут слова В.А.Сухомлинского: “Презирай лень мысли”.

- Как вы понимаете эти слова?

- Что они значат для вас?

3. Устно:

- Найдите модуль числа:

/-100/, /-17,2/, /0/, /2,73/, /3/7/.

- Найдите значение выражения:

/-3,6/+/-1,8/, /7 4/5/-/-2 1/5/, /-14/*/1 1/7/, /-9,9/:/10/.

- Сравните числа:

- 9,8 и 0,7; -5,028 и 0; 0 и 4/9; -5/12 и -7/12; - 10,01 и -10,1.

4. Сообщение темы урока.

- Еще во втором веке до нашей эры китайский император Ши Хуан Ди, разгневавших на своих ученых, повелел все научные книги сжечь, а их авторов и читателей казнить.

Содержание этих книг дошло до нас лишь в отрывках, откуда известно что китайцы не знали правила сложения чисел с разными знаками. Впервые их сформулировали индийские ученые. Отличился Брамагупта.

- Вот видите, китайцы не смогли вывести правило сложения рациональных чисел в свое время, а мы постараемся дойти до истины.

А).Найдите сумму двух чисел:

+2+(+3)=+5 (1)

-2+(-3)=-5 (2)

Учащиеся находят значения выражений с помощью координатной прямой и с помощью метода “доходов” и “расходов”.

Задача ловушка.

Найдите сумму двух чисел: -1023 + (-534) = (3)

(Сложить затрудняются)

Наводящие вопросы:

- Сравните выражения (1) и (2).

- Что общего? (Везде сумма)

- Чем отличаются? (Знаками)

- Как получить результат не учитывая знаков?

(Сложить модули).

Выводят правило сложения чисел с одинаковыми знаками: Чтобы сложить два числа с одинаковыми знаками, надо сложить их модули и поставить общий знак.

На закрепление: -6+(-2); -3+(-4); +2+(+5). Проверили с помощью координатной прямой.

Проговаривая правило, решили пример (3)

Б).Найдите значения выражений:

-3+2+=-1 (1)

3+(-2)=1 (2)

Складывают с помощью координатной прямой и методом “доходов” и “расходов”.

Задача ловушка.

Найдите сумму двух чисел: -374+10789= (3)

(Сложить затрудняются).

Наводящие вопросы:

- Что общего в предыдущих выражениях? (Сумма чисел с разными знаками)

- Чем отличаются? (Результатами сложения)

- Почему? (В первом выражении модуль отрицательного числа больше, поэтому в результате – отрицательное число, во втором выражении больше модуль положительного числа, поэтому в результате положительное число).

Выводят правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками, можно вычесть их модули и поставить знак числа с большим модулем.

На закрепление: -4+7; 5+(-8); -3+10. Результаты проверили с помощью координатной прямой.

Вернулись к выражению (3) и проговаривая правило, решили его.

Итак, при сложении рациональных чисел мы работаем в действительности только с их модулями: когда слагаемые одного знака – модули складываются, а когда слагаемые разных знаков – модули вычитаются. Знак суммы определяется по тому, какие слагаемые “перевешивают”.

На закрепление: УМК Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон. “Математика-6” №427.

5. Итог.

- Какие этапы пути мы проделали, чтобы вывести правила сложения рациональных чисел?

- Сформулируйте правила сложения рациональных чисел.

6. Домашняя работа. Творческое задание.

- Человек обладает положительными и отрицательными качествами. Распределите эти качества на координатной прямой. К чему должен стремиться человек? Какими Качествами, которых у вас нет, вы бы хотели обладать?