Цель: закрепление знаний учащихся в правописании слов с безударными гласными в корне, отработка умения проверять слова с безударными гласными в корне, развивать творческое мышление.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы отправляемся на прогулку в лес. А чтобы попасть туда, надо пройти испытание.
II. Словарно-орфографическая работа.
- Повторим написание некоторых слов из словаря. Но для этого вам нужно отгадать загадки.
1. В белом сарафане стояла на поляне, летели синицы, сели на косицы. (Береза)
2. Я березку качну, я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу, даже шапку утащу.
А меня не видать. Кто я? Можешь угадать? (Ветер)3. Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крохи собирает.
Клюй, не робей! Кто же это? (Воробей)4. Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая, известная персона!
Кто она? (Ворона)5. Угадайте, что за птичка - темненькая невеличка?
Беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
- Ребята, вы узнали лесных жителей?
На доске появляются слова: береза, ветер, воробей, ворона, ласточка
Дети записывают их, ставят ударение, выделяют непроверяемые безударные гласные.
III. Чистописание.
- Отгадав загадки, мы с вами оказались на лесной поляне. Посмотрите, ребята, сколько грибов вокруг! Давайте соберем их!
- Найдите закономерность и продолжите писать по образцу до конца строки.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику (Полякова А.В. "Русский язык". Учебник для 2класса).
Упр. 423 на стр. 180.
Дети списывают текст, вставляя пропущенные буквы. Затем по цепочке объясняют написание слов с безударной гласной в корне, подбирают проверочные слова.
V. Физкультминутка.
- А теперь немного отдохнем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд -
Он подпрыгнул десять раз.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики -
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели травушку покушать,
Тишину послушать.
Тише, тише, высоко
Скачем на носках легко.
VI. Повторение.
1. Коллективно-индивидуальная работа.
На доске записан текст с пропущенными орфограммами.
Барсучиха.
Выт?щила барсучиха из н?ры малышей. Барсучки рады з?леной тр?ве и со?нцу. Малыши играют. Мать с?дит рядом. Она ст?р?жит детей. Вот хрус?нула ветка. Барсучиха ?см?трела мес?ность. Мать (за)метила опасность. Барсучки спрятались (в) нору.
- Учитель предлагает детям найти в тексте все слова с проверяемыми безударными гласными, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Дети находят такие слова, в результате получается следующее:
вытащила - тащит, норы - норка, зеленой - зелень, траве - травы, сидит - сидя, сторожит - сторож, сторожка, осмотрела - осмотр.
- Ребята, что вы знаете о написании предлогов и приставок?
- Предлоги пишутся с другими словами раздельно. Это часть речи. А приставка - это часть слова. Она стоит перед корнем.
Учитель предлагает ученикам найти в тексте слова с предлогами и приставками. Дети находят такие слова:
осмотрела (приставки "а" в русском языке нет), заметила (предлоги с глаголами не употребляются), в нору (между словами можно вставить слово "свою").
- Какие еще слова требуют проверки?
Дети называют слова: солнце, местность, хрустнула.
- Что вы заметили?
- В этих словах пропущены непроизносимые согласные. Их можно проверить словами: солнышко, место, хрустит.
2. Списывание текста.
Учащиеся списывают текст, в последнем предложении указывают части речи.
VII. Итог урока.
- Ребята, нам пора возвращаться. Давайте подведем итог нашего путешествия.
- В корне слов есть безударные гласные, которые нужно проверять. Необходимо подобрать такие родственные слова, чтобы безударные гласные стали ударными.
VIII. Домашнее задание.
Упр. 426 на стр. 181.