По программе в 11-м классе на изучение темы “Объемы тел” отводится 22 часа. Обобщение материала решили провести в виде мини-конференции по защите презентаций “Прикладная направленность темы: “Измерение объемов тел”.
При подготовке данного мероприятия можно выделить следующие общепедагогические цели:
- Обучение школьников самостоятельной работе с разными источниками информации, отбору необходимого материала, сравнению и установлению связей между известными фактами и явлениями;
- Формирование навыков анализа полученной информации и ее применения к решению проблем;
- Развитие таких качеств мышления, как гибкость, логичность, быстрота и т.п.;
- Обучение мыслительным операциям сравнения, классификации, обобщения, абстрагирования и конкретизации;
- Развитие интуиции, умения устанавливать причинно-следственные связи;
- Формирование коммуникативных навыков.
Среди учебных целей отметим:
- Обеспечение понимания фундаментальности изучаемого геометрического объекта “Объемы тел”;
- Освоение учащимися необходимых и достаточных знаний по теме, умений решать типовые задачи;
- Обобщение и систематизация материала по теме;
- Обучение умению делать аргументированные выводы, генерировать идеи по разрешению ситуаций, применять знания к решению новых задач и проблем;
- Освоение учениками приемов и методов выдвижения гипотез и проведения доказательств в геометрии.
Перечислим основные этапы подготовки к конференции:
- Учитель объясняет суть деятельности, определяет цели и формулирует тему. Формируются рабочие группы от 3 до 5 человек (по желанию и личным симпатиям).
- В каждой группе ученики осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации из научной литературы и/или сети Internet.
- После того как задача выбрана, необходимо предоставить ее решение в бумажном варианте для проверки решения учителем математики.
- На следующем этапе разрабатывается план компьютерной презентации. Учитель корректирует ход выполнения работы каждой группы, проводит консультации, оценивает результативность деятельности учащихся.
- Выполнение самой презентации. Обязательная проверка качества исполнения учителем математики и информатики.
- Итоговый отчет каждой группы осуществлялся на конференции по защите презентации. (см. Приложения)
По итогам проведенной работы все группы награждены дипломами за активное участие в конференции. Жюри выделило работы в трех номинациях: лучшая работа в техническом исполнении, проявленное творчество в составлении условия задачи, “лучший оратор”.
В заключении учитель подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого. Советуется с учениками о возможности продолжения деятельности при обучении в вузе.
Получены отзывы самих учащихся о конференции:
- отлично, очень красочно, оригинально, прикольно;
- все очень понравилось, отличные идеи и оформление;
- все презентации хорошие, понравились, но можно было бы использовать побольше картинок для более привычного яркого и красочного восприятия;
- не устают глаза;
- некоторым выступающим нужно громче и четче говорить.
Так как нынешние одиннадцатиклассники – будущие студенты вузов, то надеюсь, что проведенная работа была проделана не зря: получены навыки работы с научной литературой, отбором информации, оформлением списка литературы; оформление самой презентации – положительные эмоции вызывают яркие, красочные, запоминающиеся эпизоды; важно умение преподнести информацию и вызвать интерес у слушателей.
Используемая литература:
1. Ларионова О.Г., Харина Н.П. Организация проектной деятельности учащихся при изучении геометрии. Математика в школе №8, 2007, с.8-16.