Переход на новые образовательные стандарты подразумевает применение модульной технологии обучения.
Модульная технология основана на идеи, когда студент учится сам (добывает знания, анализирует, применяет в практике), а преподаватель обязан осуществлять управление его обучением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать.
Использование модульной системы обучения дает возможность реализации принципов:
- отказа от поточного метода обучения и перехода к индивидуальной подготовке;
- переноса центра тяжести учебного процесса на самостоятельную работу студента;
- обеспечение каждого обучаемого модулем (блоками, учебными элементами (УЭ), информационными и методическими пособиями, заданиями);
- изменение роли преподавателя в учебном процессе;
- отказ от традиционного контроля знаний и внедрение системы индивидуального кумулятивного индекса (ИКИ).
Модульный блок – самостоятельная единица профессиональной деятельности, выполняемая в рамках конкретной работы, выделяется логическим путем и имеет четкое начало и окончание. Результатом выполнения модульного блока является создание изделия, выполнение работы или принятие решения.
Для достижения более высоких результатов учебная дисциплина разбивается на модули, модули – на отдельные учебные элементы (УЭ), к которым присваиваются зачетные листы.
Учебный элемент (УЭ) – это самостоятельная учебная брошюра, предназначенная для обучения.
Каждый учебный элемент охватывает определенные практические навыки или теоретические знания и включает:
- Четко сформулированную цель, например,
После изучения данного материала
Вы будете знать…,
Вы сможете проанализировать…, и т.д. - Перечень необходимого оборудования;
- Материалы и вспомогательные средства;
- Перечень сопутствующих УЭ и пособий;
- Страницы с иллюстрированным учебным текстом;
- Задания, необходимые для отработки формируемых навыков;
- Проверка достижений целей обучения (контрольные вопросы, тесты);
- Практические задания;
- Ответы и критерии успешного выполнения.
Далее к учебному элементу составляется сопроводительный пакет учебных материалов, в котором имеется:
- Руководство для преподавателя;
- Руководство для обучаемого;
- Комплект для контроля.
В модульном обучении широко используются рад методов, как классических, так и современных. Считают целесообразной следующую классификацию методов модульного обучения.
- Информационные методы обучения (лекция, рассказ, консультирование, беседа, демонстрация и др.).
- Операционные методы обучения (алгоритм, практические задания, упражнения и др.).
- Поисковые методы обучения (дискуссия, деловая игра, семинар и др.).
- Метод самостоятельного учения (слушание, чтение, учение по тексту).
На основании приоритетных методов обучения выделяют проблемно-модульную технологию обучения и модульно-рейтенговую технологию обучения.
Таблица 1. Модификация технологии модульного обучения
Модульная технология | |
проблемно-модульная технология обучения | модульно-рейтинговая технология обучения |
|
|
|
|
Из проблемно-модульной технологии обучения позаимствовано:
- расчлененность материала на небольшие дозы;
- нестандартность упражнений, сложность которых зависит от индивидуальных способностей студентов;
- наличие самоконтроля.
При этом оценивание знаний может не отходить от традиционной пяти бальной системы и обучаемые знают что:
- первый уровень – «3», низкий уровень;
- второй уровень – «4», общий уровень;
- третий уровень – «5», продвинутый уровень.
Данная технология позволяет удовлетворять образовательные потребности каждого обучаемого в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
В модульном обучении эффективной формой контроля оказывается система, взятая из модульно-рейтенговой технологии, базирующаяся на индивидуальном кумулятивном индексе (ИКИ) о котором я уже упомянула. Ведущая характеристика данной технологии – гибкость. Она основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности. Уровни прослеживаются на протяжении всего модуля и учащиеся сами выбирают свой уровень обучения. Формируются навыки самообразования.
При такой системе в баллах оцениваются результаты, достигнутые на каждом этапе контроля. Сумма всех набранных баллов составляет ИКИ.
Цель обучаемого – набрать максимальное количество баллов.
Студенты большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Как следствие увеличивается результативность усвоения знаний, умений и навыков. Студент четко представляет, что ему нужно знать. Понимает, что он может сделать САМ.
Как ведет себя при этом преподаватель… Он не «вдалбливает» материал, а просто наблюдает, направляет, консультирует.
Перед началом изучения нового блока учебного материала студент получает модульные пособия. Преподаватель разъясняет методику работы с данным модулем, при необходимости объясняет материал сам, показывает образцы решения. После завершения модуля осуществляется выходной контроль. При желании студента возможна пересдача не всей контрольной или зачета, а только тех частей, которые снизили оценку.
Для сравнения традиционной системы обучения и модульной приведена таблица.
Таблица 2. Сравнительный анализ систем обучения
Показатели | Традиционное обучение | Модульное обучение |
Структура учебных программ | – в процессе обучения все обучаемые обучаются по одинаковой программе;- время обучения фиксировано и одинаково для всех учащихся; – перечень изучаемых тем фиксирован и одинаков для всех учащихся, независимо от исходного уровня их знаний. |
– для каждого обучаемого составляется индивидуальная программа обучения; – время обучения не регламентируется и зависит от того, как интенсивно изучает учащийся материал, а также от уровня его исходной подготовки и от требуемой квалификации; – перечень изучаемых тем для каждого обучаемого свой и зависит 6от исходных знаний требуемого конечного уровня усвоения материала. |
Функции преподавателя | Основная функция преподавателя – передача знаний учащимся. При этом используются индивидуальная, групповая и коллективная работа, но в общем все учащиеся работают с одним и тем же учебным материалом и решают одни и те же задачи. | Основная функция преподавателя – управление индивидуальной работой учащихся. Он выполняет роль консультанта, помощника, помогает правильно организовать самообучение обучающегося. |
Роль обучающихся | В основном пассивна. обучающиеся не принимают участия в организации собственного обучения, не имеют возможности внести коррективы в свой процесс обучения. Очень часто обучаемые не осознают цели своего обучения. | Обучаемый наравне с преподавателем организует свое обучение. Он принимает участие в формировании программы обучения, может предлагать вносить изменения в те учебные материалы, которые он изучает. |
Какие выводы можно сделать:
- Модульная технология развивает возможности для самостоятельной продуктивной деятельности студентов.
- Технология позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения. (О чем мы постоянно говорили при традиционной системе обучения, но не всегда это получалось).
- Здоровьесберегающая технология.
- Увеличивает результативность усвоения знаний и способствует формированию компетентностей.
- Улучшает качество образования.
Литература:
- Селевко, К.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2006.
- Чошанов, М.А. гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М.: Народное образование, 2006.
- Лаврентьев, Г.В. Слагаемые технологии модульного обучения. – Барнаул: АГУ, 2007.
- Кукушин, В.С. Теория и методика обучения. – М.: Ростов н/Д, 2005.
- Гозман, Т.М. Интеграция образовательного процесса: технологии. – Барнаул, 2006.