Применение модульной технологии на занятиях ОСЭД

Разделы: Общепедагогические технологии


Переход на новые образовательные стандарты подразумевает применение модульной технологии обучения.

Модульная технология основана на идеи, когда студент учится сам (добывает знания, анализирует, применяет в практике), а преподаватель обязан осуществлять управление его обучением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать.

Использование модульной системы обучения дает возможность реализации принципов:

  • отказа от поточного метода обучения и перехода к индивидуальной подготовке;
  • переноса центра тяжести учебного процесса на самостоятельную работу студента;
  • обеспечение каждого обучаемого модулем (блоками, учебными элементами (УЭ), информационными и методическими пособиями, заданиями);
  • изменение роли преподавателя в учебном процессе;
  • отказ от традиционного контроля знаний и внедрение системы индивидуального кумулятивного индекса (ИКИ).

Модульный блок – самостоятельная единица профессиональной деятельности, выполняемая в рамках конкретной работы, выделяется логическим путем и имеет четкое начало и окончание. Результатом выполнения модульного блока является создание изделия, выполнение работы или принятие решения.

Для достижения более высоких результатов учебная дисциплина разбивается на модули, модули – на отдельные учебные элементы (УЭ), к которым присваиваются зачетные листы.

Учебный элемент (УЭ) – это самостоятельная учебная брошюра, предназначенная для обучения.

Каждый учебный элемент охватывает определенные практические навыки или теоретические знания и включает:

  • Четко сформулированную цель, например,
    После изучения данного материала
    Вы будете знать…,
    Вы сможете проанализировать…, и т.д.
  • Перечень необходимого оборудования;
  • Материалы и вспомогательные средства;
  • Перечень сопутствующих УЭ и пособий;
  • Страницы с иллюстрированным учебным текстом;
  • Задания, необходимые для отработки формируемых навыков;
  • Проверка достижений целей обучения (контрольные вопросы, тесты);
  • Практические задания;
  • Ответы и критерии успешного выполнения.

Далее к учебному элементу составляется сопроводительный пакет учебных материалов, в котором имеется:

  • Руководство для преподавателя;
  • Руководство для обучаемого;
  • Комплект для контроля.

В модульном обучении широко используются рад методов, как классических, так и современных. Считают целесообразной следующую классификацию методов модульного обучения.

  • Информационные методы обучения (лекция, рассказ, консультирование, беседа, демонстрация и др.).
  • Операционные методы обучения (алгоритм, практические задания, упражнения и др.).
  • Поисковые методы обучения (дискуссия, деловая игра, семинар и др.).
  • Метод самостоятельного учения (слушание, чтение, учение по тексту).

На основании приоритетных методов обучения выделяют проблемно-модульную технологию обучения и модульно-рейтенговую технологию обучения.

Таблица 1. Модификация технологии модульного обучения

Модульная технология
проблемно-модульная технология обучения модульно-рейтинговая технология обучения
  • расчлененность материала на небольшие дозы;
  • нестандартность упражнений, сложность которых зависит от индивидуальных способностей студентов;
  • наличие самоконтроля.
  • различные виды контроля;
  • «накопительный процесс» результатов;
  • дифференциация обучения.
  • первый уровень – «3», низкий уровень;
  • второй уровень – «4», общий уровень;
  • третий уровень – «5»,
  • продвинутый уровень.
Итог – оценка
  • текущий контроль – до 30 баллов;
  • промежуточный контроль – до 30 баллов;
  • практическая работа – до 15 баллов;
  • конечный контроль – до 25 баллов.
Итог – ИКИ

Из проблемно-модульной технологии обучения позаимствовано:

  • расчлененность материала на небольшие дозы;
  • нестандартность упражнений, сложность которых зависит от индивидуальных способностей студентов;
  • наличие самоконтроля.

При этом оценивание знаний может не отходить от традиционной пяти бальной системы и обучаемые знают что:

  • первый уровень – «3», низкий уровень;
  • второй уровень – «4», общий уровень;
  • третий уровень – «5», продвинутый уровень.

Данная технология позволяет удовлетворять образовательные потребности каждого обучаемого в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

В модульном обучении эффективной формой контроля оказывается система, взятая из модульно-рейтенговой технологии, базирующаяся на индивидуальном кумулятивном индексе (ИКИ) о котором я уже упомянула. Ведущая характеристика данной технологии – гибкость. Она основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности. Уровни прослеживаются на протяжении всего модуля и учащиеся сами выбирают свой уровень обучения. Формируются навыки самообразования.

При такой системе в баллах оцениваются результаты, достигнутые на каждом этапе контроля. Сумма всех набранных баллов составляет ИКИ.

Цель обучаемого – набрать максимальное количество баллов.

Студенты большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Как следствие увеличивается результативность усвоения знаний, умений и навыков. Студент четко представляет, что ему нужно знать. Понимает, что он может сделать САМ.

Как ведет себя при этом преподаватель… Он не «вдалбливает» материал, а просто наблюдает, направляет, консультирует.

Перед началом изучения нового блока учебного материала студент получает модульные пособия. Преподаватель разъясняет методику работы с данным модулем, при необходимости объясняет материал сам, показывает образцы решения. После завершения модуля осуществляется выходной контроль. При желании студента возможна пересдача не всей контрольной или зачета, а только тех частей, которые снизили оценку.

Для сравнения традиционной системы обучения и модульной приведена таблица.

Таблица 2. Сравнительный анализ систем обучения

Показатели Традиционное обучение Модульное обучение
Структура учебных программ – в процессе обучения все обучаемые обучаются по одинаковой программе;-
время обучения фиксировано и одинаково для всех учащихся;
– перечень изучаемых тем фиксирован и одинаков для всех учащихся, независимо от исходного уровня их знаний.       
– для каждого обучаемого составляется индивидуальная программа обучения;
– время обучения не регламентируется и зависит от того, как интенсивно изучает учащийся материал, а также от уровня его исходной подготовки и от требуемой квалификации;
– перечень изучаемых тем для каждого обучаемого свой и зависит 6от исходных знаний требуемого конечного уровня усвоения материала.
Функции преподавателя Основная функция преподавателя – передача знаний учащимся. При этом используются индивидуальная, групповая и коллективная работа, но в общем все учащиеся работают с одним и тем же учебным материалом и решают одни и те же задачи.          Основная функция преподавателя – управление индивидуальной работой учащихся. Он выполняет роль консультанта, помощника, помогает правильно организовать самообучение обучающегося.
Роль обучающихся В основном пассивна. обучающиеся не принимают участия в организации собственного обучения, не имеют возможности внести коррективы в свой процесс обучения. Очень часто обучаемые не осознают цели своего обучения.      Обучаемый наравне с преподавателем организует свое обучение. Он принимает участие в формировании программы обучения, может предлагать вносить изменения в те учебные материалы, которые он изучает.

Какие выводы можно сделать:

  • Модульная технология развивает возможности для самостоятельной продуктивной деятельности студентов.
  • Технология позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения. (О чем мы постоянно говорили при традиционной системе обучения, но не всегда это получалось).
  • Здоровьесберегающая технология.
  • Увеличивает результативность усвоения знаний и способствует формированию компетентностей.
  • Улучшает качество образования.

Литература:

    1. Селевко, К.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2006.
    2. Чошанов, М.А. гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М.: Народное образование, 2006.
    3. Лаврентьев, Г.В. Слагаемые технологии модульного обучения. – Барнаул: АГУ, 2007.
    4. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения. – М.: Ростов н/Д, 2005.
    5. Гозман, Т.М. Интеграция образовательного процесса: технологии. – Барнаул, 2006.

    Презентация.