Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме "Природа Черноморского побережья Кавказа" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  1. Рассмотреть причины особенностей неживой природы Черноморского побережья Кавказа.
  2. Сформировать обобщённые представления об особенностях растительного и животного мира этой природной зоны.
  3. Развивать мышление учащихся.

Задачи урока:

  1. Учить работать с географической картой и атласом, гербарием растений.
  2. Познакомить учащихся с растениями Сочинского дендрария (бумажное дерево, эвкалипт и т.д.).
  3. Сформулировать правила поведения человека, отдыхающего у Чёрного моря.

Оборудование:

  • Карта природных зон России;
  • Изображения благородного оленя, леопарда, короткошерстного зайца;
  • Изображения листа верблюжьей колючки и листа каштана;
  • Фотографии (ландшафтные картины) природы Черноморского побережья Кавказа;
  • Гербарий растений; апельсин, мандарин, лимон, лист лавра;
  • Медиапроектор;
  • Презентация учителя;
  • Презентация учащихся;
  • Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (в форме пресс-конференции).

Поставьте вопросы для своих одноклассников по приспособлению животных к условиям жизни в пустыне.

(Учитель по желанию вызывает четырёх учеников. Остальные дети задают им вопросы, играя роль журналистов).

Посмотрите на изображение лягушки. Измените так её внешний вид, чтобы она смогла выжить в пустыне.

III. Сообщение темы и целей урока.

- Вспомните тепловые пояса Земли. (Полярный пояс, умеренный пояс, тропический пояс).
- В каком направлении мы с вами двигались по карте? (От полярного пояса на юг).
- Какие тепловые пояса мы с вами уже посетили?
- Какие природные зоны находились в полярном поясе?
- В умеренном поясе?
- В каком поясе мы с вами оказались потом?
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по карте России и изучим природу узкой полоски суши, расположенной в субтропической зоне.

Задание. Дайте название этой природной зоне, использую в качестве опоры слова, записанные на доске:

  • КАВКАЗ
  • ПОБЕРЕЖЬЕ
  • ЧЁРНОЕ МОРЕ

(Черноморское побережье Кавказа) Слайд 1

IV. Изучение нового материала.

1. Работа по карте “Природные зоны России”.

Найдите и покажите на карте природную зону, расположенную на побережье Чёрного моря и окружённую Кавказскими горами.
Определите размеры этой природной зоны относительно других.

(Черноморское побережье Кавказа занимает небольшую территорию России).

К северу или к югу от нашего края расположена эта природная зона?

Задание. Посмотрите на схему.

<Рисунок 1>

Назовите номер расположения солнышка, которое характерно для Черноморского побережья Кавказа.

(Солнышко под номером 5, т.к. оно лучше других прогревает поверхность земли, потому что его лучи падают почти отвесно).

Давайте попробуем предположить, какие погодные условия могут быть на Черноморском побережье Кавказа, какова растительность в этой природной зоне.

(Высказывания детей.
Очень жарко и сухо, растительность скудная и редкая).

Сравните ваши предположения с реальной действительностью, рассмотрев изображения растений Черноморского побережья Кавказа. Слайды 3-4

- Что такое субтропическая зона?

(Ответы детей).

2. Работа по учебнику с.132.

- Прочитайте в учебнике текст о природе и погодных условиях Черноморского побережья Кавказа.

С помощью специальных значков произведите разметку текста:

+ – это новое для меня;
? – об этом я подумаю;
! – это следует запомнить.

3. Проверка восприятия.

- В чём кроется секрет удивительного климата и богатства растительного мира Черноморского побережья Кавказа?

(Мнения детей).

-Высокие Кавказские горы защищают побережье от холодных северных ветров. Лето здесь жаркое. Солнце стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне. Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли, температура воздуха остаётся выше 0 градусов и выпадающий снег быстро тает. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах цветут розы.

- Почему, в отличие от пустынь, здесь растёт огромное количество растений?

(Влажный воздух. На побережье с моря дуют влажные ветры. Они приносят много дождей).

Представьте себе, что вы находитесь в теплице, и опишите природные условия Черноморского побережья Кавказа.

(Мнения детей).

Вспомните, чем отличаются растения, выросшие в теплице, от тех, которые выросли в открытой местности?

(Мнения детей).

- Тепло и влага создают благоприятные условия для развития растений. Они очень быстро растут, образуя густые, непроходимые леса. Довольно часто условия на Черноморском побережье сравнивают с условиями в парнике или теплице. Слайды 5-6

- Какие породы деревьев должны расти в таком климате: хвойные или лиственные?

(Ответы детей).

- На Черноморском побережье Кавказа мы можем увидеть широколиственные леса. Из вечнозелёных лиственных растений есть пальмы, магнолии, кипарисы, бамбук, эвкалипт.

Известно, что здесь произрастает 4 000 видов растений. Тогда как на всей Земле всего 20 000. Слайды 7-8

V. Закрепление нового материала.

1. Тест с выбором ответа.

Выберите две наиболее существенные причины, благодаря которым создаются особые погодные условия на Черноморском побережье Кавказа.

  • Высокая температура воздуха;
  • Высокие горы;
  • Высокое положение солнца над горизонтом;
  • Близость моря;
  • Отсутствие сильных ветров.

(Высокие горы; близость моря).

2. Практическая работа.

- Освоив Черноморье, люди потянулись в эти края на отдых. В год на Чёрноморском побережье Кавказа гостит до 1,5 миллионов человек. Давайте совершим мысленное путешествие в этот особенный уголок земного шара.

- Перед нами Кавказские горы, пройдёмся у подножия этих гор. Слева и справа нас окружают деревья, плоды которых представлены у меня на столе.

(Мандарин, апельсин, лимон).

- Дайте название этим деревьям. (Апельсиновое дерево, лимонное дерево, мандариновое дерево).

На парте у каждого ребёнка лежит лавровый листочек.

Возьмите в руки листочек, лежащий у вас на парте и понюхайте его. С какого растения этот листочек? (Это лист лавра.)

- Что вы можете рассказать об этом листочке?
- Лавр – это представитель вечнозелёных растений, которые очень широко распространены на Черноморском побережье Кавказа. Слайды 6-7

Продолжите следующие высказывания:

Какое дерево Черноморского побережья Кавказа растёт быстрее всех, вы узнаете, выполнив это задание.

Драцена растёт медленнее каштана. Каштан растёт медленнее бамбука. Какое дерево растёт быстрее всех? (Бамбук)

VI. Физкультминутка.

VII. Продолжение работы над темой.

3. Презентация учителя.

Растения из Красной книги Слайды 12-13

Пион тонколистный, ветреница нежная, можжевельник высокий, касатик (ирис) карликовый, сосна пицундская.

- Богат и разнообразен животный мир. Это косуля. Слайд 15

В лесах обитают медведи, кабаны поедают плоды каштанов, орехи, жёлуди.

В море добывают себе пищу птицы – чайки, бакланы, буревестники. Слайд 16

Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник. Слайд 17

К животным суши относятся ящерицы и змеи. Слайд 18

Растительный мир моря включает в себя 270 видов многоклеточных зелёных, бурых, красных донных водорослей.

Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, актинии, губки, морские коньки, морские иглы, дельфины. В Чёрном море обитает 2,5 тыс. видов животных. Слайды 19-27

Среди опасных рыб Чёрного моря — морской дракончик (ядовиты колючки спинного плавника и жаберных крышек), скат (морской кот) с ядовитыми шипами на хвосте.

Экологическое состояние Чёрного моря в целом неблагоприятное. Слайд 28

4. Презентация учащихся.

- Черноморское побережье Кавказа является основным курортным регионом Российской Федерации. На российском побережье Чёрного моря насчитывается свыше 1000 пансионатов, санаториев и отелей, и их число постоянно растёт. В Сочи (вместе с посёлком Красная Поляна, находящимся в 39 км от Сочи) будут проведены Зимние Олимпийские игры в 2014 году. Чёрное море — важный район транспортных перевозок. Помимо нефти и продуктов её переработки, из российских и украинских портов Чёрного моря вывозятся металлы, минеральные удобрения, машины и оборудование, лес, пиломатериалы, зерно и др. Основные объёмы ввоза в черноморские порты России и Украины приходятся на потребительские товары, продукты питания. Чёрное море сохраняет важное стратегическое и военное значение. По мнению ученых, экологическое состояние Чёрного моря за последнее десятилетие ухудшилось. Основные причины: сильное загрязнение впадающих в море рек. Загрязнение вод нефтью и нефтепродуктами. Как следствие, это приводит к гибели морских животных, попавших в нефтяные пятна, а также загрязнению атмосферы за счет испарения нефти и нефтепродуктов с поверхности воды.

Знаете ли вы?

  • Площадь Чёрного моря 422 000 км? (по другим данным — 436 400 км?).
  • Наибольшая протяжённость моря с севера на юг — 580 км.
  • Наибольшая глубина — 2210 м.
  • Впадающие реки Дунай, Днестр, Днепр.

VIII. Подведение итогов урока.

- Назовите особенности неживой природы Черноморского побережья Кавказа?
- Перечислите причины разнообразия растительности на Черноморском побережье Кавказа?

Выставление оценок за работу.

IX. Домашнее задание.

  1. Ответить на вопросы рубрики “Проверь себя”.
  2. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.
  3. Написать мини-сочинение о своих впечатлениях, о поездке (задание для тех ребят, которые летом вместе с родителями отдыхали на Чёрном море) .

Источники информации:

  1. Герасимов С.Н. Животный мир нашей Родины.- М.,1992.
  2. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Корушникова Р.В. Почемучка.-4-е изд., испр. и доп.-М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  3. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир. 4 класс”. - М.: “ВАКО”, 2004. – С.125-132.
  4. Занимательный атлас - Дикие животные (пер. с фр.). Издательство Атлас 2007 г.
  5. Заповедными тропами. / Под ред. Т.А.Адольф, М.И.Давыдовой.- М.: Просвещение. 1988.
  6. Колосов М.К. Охрана животных России.- М., 1992.
  7. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2008. .
  8. Плешаков А.А.Рабочая тетрадь 1 к учебнику для 4 класса “Мир вокруг нас”/ А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – С. 41 – 46.
  9. Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению: Методические рекомендации в помощь учителю начальной школы. – М.: Новая школа, 1997.
  10. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Нестандартные уроки интегративного курса “Окружающий мир”: учебно-методическое пособие для студентов факультета начального образования и учителей начальных классов.- Псков, 2007.
  11. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир” 4 класс: к учебному комплекту А.А.Плешакова, Е.А.Крючкова “Мир вокруг нас: 4 класс” /Е.М.Тихомирова. – М.:Издательство “Экзамен”, 2006. – С. 91 – 97. - (Серия “Учебно-методический комплект”)
  12. www.portal-slovo.ru/rus/science/179/2648/
  13. http://tmn.fio.ru/works/112x/307/3-1.htm
  14. http://zooeco.com/0-dom-pt11-20.html
  15. http://www.turizm.ru/russia/gallery-22635
  16. http://www.photo-nature.ru