Цели:
- Познакомить детей с историей образования г. Магадана, с символикой области и города;
- Воспитывать любовь к родному краю, желание трудиться на благо нашего края;
- Развивать кругозор, внимание, логическое мышление учащихся.
Задачи:
- Формирование у молодого поколения чувства любви к большой и малой Родине;
- Развитие чувства патриотизма, как важнейшей социальной и духовно-нравственной ценности;
- Формирование сплоченного классного коллектива;
- Повышение статуса семьи.
Оборудование:
- карта Магаданской области;
- герб Магаданской области;
- герб города Магадана;
- фотографии из прошлого города;
- портрет губернатора Магаданской области Н.Н. Дудова;
- портрет мэра г. Магадана В.П. Печеного;
- детские рисунки на тему: “Моя профессия в будущем”;
- кассета с записью песен о Магадане;
- диски с семейными видео файлами и фотографиями учащихся;
- выставка фотографий на тему: “Наша дружная семья”;
- раздаточный материал для работы в группах;
- видеокассета “Наш Магадан”;
- мультимедийная установка;
- магнитофон.
Ход мероприятия
Звучит песня “Магаданский вальс” муз. О. Иванова, сл. Ю. Цейтлина, И. Равнягина.
На фоне музыки учитель или подготовленный ученик читают строки:
“Здесь до мелочей мне все знакомо,
Вдоль проспекта ветвистая рать.
Биографию каждого дома
Я могу наизусть рассказать.
И я знаю: в недавние годы
Над таежной холодной рекой
Разрастешься ты, вольный и гордый,
Город мой – Магадан молодой”.
Учитель:
- 14 июля 1939 года (на доску прикрепить карточку с датой образования г. Магадана) Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Магадан был преобразован в город.
Мы живем в большом городе, который находится на берегу холодного моря.
- А кто знает название этого моря? (Охотское море)
(ответы детей)
Учитель:
- 70 лет назад в долине между бухтами Нагаева и Гертнера (показать на карте) его построили смелые и мужественные люди. Им приходилось работать в очень тяжелых условиях. В то время в городе не было теплых благоустроенных домов. Люди жили в палатках и бараках. Но, несмотря на жгучие морозы и суровые условия жизни, новый город на краю нашей земли был построен. Были возведены школа № 1, дома, парк и на радость маленьким северянам в парке был построен живой уголок.
- Послушайте стихотворение Бориса Лозового “Наш город” в исполнении … (Ф.И. ученика, подготовившего стихотворение).
Ученик:
- Стихотворение Б. Лозового “Наш край”
Вот приехали мы с вами
В дальний город Магадан.
С суши он – прикрыт горами,
С моря он – открыт ветрам.
Климат в крае том нелегкий,
Больно лютая зима.
Он неласков, край далекий –
Золотая Колыма.
Есть там горы – исполины,
Где волнуется тайга.
Есть там рыси,
Есть там лоси,
Рыбы в реках – отбавляй.
Ну, а ягоды под осень –
Хоть лопатою сгребай.
Учитель:
- Конечно, современный облик нашего города отличается от внешнего вида зданий середины прошлого века.
- А теперь наш город очень красив. (Включить видеозапись с изображением улиц нашего города).
Его украшают площади и скверы, а главную улицу – стройные ряды лиственниц. Особенно красив Магадан летом, когда на улицах зеленеют деревья и кустарники, а на клумбах цветут яркие цветы.
- Ребята, у каждой команды на столах лежит конверт с фотографиями из прошлого Магадана. Достаньте все фотографии, рассмотрите их внимательно.
- Постарайтесь угадать, какие здания изображены на этих снимках?
(Дети рассматривают фотографии, если догадались, то поднимают руку и отвечают).
Фотографии прикрепляются магнитами к доске.
Учитель:
- Молодцы, ребята!
- Послушайте стихотворение Надежды Хаютиной “Край мой суровый” в исполнении … (Ф.И. ученика, подготовившего стихотворение).
Ученик:
- Стихотворение Н. Хаютиной “Край мой суровый”
Пусть зима у нас
Очень долгая,
Вьюги бесятся и поют,
И весна к нам
Приходит не вовремя –
Все равно я Север люблю.
Ветры жгучие
Больно бьют в лицо,
Выбивают слезы из глаз.
Но пройдет зима,
Вновь наступит май –
И весной порадует нас.
Учитель:
- Ребята, вы знаете, что у каждого города есть свой герб. И у нашего города тоже есть герб (показать). В верхней части герба на красном фоне изображен в стремительном прыжке легендарный золотой олень, сопровождаемый внизу двумя четырехлучевыми звездами того же металла. Красный цвет на гербе – символ мужества, самоотверженности, героизма. Золото - символ прочности, величия, интеллекта. Нижняя часть герба представлена в виде голубого поля.
- Что обозначают эти синие волнистые линии?
(ответы детей)
Учитель:
- Да, ребята, они символизируют г. Магадан, как морские ворота Колымы.
Город Магадан является главным городом Магаданской области. Иногда его называют столицей северного края. У Магаданской области тоже есть свой герб.
Давайте мы его рассмотрим.
- Знаете ли вы, что означает самолет на гербе нашей области?
(ответы детей)
- Что еще вы видите на гербе?
(ответы детей)
- Как вы думаете, почему изобразили эти символы на гербе?
(ответы детей)
Учитель:
- Магадан – столица золотодобытчиков, геологов, рыбаков, полярников, летчиков Северо-Востока, ученых.
И эти основные виды деятельности колымчан отражены в гербе Магаданской области.
- А вы знаете, что в прошлом году наша область отмечала юбилей?
- Сколько лет исполнилось Магаданской области?
(ответы детей)
- Ребята, а вы знаете, кто руководит нашей областью?
(ответы детей)
- Да, губернатор нашей области Дудов Николай Николаевич (показать портрет).
- А кто руководит городом? (показать портрет).
(ответы детей)
- Да, ребята, - это главные люди области и города.
- А кто является главным человеком в вашей семье?
(ответы детей)
Учитель:
- Ваши родители тоже внесли свой вклад в развитие нашего города, нашей области.
- У нас сегодня в гостях некоторые родители ваших одноклассников, которые расскажут о своей семье, профессии.
(Родители демонстрируют видеофайлы и фотографий своих семей и рассказывают о своих профессиях, используя мультимедийную установку).
Учитель:
- Вклад каждой семьи является малой крупицей большого нужного дела на благо нашей Родины.
- А вы сами какой вклад вносите сейчас в развитие нашей области?
(ответы детей)
- К сегодняшнему дню я просила вас нарисовать, кем выхотите стать в будущем и какую пользу сможете принести нашему городу.
Прошу вас по очереди выходить к доске и рассказывать о своей мечте.
(Дети с рисунками выходят к доске и рассказывают, кем хотели бы стать).
Учитель:
- Вы - будущее нашей Колымы. Вы – поколение, которое вырастет и внесет свой вклад в развитие Магаданской области. А мы, ваши родные и учителя, будем гордиться вами.
- Послушайте стихотворение Н. Хаютиной “Песня о Севере” в исполнении… (Ф.И. ученика, подготовившего стихотворение).
Ученик:
- Стихотворение Н. Хаютиной “Песня о Севере”
Север – наш дом, в котором живем
Мы, как родные, вместе.
Хочешь, мечтой тебя назовем,
Хочешь – крылатой песней.Ты, как звезда, ты навсегда,
Всюду ты с нами, Север.
Пусть тяжело нам иногда –
Только в тебя и верим.Можно тебя волшебным назвать,
Тайны свои доверить,
Но невозможно крепко обнять –
Ты необъятен, Север!
Пусть иногда северный май
Снежные вальсы кружит.
Милый наш дом, северный край,
Как же ты всем нам нужен!
Учитель:
- Поэтесса правильно назвала наш северный край – своим родным домом. И вы можете гордо говорить о себе: “Я – гражданин великой России. Я живу на Севере самой прекрасной страны”.
Я уверена в том, что ваша гордость за нашу Россию, за нашу Магаданскую область и наш город Магадан будет расти вместе с вами. Я уверена и в том, что в уже недалеком будущем вы внесете свой вклад в их процветание.
- И в заключении мне хотелось бы подарить вам листочки с гербом г. Магадана, чтобы вы его правильно раскрасили и хранили у себя.
(Включить песню “Магаданский вальс” муз. О. Иванова, сл. Ю. Цейтлина, И. Равнягина).
Список литературы:
- Бирюкова А.М. Фотоальбом “Магадан”. – Магадан, книжное издательство, 1996.
- Бубнис Г.К., Кокорев Е.М., Прохорова В.Ф., Цепляева Н.С. История Магаданской области с древнейших времен до конца века. Магадан, книжное издательство, 1994.
- Халанский С. Фотоальбом “Столица Колымского края”. Магадан, Издательский дом “Дикий Север”, 2007.