Пояснительная записка
Данный элективный курс предусматривает обучение французскому как второму иностранному языку на начальном этапе. Программа предметно-ориентированного элективного курса базируется на требованиях Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранному языку (базовый и профильный уровни). Элективный курс разработан на основе программы УМК Селивановой Н.А., Шашуриной А.Ю. “Rencontres”. Французский как второй иностранный язык: первый год обучения”.
Курс, предназначенный для учащихся филологического профиля, изучающих английский как первый иностранный язык, рассчитан на 1 год обучения на начальном этапе и включает в себя 34 урока, занятия проводятся по одному часу в неделю. Календарно-тематический план состоит из вводного курса, 1 блока (unité), à блок из 3 уроков (leçons). Изучению блока предшествует вводный курс, который призван ознакомить учащихся с историей французского языка, его фонетическим строем и основными правилами чтения. В вводном курсе учащиеся знакомятся со страной изучаемого языка и франкофонией. В блоке содержится три урока, а содержание урока включает в себя задачи общения, речевые образцы, грамматический и лексический материал, темы общения и страноведческий материал. Уроки завершаются контрольной работой, которая обеспечивает объективное оценивание результатов работы учащихся. Объективности и полноте оценки способствует разнообразие представленных в курсе форм контроля знаний, умений и навыков учащихся в области французского языка.
Основной целью обучения французскому языку как второму иностранному на первом этапе является достижение учащимися элементарного уровня владения коммуникативной компетенцией, соответствующего уровню А 2 в общей шкале уровней владения иностранным языком, разработанной Советом Европы. Положительный перенос знаний, умений и навыков, полученных при изучении первого иностранного языка, в область изучения второго иностранного позволяет дальнейшему развитию способности учащихся к межкультурному общению.
На протяжении всего курса обучения прослеживается единая сюжетная линия, позволяющая объединить отдельные аспекты обучения французскому языку в одно целое.
Работа с ним предполагает решение следующих образовательных задач:
- навык правильного, нормативного произношения, четкой артикуляции всех звуков французского языка;
- навык и умение правильного чтения букв и буквосочетаний в отдельном изолированном слове, словосочетаниях, предложениях и сверхфразовых единствах;
- умение объяснить (устно и письменно) с носителями языка в ограниченном числе стандартных и наиболее типичных для подростков ситуаций общения;
- умение воспринимать на слух и зрительно несложные тексты и понимать с разной степенью глубины заложенную в них информацию;
- умение соотносить задачи общения с социокультурным контекстом, что предполагает усвоение учащимися некоторых поведенческих характеристик и овладение определенным объемом страноведческих фоновых знаний, которыми располагают представители страны изучаемого языка.
- совершенствование коммуникативных лингвистических возможностей учащихся и развитие умений и навыков за счет расширения объема лингвистических и страноведческих знаний;
- реализация междисциплинарных связей.
Тематика курса побуждает учащихся к иноязычному общению. По каждой теме планируются групповые и индивидуальные, практические и теоретические формы работы. Кроме того, предусмотренные задания творческого характера способствуют реализации, в частности, художественных способностей учащихся.
Текстовый материал содержит доступные в языковом отношении аутентичные документы функционального характера. Языковой материал включает в себя лексический и грамматический материал, диалоги и монологи.
Упражнения делятся на:
- упражнения на понимание текста;
- упражнения лексической и грамматической направленности;
- упражнения на умение структурировать имеющуюся информацию;
- упражнения на диалогическую и монологическую речь.
В качестве процедур оценивания результатов работы учащихся могут использоваться на усмотрение учителя всевозможные тематические тестирования, ролевые игры, конкурсы, защита проектных работ, и т.п.
Богатый и разноплановый наглядно – иллюстрированный материал, творческие и занимательные задания будут способствовать заинтересованному подходу к овладению французским языком.
Содержание календарно-тематического плана блоков см. в Приложении
Литература
- Амундсен С. Пособие начинающего полиглота. – 2-е изд., перераб. и доп. – Чебоксары, 2008.
- Газеты для изучающих французский язык “Фран Ситэ”. Самарский муниципальный университет Наяновой.
- Самохотская И.С. Давайте изучать французский: Пособие для начинающих. – 3-е изд., испр. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. “Rencontres”. Французский как второй иностранный язык: первый год обучения. – М.: Просвещение, 2007.
- Stépfanie Anthony. Civilisation. Tests clé (niveau débutant). – Clé International, 2003.