Учебник Истоминой Н.Б. «Математика 1 класс».
Задачи:
- образовательные: формирование вычислительных навыков, знания о составе чисел 2,3,4,6, о равенствах и неравенствах; умение работать с числовым лучом; закрепить знания детей о классификации предметов и сравнение их по различным признакам.
- развивающие: развивать психические свойства такие, как внимание, мышление, память, волевые привычки (концентрация внимания, сосредоточение, аккуратность); нравственные качества, организованность, трудолюбие, добросовестность.
- воспитательные: формирование активности и познавательного интереса к урокам математики через дидактические игры и личный опыт учащихся, а также аккуратное и бережное отношение к труду.
Оборудование: мозаика с фигурами, цифрами, знаками >, < , =; математические кораблики; карточки «Кларо»; наглядное пособие «Поезд», «Фрукты».
Ход урока
I. Организационный момент
Постановка учебных задач:
- Чему мы учились на прошлом уроке? (Учились сравнивать число и выражение)
- А сегодня на уроке мы с вами откроем новый очень важный закон в математике. Но сначала посчитаем устно.
II. Устный счет
1. Посчитайте от 2 до 9 хором (от 8 до 3? от 1 до 9 через 1).
- Молодцы.
2. На доске:
- Какие фигуры вы видите? (круги и квадраты)
- Какая фигура лишняя? (рассмотреть разные варианты лишних фигур)
3. А сейчас мы с вами поиграем. Как называется игра, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
В поле лестница лежит
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
- Игра называется «Поезд».
На доске:
- Посмотрите, какой он длинный, наверное, в нем едет очень много пассажиров.
- Давайте посчитаем пассажиров в каждом вагоне.
- Возьмите карточки и фломастеры, играем молча.
(Дети молча показывают ответ на индивидуальной карточке. Ответ записывается над каждым вагоном; в последнем вагоне записать: =9).
4. На доске:
- С помощью этих чисел и знаков постройте неравенства. (Дети по одному выходят, ставят знаки, называют неравенство. Последнее выражение является равенством, дети сомневаются.)
- Почему не получается построить неравенство?
Это выражение является равенством: шесть равно шести.
III. Постановка учебной задачи
- Сегодня мы с вами будем говорить о равенствах и постараемся открыть один из законов сложения.
Физкультминутка
Раз, два - стоит ракета.
Три, четыре - самолёт.
Раз, два - хлопки в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре
И на месте походили.
Изучение нового материала.
- Возьмите математические кораблики.
-Положите слева один красный кружок, а справа 4 синих. Придвиньте к 1-му кругу 4.
(Я выполняю те же действия на магнитной доске).
- Сколько всего кругов стало? 5
- Что мы сделали с кружками? Сложили
- Какое математическое выражение мы запишем? 1+4 = 5 (Я записываю на доске)
- А теперь поменяйте круги местами.
- Придвиньте к 4-м синим один красный.
- Какое равенство мы запишем? 4+1=5 (Пишу на доске.)
На доске:
1+4 = 5
4+1=5
- Сравните равенства. Чем они отличаются? (Поменяли местами слагаемые)
- Что в них общего? (Значение суммы равно 5, т.е. не изменяется)
- А теперь положите слева 2 красных кружочка, а справа 3 синих. Придвиньте к 2-м красным 3 синих.
- Сколько всего кругов стало? 5
- Что мы сделали с кругами? (Сложили)
- Какое равенство мы запишем? 2 + 3 = 5 (Пишу на доске)
- А теперь поменяйте круги местами.
- Придвиньте к 3 синим 2 красных.
- Сколько всего кругов стало? 5
- Какое равенство мы запишем? 3 + 2 = 5 (Пишу на доске)
На доске:
- Сравните равенства. Чем они отличаются? (Поменяли местами слагаемые)
- Что в них общего? (Значение суммы не изменилось)
- Какой же вывод мы можем с вами сделать?
Если слагаемые переставить местами, значение суммы не изменится.
- Мы с вами совершили математическое открытие, что от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется. (Повторить хором)
- Откройте учебник с 71. Прочитаем правило. (Читает 1 ученик)
От перестановки слагаемых значение сумм не меняется.
- Правильно мы сделали с вами вывод? Да
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту сесть опять.
IV. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику. Стр. 70 № 160
- Что видим на картинке? ( Фишки домино)
- Чем они похожи? (Количество точек одинаковое)
- Чем отличаются? (Их перевернули)
- Какие равенства можем записать? (По 1 человеку у доски записывают)
(Аналогично разобрать последний случай и записать в тетради и на доске.)
Стр. 70 №161
На доске:
- Какие равенства можно составить?
- Кто понял? (От точки 2 делаю 5 шагов вперёд, останавливаюсь на 7. Значит к 2 + 5 = 7)
- Запишем в тетрадь.
- Посмотрите на эти равенства.
- В чем мы снова убедились? (От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется)
На доске:
4+3=7
5+2=7
1+6=7
3+4=7
- Что вы видите на доске? (Яблоки, груши или фрукты)
- Выберите равенства, которые соответствуют рисунку и назовите? (По 1 человеку выходят к доске и подчеркивают верное равенство)
- Давайте запишем их в тетрадь.
- Прочитайте какие равенства записали?
V. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Мы в этом сегодня убедились?