Урок по математике в 1-м классе по теме "Переместительное свойство сложения"

Разделы: Начальная школа


Учебник Истоминой Н.Б. «Математика 1 класс».

Задачи:

  • образовательные: формирование вычислительных навыков, знания о составе чисел 2,3,4,6, о равенствах и неравенствах; умение работать с числовым лучом; закрепить знания детей о классификации предметов и сравнение их по различным признакам.
  • развивающие: развивать психические свойства такие, как внимание, мышление, память, волевые привычки (концентрация внимания, сосредоточение, аккуратность); нравственные качества, организованность, трудолюбие, добросовестность.
  • воспитательные: формирование активности и познавательного интереса к урокам математики через дидактические игры и личный опыт учащихся, а также аккуратное и бережное отношение к труду.

Оборудование: мозаика с фигурами, цифрами, знаками >, < , =; математические кораблики; карточки «Кларо»; наглядное пособие «Поезд», «Фрукты».

Ход урока

I. Организационный момент

Постановка учебных задач:

- Чему мы учились на прошлом уроке? (Учились сравнивать число и выражение)

- А сегодня на уроке мы с вами откроем новый очень важный закон в математике. Но сначала посчитаем устно.

II. Устный счет

 1. Посчитайте от 2 до 9 хором (от 8 до 3? от 1 до 9 через 1).

- Молодцы.

2. На доске:

- Какие фигуры вы видите? (круги и квадраты)

- Какая фигура лишняя? (рассмотреть разные варианты лишних фигур)

3. А сейчас мы с вами поиграем. Как называется игра, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

В поле лестница лежит
Дом по лестнице бежит. (Поезд)

- Игра называется «Поезд».

На доске:

- Посмотрите, какой он длинный, наверное, в нем едет очень много пассажиров.

- Давайте посчитаем пассажиров в каждом вагоне.

- Возьмите карточки и фломастеры, играем молча.

(Дети молча показывают ответ на индивидуальной карточке. Ответ записывается над каждым вагоном; в последнем вагоне записать: =9).

4. На доске:

- С помощью этих чисел и знаков постройте неравенства. (Дети по одному выходят, ставят знаки, называют неравенство. Последнее выражение является равенством, дети сомневаются.)

- Почему не получается построить неравенство?

Это выражение является равенством: шесть равно шести.

III. Постановка учебной задачи

- Сегодня мы с вами будем говорить о равенствах и постараемся открыть один из законов сложения.

Физкультминутка

Раз, два - стоит ракета.
Три, четыре - самолёт.
Раз, два - хлопки в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре
И на месте походили.

Изучение нового материала.

- Возьмите математические кораблики.

-Положите слева один красный кружок, а справа 4 синих. Придвиньте к 1-му кругу 4.

(Я выполняю те же действия на магнитной доске).

- Сколько всего кругов стало?  5

- Что мы сделали с кружками? Сложили

- Какое математическое выражение мы запишем? 1+4 = 5 (Я записываю на доске)

- А теперь поменяйте круги местами.

- Придвиньте к 4-м синим один красный.

- Какое равенство мы запишем? 4+1=5 (Пишу на доске.)

На доске:

1+4 = 5

4+1=5

- Сравните равенства. Чем они отличаются? (Поменяли местами слагаемые)

- Что в них общего? (Значение суммы равно 5, т.е. не изменяется)

- А теперь положите слева 2 красных кружочка, а справа 3 синих. Придвиньте к 2-м красным 3 синих.

- Сколько всего кругов стало? 5

- Что мы сделали с кругами? (Сложили)

- Какое равенство мы запишем? 2 + 3 = 5 (Пишу на доске)

- А теперь поменяйте круги местами.

- Придвиньте к 3 синим 2 красных.

- Сколько всего кругов стало?   5

- Какое равенство мы запишем? 3 + 2 = 5 (Пишу на доске)

На доске:

- Сравните равенства. Чем они отличаются? (Поменяли местами слагаемые)

- Что в них общего? (Значение суммы не изменилось)

- Какой же вывод мы можем с вами сделать?

Если слагаемые переставить местами, значение суммы не изменится.

- Мы с вами совершили математическое открытие, что от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется. (Повторить хором)

- Откройте учебник с 71. Прочитаем правило. (Читает 1 ученик)

От перестановки слагаемых значение сумм не меняется.

- Правильно мы сделали с вами вывод? Да

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту сесть опять.

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику. Стр. 70 № 160

- Что видим на картинке? ( Фишки домино)

- Чем они похожи? (Количество точек одинаковое)

- Чем отличаются? (Их перевернули)

- Какие равенства можем записать? (По 1 человеку у доски записывают)

(Аналогично разобрать последний случай и записать в тетради и на доске.)

Стр. 70 №161

На доске:

- Какие равенства можно составить?

- Кто понял? (От точки 2 делаю 5 шагов вперёд, останавливаюсь на 7. Значит к 2 + 5 = 7)

- Запишем в тетрадь.

- Посмотрите на эти равенства.

- В чем мы снова убедились? (От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется)

На доске:

4+3=7

5+2=7

1+6=7

3+4=7

- Что вы видите на доске? (Яблоки, груши или фрукты)

- Выберите равенства, которые соответствуют рисунку и назовите? (По 1 человеку выходят к доске и подчеркивают верное равенство)

- Давайте запишем их в тетрадь.

- Прочитайте какие равенства записали?

V. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Мы в этом сегодня убедились?