Тема: Приёмы сложения и вычитания достойны вашего внимания.
Цель:
- закрепить устные и письменные приёмы сложения и вычитания, умения выполнять проверку вычисления;
- развивать умение осуществлять выбор ответа при решении логических задач; умение наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать; развивать психические процессы учащихся: память, внимание, мышление; создать условия психологической комфортности, развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности у детей;
- воспитывать познавательный интерес к математике, чувство взаимопомощи, поддержки.
Организационный момент. Психологический настрой
Подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
Вступительное слово учителя. На уроке у нас гость. Встречайте! Этого мальчика вы, конечно же, узнали. Кто это? (Незнайка). Вот что он для вас написал:
«Дорогие мои ребятишки! Вот и я нынче взял в руки книжки. Приглашаю я вас путешествовать. Знания свои совершенствовать».
Да, он принёс нам задания, которые не смог решить сам. Незнайка просит нас о помощи. Давайте ему поможем и вместе с ним поднимемся по лесенке Знаний. (на доске и у каждого уч-ся карточка с изображением лесенки Знаний 1 и 2 этапа урока.)
У меня перед началом нашего путешествия вот такое настроение. (показ солнышка).
А какое настроение у вас? Покажите.
Ход урока
1. Релаксационная игра «Дерево»
-Что необходимо на уроке, чтобы хорошо думалось и решалось?
Чтобы вы были спокойны и уверенны в себе, проведем игру.
- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте, представьте, что вы дерево. Представьте себя стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки – свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко « шелестят », слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверенны в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас всё получится!
2. Определение темы и цели урока
- Разделите карточки с терминами на две группы (на доске карточки с терминами: уменьшаемое, разность, слагаемое, сумма, значение разности, вычитаемое, слагаемое, значение суммы).
- Как одним словом назвать 1 группу? (сложение)
- А вторую? (вычитание)
- Сможете ли вы дать определение темы нашего урока?
Да, сегодня на уроке математике мы закрепим приёмы сложения и вычитания, а также умение выполнять проверку вычисления.
3. Устный счёт
Итак, заглянем в 1 конверт. Здесь Незнайка приготовил нам несколько заданий для устного счёта.
а) Какое число лишнее в каждой строке? Докажи!
23, 74, 41, 14
40, 17, 60, 50
б) По какому признаку записаны столбики примеров? Докажите!
27 + 5
76 + 20
44 + 2
39 + 3
56 + 30
34 + 5
28 + 4
35 + 40
32 + 6
в) Задача на смекалку.
- Переложи 2 палочки так, чтобы получилось 3 треугольника.
- Что вы знаете о треугольнике?
г) Логическая задача с выбором верного ответа.
« Катя и Оля рисовали. Одна девочка рисовала животных, другая – цветы. Катя рисовала цветы. Что рисовала Оля?
- Какой ответ правильный? Докажи!
1. Цветы.
2. Животных.
3. Неизвестно, что рисовала.
д) Найди неизвестный компонент действия. Докажи! Прочитай выражения разными способами.
62+?= 70
38-?= 30
?-6 = 9
- Какие правила вспомнили?
- Как вы думаете, помогли мы Незнайке шагнуть на ступеньку выше? А на какой ступеньке лестницы Знаний находитесь вы?
Если вы уверенно себя чувствуете, то нарисуйте в своих карточках на лестнице Знаний флажок на верхней ступеньке. Если несколько неуверенно, то нарисуйте флажок чуть ниже.
- Я ставлю флажок на верхнюю ступеньку, потому что довольна вашей и своей работой (Оценки за устный счёт)
4. Закрепление вычислительных приёмов
- Посмотрим, какое задание Незнайка приготовил во втором конверте?
- Вычисли и выполни проверку.
1 вариант:
28+9
57+42
2 вариант:
86-33
35-6
- Сверимся с решением на доске.
Проверим правильность решения у доски и в тетрадях.
- Кто всё выполнил верно поднимите руку. Кто допустил ошибку? Почему? Как исправить? (Оценки).
Физминутка (проводит дежурный)
5. Решение задачи. (3 конверт)
-Откройте учебник на странице 95, задача № 12. Прочитайте.
Анализ задачи: - О ком эта задача? Где плавали птицы?
Известно ли сколько было лебедей? Гусей? Что мы знаем про уток?
Какой вопрос задачи? Можем ли мы сразу ответить на вопрос? Почему? Какая это задача? Что сначала узнаем? Каким действием?
А теперь сможем ответить на главный вопрос задачи? Каким действием? Запишите решение самостоятельно в тетрадях (1 – у доски). (Во время анализа задачи – составление краткой записи на доске и в тетрадях).
- Свертись с решением на доске.
6. Самостоятельная работа на карточках.(4 конверт)
- Решить столбиком примеры.
1 вариант:
67-25
32+45
95-63
21+76
2 вариант:
68-45
43+26
57-34
16+43
- Проверьте своё решение по образцу на доске. Поставьте «+», если выполнили верно. Поднимите руку, у кого нет ошибок. У кого одна ошибка? В каком примере? Исправьте ошибку.
- Что Вам помогло при вычислении?
- Уверенно ли вы чувствовали себя на этом этапе урока? Если да, поставьте флажок на верхней ступеньке лестнице Знаний. Если не совсем уверенно, то чуть ниже.
Поскольку я довольна вашей работой, то поставлю флажок на верхней ступеньке.
7. Подведение итога урока.
- Незнайка доволен, ведь он многому научился. Чему же, мы помогли научиться Незнайке?
- Но посмотрите, у Незнайки остался ещё один конверт.
Что же в нём? (5 конверт)
Игра « Угадай число».
- Задумайте число, прибавьте к нему 6, из суммы вычтите 2, затем ещё вычтите задуманное число, к результату прибавьте один.
«Тот, кто смог правильно сосчитать, сможет оценку свою угадать».
- Наш урок подошёл к концу. Что вам больше всего удалось на уроке? За что вы можете себя похвалить? Что не удалось?
- Поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня такое (солнышко) настроение.
-А какое настроение у вас?
Спасибо за урок.
Домашнее задание: стр. 94 № 3.