Течение жизни все ускоряется, усиливается тревожность относительно судеб наших духовных ценностей, осознаются существенные утраты в области чистоты, богатства, культуры русского языка. Ведь язык народа является хранителем многовековых традиций мировосприятия, истории народа, его радостей и страданий, творчества, созидания, разума. Все культурные ценности нашего великого народа хранятся в его языке и в языке же наследуются. Нельзя забывать, что наше главное национальное достояние – это язык А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского, творчество Н.М.Карамзина и Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева и И.А.Бунина.
Мы живём в непростое время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделён человек – даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать…
С грустью приходится признать, что в последние годы наблюдается общее снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, а во многом и нравственных ориентиров, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения. Этому весьма умело способствует разнузданная пропаганда насилия, жестокости, криминала, жаргонов преступного мира, вытеснение классической литературы и падение интереса к ней, падение престижа тех профессий, которые призваны оберегать чистоту языка и культуру родной страны. Ниже всякого предела уменьшен контроль за качеством издаваемой литературы. Отмену цензуры, конечно, можно справедливо расценивать как победу демократии. Но как быть с тем, что планка языковых требований к произведениям настолько низка, а в текстах недавно изданных книг встречается большое количество орфографических, стилистических, грамматических и другого рода ошибок, что после первой прочитанной страницы очень хочется закрыть её и забыть, что когда-то в детстве нам говорили: «Книга – источник знаний». Да, источник, но каких знаний? С каким процентом ошибок в тексте? Следует отметить, что те источники, которые оказывают самое сильное влияние на речь людей: СМИ, телевидение, современное книгоиздательство – далеко не всегда дают подлинные образцы правильной культурной речи. Далёк от идеала и язык властей – государственные деятели говорят сухо, маловыразительно, обычно – официально и совсем не используют тех богатств, которые накопили великая русская литература и фольклор. Поэтому сегодня нам остаётся пока только мечтать о выпускнике школы, который умел бы общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его хотелось слушать; умел оценивать чужую, и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь.
А начинать работу над культурой речи, приближение к речевому идеалу нужно именно сейчас, чтобы впоследствии не было поздно. Надо чтобы наши дети усвоили то, что очень важно в жизни каждого человека – умение правильно передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (если это необходимо) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора, сочинить рекламное объявление и многое другое.
Русский язык «неисчерпаемо богат», говорил А.М.Горький. Овладевая родным языком, ребёнок усваивает многое из этой сокровищницы речи, но, разумеется, далеко не всё. Особенно интенсивно начинает обогащаться речь школьников. И это связано с их учебно-познавательной деятельностью, с целенаправленной работой, которая проводится учителем на уроках родного языка.
Уже в начальной школе необходимо познакомить детей с понятием «богатая – бедная речь», чтобы более последовательно и продуктивно проводить практическую работу по обогащению речи учащихся. При этом нужно исходить из того, что, чем больше слов знает, понимает, употребляет человек, тем богаче его речь, тем свободнее и полнее выражает он свои мысли и чувства, настроения и желания. С чего начать? Безусловно, с обогащения словарного запаса детей, это верный путь к слову. Убедите своих учеников в необходимости постоянной работы с толковыми словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Изучите происхождение слова, строение, произношение, написание, его значение(я). Покажите, как живет и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста. Как можно раньше и всеми доступными средствами, включая мимику, жесты, музыку, творческую импровизацию, познакомьте ребят со значениями слов. Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Известно, что для учащихся начальной школы характерна возрастная потребность стремиться ко всему хорошему, доброму, они хотят выразить познанное в словах. Этому подчас препятствует отсутствие в лексиконе детей таких слов, как доброта, отзывчивость, чуткость, преданность, душевный, милосердный, гуманный, сострадательный и др. Развивать речь детей, работать над формированием культуры детской речи – значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением собственных мыслей.
Наилучшим источником пополнения словаря школьников, несомненно, служит литература, классические образцы, речь интеллигентных людей, учителей в первую очередь. Не менее важно очищение речи школьников от ненормативной лексики, диалектизмов.
Если вы родом из детства, где зачитывались книгами о приключениях, легко вспомнить ощущения, когда хочется побывать на месте героев книги, мечтаешь о странствиях. Нынешние дети, в отличие от нас, книжных романтиков, подпитываемые СМИ, рекламой на ТВ, уже точно знают, что хотят на Канары, в Таиланд, в Париж. У каждого из нас в детстве, да и теперь, были любимые книги и писатели, любимые герои произведений, на которых очень хотелось быть похожими. В школе мы вели читательские дневники, делились друг с другом своими открытиями в мире литературы, были постоянными читателями библиотек, собирали свои домашние библиотеки. Мы с удовольствием писали сочинения, некоторые пробовали писать стихи. Нельзя этого сказать о современных школьниках.
У сегодняшних семилетних детей, поступающих в первый класс, умение сосредоточиться на окружающем мире, желание всмотреться в него, вдуматься, а, тем более, рассказать о нём, или совсем не развито, или развито крайне слабо. Зато чрезвычайно развит апломб и склонность к пустословию. Многие из них не могут назвать ни одного литературного героя, ни любимых детских писателей. Зато некоторым известен Гарри Поттер, но, разумеется, не из книг, а из одноименного кинофильма. Таких скудных представлений о доступном круге чтения и столь несформированного читательского кругозора прежде невозможно было даже представить. Значит, основной задачей учителя начальных классов является вывод детей из эмоционально-нравственного тупика, спровоцированного заполнением свободного времени просмотром мультфильмов и компьютерными играми.
Опираясь на многолетний опыт работы в школе, можно выделить следующие пути формирования культуры речи как младших, так и старших школьников:
1. Первое, что нужно каждому ученику – желание и потребность владеть культурой речи, речевым этикетом. Уроки развития речи и риторики под чутким руководством умелого педагога вполне способствуют хорошей, свободной речи. Тем же целям служат школьные и детские библиотеки. Учитель должен прививать детям любовь и интерес к чтению, умело направлять читательские интересы детей в нужное русло, учить любить книгу и сам процесс чтения. Это особенно важно именно сейчас, когда дети большое количество свободного времени проводят у экранов телевизора или при работе с компьютером.
2. Хорошее знание школьных учебников, выполнение многочисленных заданий, чтение книг, живое общение с высококультурными носителями языкового мастерства и традиций.
3. Накопление справочной литературы и работа с ней. (Учебники и пособия по культуре речи, по риторике, по теории и истории литературной нормы, особенно словари: толковые, орфографические, фразеологические, орфоэпические, словари трудностей русского языка, синонимические, энциклопедические, историко-этимологические и др. Очень важно, чтобы словари были в семейных библиотеках учеников и учителя).
4. Возможна организация в школах методических объединений узкой направленности, секций учителей-словесников, включая учителей начальных классов, которые будут планировать, осуществлять контроль, направлять работу по формированию культуры речи учащихся, исходя из целей и задач методической работы данного образовательного учреждения.
5. Можно возобновить (как было в старые добрые времена) или начать выпуск школьных газет и журналов с материалами по культуре речи, создать тематический общешкольный уголок, организовать кружки культуры речи и литературного творчества, журналистики; в планы воспитательной работы обязательно включать проведение утренников, вечеров, конференций, конкурсов, олимпиад (по культуре речи).
Такие меры значительно помогли бы развитию речи детей, снятию страха перед самостоятельным высказыванием, способствовали бы привитию навыка анализировать свои поступки и происходящие события. Дети узнавали бы себя как партнёра по общению, открывали бы в себе самые разнообразные стороны личности (те, что помогают установить контакт с окружающими и те, которые мешают это сделать).
6. Очень полезно было бы ввести в структуру каждого урока пятиминутку грамотности и культуры речи. Культуру речи, любовь к родному языку не воспитаешь лозунгами «Надо любить и беречь!». Положительное отношение к русскому языку, к литературе – это положительное отношение к нему, начиная уже с первых дней обучения, с начальной школы. Это значит, что детям должны нравиться и быть интересными уроки родного языка, которые, в свою очередь, обязательно должны подкрепляться определёнными достижениями в этой области. Русский язык красив и понятен, - вот какой вывод должны сделать дети в процессе изучения родного языка.
7. Также необходима связь с родительскими организациями. Если каждый родитель расскажет своему сыну или дочери об интересной книге, перечислит любимых писателей, подарит книгу в праздник, сходит с ребёнком в библиотеку, в театр, в музей, то учителю будет на что опереться в его нелёгком труде. Он будет не одинок. И тогда дети «откроют свои уста», смогут приблизиться к осознанию важных идей мировоззренческого характера – о связи языка и действительности, языка и мышления, задумаются о значении культуры речевого поведения в жизни.
Будем помнить, что школьный возраст – это самый ценный период в жизни ребёнка, наиболее благоприятный в речевом развитии и нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик, приятный собеседник. Он начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Энергия и любознательность детства неисчерпаема, нужно лишь умело направить её, раскрыть двери в такой привлекательный для детей окружающий мир.