Урок во 2-м классе по теме "Приставка как часть слова"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с приставкой как значимой  частью слова, стоящей пред корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение над этой частью слова и научить выделять её из состава слова; развивать орфографическую зоркость внимание, уверенность в своих силах, память; воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность.

Ход урока

1. Организация класса

2. Работа по теме

1) Повторение пройденного.

- Найдем урок № 62.

- По какому блоку будем работать?

- Что изучает блок «Как устроен наш язык»?

- Какие темы мы изучили в этом блоке?

- Что объединяет  эти темы?

- О чем говорит правило корня?

- Где находятся все орфограммы?

- Как звучит тема нашего урока?

- Правильно. Тема нашего урока «Приставка как часть слова».

- Как вы думаете о каком разделе мы будем говорить?

- Что мы знаем о составе слова? Из каких кирпичиков состоят слова?

- Что такое окончание?

- Может ли слово быть без окончания? Например.

- Что такое корень?

- Может ли быть слово без корня?

- Какая часть слова находиться за корнем?

- Что вы знаете о суффиксе?

- Может ли быть слово без суффикса?

- И вот в нашем строительстве слова остался один кирпичик и мы сегодня должны узнать, что это за кирпичик и какую роль он играет в составе слова. Так, задача нашего урока - узнать, что такое приставка и какова ее роль в слове.

2) Знакомство с новой темой.

  • Записать число, классная работа, прописать чистописание по образцу.
  • Работа по учебнику.

- Как всегда разобраться с новой темой поможет нам Сережа. На первые два вопроса мы уже ответили, попробуем ответить на следующие вопросы. Давайте запишем слова

Море – приморский

- Выделим окончание в слове приморский.

- От какого слова образовано слово приморский? Значит, корень –мор –

- Суффикс –ск-

- Какую часть речи образовали? На какой вопрос отвечает?

- Что обозначает это слово?

- Какая часть слова дала значение «находящийся рядом, около»?

- Вот эта часть слова дала слову море новое значение. Эта часть слова называется приставка. Она дает словам новое  значение и обозначается так .

- Разберем слова:

Придорожный

Пришкольный

Прибрежный

ВЫВОД: Приставка – это часть слова, которая находится перед  корнем и служит для образования новых слов, она обозначается так.

- Давайте оживим состав слова.

- В русском языке очень много приставок, посмотрите, о каждой приставке мы будем говорить на отдельном уроке, определять какое значение они имеют.

Работа в парах.

- Найдите упр. 1. Прочитайте задание, вставьте нужную приставку.

…….бежал за угол,

…….бежал из дома,

…….бежал первым,

…….бежал через дорогу,

……бежал от края.

- Проверим, докажем.

- Так как надо найти приставку.

АЛГОРИТМ НАХОЖДЕНИЯ ПРИСТАВКИ

1. Подбери однокоренное слово.

2. Укажи корень

3. Отметь часть слова перед корнем, которой слова различаются. Это приставка.

4. Назови приставку.

Устно упр. 2. С объяснением.

3) Закрепление пройденного.

Тест

1. Корень – это

1) Часть слова

2) Общая часть родственных слов

3) Часть речи.

2. Суффикс находится

1) за корнем

2) за окончанием

3) перед корнем

3. Окончание – это

1) Неизменяемая часть слова

2) Изменяемая часть слова

3) Изменяемая часть речи

4. Приставка пишется

1) После корня

2) Перед корнем

3) Перед суффиксом

- Проверим. У кого какой числовой ответ? Правильный ответ 2122.

- Молодцы!

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

3. Итог урока

Дом.зад. упр.5