Задача педагога, реализующего принципы личностно-ориентированного обучения на современном этапе развития образования и воспитания – овладеть конкретными способами и методами развития индивидуальности в каждом обучающемся. Классный руководитель наиболее полно представляет себе проблемы и достижения, интересы и способности, реальные и потенциальные возможности каждого ребенка, поэтому основную работу по развитию индивидуальности ребенка выполняет именно он. Классный руководитель осуществляет системную работу по обеспечению процесса становления и проявления индивидуальности учащихся по следующим направлениям:
№ п/п |
Основные направления педагогического обеспечения индивидуальности |
Содержание и организация деятельности классного руководителя |
1. |
Педагогическая поддержка становления индивидуальности |
1. Организация воспитательных дел, направленных на апробацию детьми своих возможностей в различных видах деятельности. 2. Поддержка социальных инициатив, увлечений и интересов учащихся. 3. Развитие творческих способностей детей 4. Содействие развитию самостоятельных и самоуправленческих начал в ученическом коллективе 5. Проведение цикла тематических классных часов и занятий по познанию и самосовершенствованию личности ребенка. |
2. |
Содействие ребенку в проявлении его индивидуальности |
1. Организация воспитательных дел, направленных на представление мира интересов учащихся и презентацию их личностных достижений. 2. Проведение внеклассных мероприятий состязательного характера (конкурсы, олимпиады, соревнования) 3. Организация работы с младшими школьниками, в процессе которой ученики демонстрируют свои способности, знания, умения и навыки 4. Рефлексия (саморефлексия) и учет (самоучет) личностных достижений учащихся и других проявлений их индивидуальности. 5. Поощрение учащихся за успехи в различных видах деятельности |
4. |
Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей учащихся, помощь в решении проблем ребенка и его семьи. |
1. Изучение учащихся, выявление трудностей в их жизнедеятельности и развитии, поддержка в решении проблем 2. Забота о создании для детей нормальных жизненных условий в школе и дома 3. Организация мероприятий для формирования социально-правовой компетенции учеников и их родителей. 4. Привлечение специалистов школы (социального педагога, психолога) и других учреждений и организаций для работы по коррекции индивидуальных особенностей детей и оказанию помощи в решении проблем учащихся. |
Учитывая объективные законы развития и саморазвития ребенка, работа по развитию индивидуальности строится в разных возрастных группах, на всех ступенях обучения.
В начальной школе, когда ребенок попадает в непривычную среду, он открывает не только законы и традиции школьной жизни, но и самого себя в новой системе деятельности и отношений. Сравнивая себя с другими учениками, он узнает о своих особенных качествах и способностях. Ключевые понятия этого этапа – «самоузнавание», «самооткрытие». Задача классного руководителя связана в основном с созданием в классе благоприятного психологического климата, атмосферы творчества, в которой дети могут раскрыться.
При обучении в основной школе совершенные открытия заставляют ребенка задумываться о самом себе, осмысливать происходящие с ним события и искать причины, приводящие к тем или иным последствиям. Идет активное самопознание и самовоспитание.
В старших классах, продолжающее самопознание дополняется мыслями и профессиональном самоопределении. Этот этап можно охарактеризовать как «самопроектирование» и помогает старшеклассникам более осознанно строить свое будущее.
Таким образом, развитие индивидуальности проходит 3 этапа:
1. «Я и мир вокруг» (самооткрытие и самоузнавание);
2. «Я и мой внутренний мир» (самопознание, рефлексия, апробация разных сфер проявления);
3. «Я в мире» (самопроектирование, самоопределение).
Принимая во внимание все вышесказанное, был разработан цикл занятий по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию обучающихся «Учимся жить в современном мире» для 8-11 классов
В ходе проведения данных занятий решаются следующие цели и задачи:
Создание условий для расширения знаний обучающихся о самих себе, своих возможностях и способностях.
Развитие умений ориентироваться в современном мире, занимать активную жизненную позицию;
Развитие желания работать над собой, видеть свои слабые и сильные стороны;
Воспитание интереса к самому себе, формирование собственной культуры самопознания, саморазвития, самовоспитания.
Формирование адекватной самооценки.
Формирование навыков социального взаимодействия.
Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся.
Формирование у старшеклассника образа желаемого будущего
Построение индивидуальной образовательной и деятельностной траектории, позволяющей реализовать образ собственного будущего.
В структуру занятий включены три основных блока
Блок "Какой Я?" Большая роль отводится изучению собственных индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, формированию в себе положительных качеств личности. Занятия данного блока помогают обучающимся понять необходимость определения для себя жизненных целей и ориентиров, которые помогут развить черты характера, необходимые для их реализации. Кроме того, занятия направлены на поддержку учащихся, создание ситуации успеха в процессе самовоспитания
Блок "Я и другие". Цель данного блока - сформировать у учащихся навыки межличностного взаимодействия для обеспечения успешной социальной адаптации в обществе, формировать стремление к конструктивному взаимодействию с людьми
Кроме того, продолжается развитие самопознания, изучаются те особенности эмоционально-волевой сферы, которые определяют поведение человека в обществе.
Таким образом, школьники уделяют внимание становлению человека, который в процессе самопознания определяет приоритеты и открывает перед собой возможности, обогащая свою жизнь.
Блок "Я и мое будущее" связанные с формированием у учащихся способностей планировать жизненные и профессиональные перспективы, способность принимать решения и принимать на себя ответственность за эти решения. Занятия способствуют развитию системы жизненных ценностей, осознанию своих индивидуальных потребностей и жизненных целей. Третий блок помогает выпускнику ответить на вопрос "К чему я стремлюсь и как я могу этого достичь?"
Тематическое планирование для обучающихся 8-9 классов.
Занятие 1. Кто я? Какой я? Моя жизненная лестница.
Занятие 2. Дневниковые записи как возможность самопознания.
Занятие 3. Я познаю себя. Я познаю других. Я сам изменяюсь
Занятие 4. Я в мире людей. Люди, которые рядом.
Занятие 5. Я в ситуации выбора.
Занятие 6. Общение и уважение. Общение с разными людьми.
Занятие 7. Компания и я.
Занятие 8. Я и моя семья.
Занятие 9. Ситуация жизненного выбора.
Занятие 10. Ситуация профессионального выбора.
Тренинги:
Тренинг способностей обучающихся. Открываю свои интеллектуальные способности.
Тренинг коммуникативных навыков ”Учись общаться”.
Данные занятия проводятся на классных часах, через внеклассные мероприятия, индивидуальные занятия, в форме активного общения классного руководителя и обучающихся.