Урок русского языка в 8-м классе по теме "Понятие об однородных членах предложения"

Разделы: Русский язык


Цели:

I. Обучающие:

1. Обобщить сведения об однородных членах предложения, полученные в 5-7 классах;

2. Формировать умения: 

  • опознавать однородные члены предложения и ряды однородных членов;
  • правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения;
  • соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами предложения.

II. Развивающие:

Развивать:

  • логическое мышление детей;
  • речь учащихся путём включения в неё предложений с однородными членами предложения;
  • умения анализа текста;
  • навыки самостоятельной и коллективной работы.

III. Воспитывающие:

Способствовать развитию:

  • любви к родному языку;
  • любви к родной природе.

Оборудование:

  1. план коммуникативного анализа текста (на доске)
  2. текст (записан на доске)
  3. кластер (составляется постепенно совместно с детьми)

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Мы с вами закончили изучать тему  «Односоставные предложения». Что вам было задано на дом?

(Составить текст на тему «Зимой в деревне» с использованием односоставных предложений).

II. Проверка домашнего задания

1. Учитель. Слушаем ответы учеников, затем дадим свою оценку, пользуясь планом коммуникативного анализа текста (Приложение 1).

(Ответы учащихся)

1. Работа у доски. Ученик вставляет пропущенные буквы в текст, записанный на доске, графически объясняет постановку знаков препинания и орфограмм.

Маленькие и б…льшие звёзды заж…гались (на) небе. Ветер наг…нял (на) них тучки, но н…чего (не) мог сделать. Звёзд было так много, что ни ветер, ни тучи, ни тёмная ноч… (не) могли (с) ними справит…ся.

Я смотрел на небо да думал: «Ночь сегодня то ли странная, то ли чудесная».

Не только большие звёзды, но и самые маленькие вес…ло подмиг…вали земл…

«Се…одня что- то произойдёт, -- подумал я, а вслух сказал: «Удивительно».

2. Беседа с классом по тексту.

1) Что объединяет тексты, которые мы с вами прослушали, с записанным на доске?

(Тексты о зимней природе; коммуникативная задача – передать восхищение красотой родной природы.)

2) Назовите слова, которые выражают основную мысль.

(«Удивительно», «Чудесная ночь»)

3) Какое изобразительно-выразительное средство используется в тексте?

(Метафора: Звёзды … подмигивали земле. Эпитет: Звёзды весело подмигивали земле.)

4) Озаглавьте текст.

(«Небо», «Чудесная ночь», «Небо и звёзды»)

3. Ответ ученика у доски.

(В тексте встретились следующие орфограммы:

1) Безударные гласные в корне слова: большие, нагонял, удивительно, сказал, смотрел, весело.

2) Буквы И, У, А после шипящих: зажигались, чудесная.

3) Раздельное написание предлогов: нагонял на них, зажигались на небе.

4) Правописание не с глаголами: не мог.

5) Не и ни в отрицательных местоимениях: ничего.

6) Правописание суффиксов –ива- (-ыва-) и –ова- (-ева-): подмигивали

7) Мягкий знак в существительных III склонения: ночь.

8) Правописания –тся и –ться в глаголах: не могли справиться.

9) Непроверяемые согласные в корне: сегодня.

10) –е- и –и- в окончаниях существительных: подмигивали земле.

11) Правописание суффиксов –то, -либо, -нибудь в местоимениях: что-то).

5. Индивидуальное задание. Синтаксический разбор 1-го и 2-ого предложений (2 ученика).

6. Беседа с классом по тексту (продолжение).

5) Какие пунктограммы встретились в тексте? (без 1-го и 2-го предложений)

- Запятая в сложном предложении (Звёзд было так много, что ни ветер, ни тучи, ни тёмная ночь не могли с ними справиться.)

Дополнительное задание: определить в этом предложении типы сказуемых.

- Знаки препинания в предложениях с прямой речью («Сегодня что- то произойдёт, -- подумал я, а вслух сказал: «Удивительно».)

Дополнительное задание: составить схему предложения, объяснить постановку знаков препинания.

7. Ответы учеников у доски. Класс записывает 1-е и 2-е предложения, делает их разбор.

III. Объяснение нового материала

Учитель.1. Вопросы

1) Что общего в структуре предложений?

2) Чем различаются эти предложения?

( В 1-м предложении однородные члены связаны при помощи перечислительной интонации и союза; во 2-м – при помощи перечислительной интонации, без союза)

1. Сообщение темы и целей урока.

 Учитель. Сегодня на уроке мы обобщим всё известное вам об однородных членах предложения, научимся находить их в предложениях, читать, соблюдая перечислительную интонацию, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, а кроме этого, узнаем новое.

(Открывается записанная на доске тема урока. Ученики фиксируют её в своих тетрадях).

Работать мы с вами будем в необычной форме, составим кластер (графическую схему).

1. Составление кластера.

Учитель.

1) Каковы же признаки однородных членов предложения?

(Ученики записывают: «Однородные члены предложения» и «Признаки». По мере ответов детей открываются части в кластере. Каждый ответ сопровождается примером из текста.

1) Отвечают на один и тот же вопрос.

2) Относятся к одному и тому же члену предложению или поясняются одним и тем же членом предложения.

3) Выполняют одинаковую синтаксическую функцию.

4) Равноправны (соединены сочинительной связью).

2) Какой из названных признаков однородных членов предложения является самым главным? Проранжируйте названные признаки однородных членов предложения по степени важности.

3. Работа с текстом.

Вопросы учителя.

1) Какие знаки препинания ставим в предложениях с однородными членами предложения?

2) Когда ставим запятую в предложении с однородными членами предложения?

  • Однородные члены предложения связаны при помощи интонации, без союзов и союзных слов. (Примеры).
  • При однородных членах предложения перед противительными союзами. (Примеры).
  • Перед повторяющимися союзами. (Примеры).
  • Перед второй частью двойных союзов. (Примеры).

3) Прочитайте первое предложение текста. Какой вывод о знаках препинания в предложении с однородными членами можно сделать?

Ответы учеников.

- Запятая не ставится перед одиночными соединительными или разделительными союзами. (Примеры).

Запись в кластере «Запятая не ставится».

4)Что ещё вы знаете о постановке знаков препинания при однородных членах предложения?

В случае затруднения работа с предложением:

Снег запорошил всё вокруг: невысокие дома, узенькие улочки, ветви деревьев.

(Записывают предложение, чертят схему).

5) Перестройте предложение, составьте схемы.

(Невысокие, дома, узенькие улочки, ветви деревьев –  всё запорошил снег.

Всё вокруг: невысокие дома, узенькие улочки, ветви деревьев – запорошил снег.)

 Учитель: Этот материал об однородных членах предложения мы с вами вспомнили. А сейчас обратимся к записанным за доской предложениям.

В зимнем лесу было холодно, пасмурно.

Я люблю идти в лесу тихо, с остановками.

6) Найдите однородные члены предложения. Какими частями речи они выражены?

- Однородные члены предложения могут выражаться одинаковыми и разными частями речи.

Запись в кластере: «Средства выражения: одинаковыми частями речи; разными частями речи.

6) Запись предложения:

Странный свет приближался и двигался над зарослями кустов и стволами спиленных берёз.

Учитель: Найдите однородные члены предложения. Чем они отличаются?

Ответ учеников.

- Приближался – нераспространённый, двигался – распространённый член предложения.

Запись в кластере: «Могут быть: распространёнными и распространёнными».

Учитель: Сколько однородных членов в предложении?

Ответ учеников.

- Свет - приближался

Двигался- над зарослями

Стволами

Запись в кластере: Количество рядов однородных членов предложения: один, два, три (Приложение 2).

1. Самостоятельная работа. Прочитать примечание на странице 130 учебника, дополнить предложение:

Не являются однородными членами… (повторяющиеся слова).

IV. Закрепление изученного материала

1. Записать предложения, подчеркнуть ряды однородных членов (для 2-ой группы учеников, записано за доской).

1) Сухие листья и трава хрустят под ногами и предупреждают об опасности всех лесных обитателей.

2) Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды около коряг.

2. Перестроить предложения так, чтобы стало два ряда однородных членов (для 1-ой группы учеников, записано за доской).

1) В лесу и на лугу пахло мокрой травой.

2) Мы каждый день сыпали на подоконник для синиц крошки хлеба и крупу.

3. Редактирование предложений.

1) Зима в этом оду снежная и сурова.

2) Но ребята с огромной радостью направлялись на горку и катаются с горы.

3) Всем весело и радуются.

V. Подведение итогов

1. Что вспомнили об однородных членах предложения?

2. Что узнали нового?

3. Оценки за урок.

VI. Домашнее задание

Составить текст из 6-8 предложений на тему «Зимой», включив в него предложения с однородными членами или выписать примеры предложений с несколькими рядами однородных членов из учебника литературы.

Литература

1. Влодавская Е. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 8 класс.  М.: Издательство «Экзамен», 2005.

2. Гринина-Земскова А. М. Обучение сочинениям. 5 8  классы.  Волгоград,1996.

3. Гринина-Земскова А. М. Сочинения в газетных жанрах. 5 9  классы.  Волгоград,1996.

4. Жердева Л. А. Русский язык в средней школе: Дидакт.материалы: Синтаксис и пунктуация: 8 кл.  2-е изд.  Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та;  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

5. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы/ авт.-сост. А. А. Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

6. Савченкова Г. Ф. Рабочая тетрадь по русскому языку: к учебнику «Русский язык. 8 класс» С. Г. Бархударова и др. (М.: Просвещение) 8 кл. /Г. Ф. Савченкова.  2-е изд., стереотип.  М.: Издательство «Экзамен», 2007.

7. Сборник нормативных документов. Русский язык /  Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.— М.: Дрофа.2007.

8. Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфографии.  М.: Просвещение,1999.

9. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов.  Волгоград, 1999.

10. Тихонова В. В., Шаповалова Т. Е. Русский язык: Тесты. 8-9 классы.  М.: Дрофа, 1997.

11. Уроки русского языка в 8 классе.  Волгоград:  Братья Гринины, 1999.