Задачи:
- Познакомить с предлогами и окончаниями, которые употребляются в дательном и предложном падежах имён существительных первого склонения.
- Развивать умение правильно употреблять в речи имена существительные первого склонения в дательном и предложном падежах; учить различать дательный и предложный падежи.
- Воспитывать аккуратность, чувство товарищества и сотрудничества.
Оборудование: учебник « Русский язык . 3 класс » А.В. Полякова; тетради учащихся; карточки для групповой работы; карточки со словами; медиапроектор.
Ход урока
1. Организационный момент
- Мы рады видеть у нас в гостях учителей города.
Пусть у всех сегодня будет хорошее настроение. Здравствуйте!
Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно.
Слушаем внимательно!
2. Мобилизующий этап. Повторение
Словарно – орфографическая работа
(2,3 слайды)
На экране пейзаж и стихотворение. Читает учитель.
На сосне и на берёзе –
Бахрома:
Белой пряжей
Их запутала зима…
И оставила
Распутывать весне
Эту пряжу на берёзе
И сосне.
- О чём стихотворение? (о природе, о красоте).
Прочитайте ещё раз и назовите все существительные из стихотворения.
(4 слайд).
(Все существительные выделяются.)
(На сосне, на берёзе, бахрома, пряжей, зима, весне, пряжу)
- Расскажите всё, что знаете о существительных? Чем они схожи? Чем они различаются?
(Существительные в единственном числе, женского рода, 1 склонения в разных падежах).
- Найдите и запишите словарное слово.
(На берёзе).
Работа у доски. Работаем над словом.
(Ударная гласная ё; безударная гласная в корне слова е, её нужно запомнить, в слове 3 гласных – три слога).
- Какое слово, на ваш взгляд, необычное? ( Бахрома)
(5 слайд)
Объясните значение слова.
(На слайде картинки в сравнении с пейзажем)
(По словарю Ожегова- это тесьма для обшивки чего - нибудь с рядом свободно свисающих нитей, кистей.)
- Как вы думаете, почему автор выбрал именно это слово?
(Чтобы показать красоту природы).
-Это словарное слово. Запишем его в словарик.
(6 слайд)
- Запишите существительные с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. Подчеркните орфограммы.
(Зима, на сосне, весне - проверочные слова зимы, сосны, вёсны).
3. Формулирование темы урока детьми
- Назовите существительные с одинаковым окончанием.
(На сосне, на берёзе, весне)
(7 слайд)
- Если вы правильно определите падежи существительных, то сможете назвать тему урока.
(На чём? на сосне - П.п.; на чём? на берёзе - П.п.; чему? весне- Д.п.)
Тема урока – Дательный и предложный падежи существительных первого склонения.
( на доске перевернуть).
Проектор можно пока выключить!
4. Работа над темой. Работа в паре
-Сейчас работаете в паре. Ваша задача: понаблюдать и найти особенности существительных 1 склонения в Д. и П. падежах. Вам помогут карточки.
(см. Приложение 1).
- Проверим:
1) Какие вопросы? - щелчок (на экране таблица – вопросы)
(8 слайд)
2) Какие окончания?- щелчок ( на экране – -е-)
(9 слайд)
3) Какие предлоги? – щелчок (на экране – предлоги)
(10 слайд)
Вывод: Существительные 1 склонения в Д.и П. падежах имеют одинаковое окончание, но различаются по вопросам и предлогами.
(11 слайд)
- Сравним наши выводы с авторами учебника - с. 33,34.
5. Работа по учебнику
(с. 33-правило, вывод; с.34 – правило, вывод)
(Дети читают, сравнивают).
Таблица на доску. Монитор выключить
6. Физкультминутка
У нас славная осанка.
Мы сведем лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька - зайчишка,
И как серый волк - волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
7. Закрепление
1) Коллективно – индивидуальная работа
с. 34, упр. 331
- Прочитайте приметы и пословицы. Спишите 3 приметы, вставляя пропущенные буквы, укажите падеж, подчеркните знакомые орфограммы.
- Найдите и запишите пословиц:
1ряд – о дружбе;
2 ряд – о свободе;
3 ряд – о трудолюбии; вставьте пропущенные буквы, укажите
падеж.
1. Кошка к печурке – стужа на двор.
2. Паук усиленно плетёт сети – к погоде.
3. Лягушки расквакались- к непогоде.
3 пословицы:
1) Конь узнаётся при горе, а друг при беде.
2) Птичке ветка дороже золотой клетки.
3) Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
( Дети доказывают, опираясь на таблицу).
2) Выборочный диктант. Самостоятельная работа
- Выпишите из загадок существительные в Д. и П. падежах, выделите окончание, укажите падеж; докажите свой выбор. Проверка взаимная.
1) В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)2) Есть у нас в квартире робот
У него огромный хобот. (Пылесос)3) Его работа – в глубине, на самом дне.
Его работа в темноте и в тишине
Но кто же он, ответь- ка на вопрос?
Не космонавт, а ходит среди звёзд. (Водолаз)
- Проверим. Докажите.
3) Игра на внимание
Если существительное в:
Д.п. – встают девочки.
П.п.- встают мальчики.
- Обрадовался Ане (Д.)
- Завтрак на траве (П.)
- Думать о дочке (П.)
- Посвятить маме (Д.)
- Увидеть на парте ( П.)
- Заботиться о берёзе (П.)
- Пробежать по дорожке (Д.)
- Подойти к стене (Д.)
- Увидеться с братом (Т. п.,2 склонение) (не встают)
8. Домашнее задание
- Хорошо поработали. Хорошее вам и домашнее задание на закрепление темы:
с. 33,упр. 332 или 6 предложений из художественной литературы с существительными Д. и П. падежей.
9. Итог
- Подведем итоги нашей работы.
- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто уверен, что сможет различить существительные в Д. падеже от существительных в П. падеже? Молодцы! А как вы это будете делать?
Расскажите (дети, опираясь на таблицу, рассказывают).
10. Итоговая игра «Наведи порядок!». Проблема на следующий урок
- Какое можно придумать задание?
На доске в беспорядке словосочетания с существительными в Д. и П. падежах.
- Наведите порядок. Расставьте всё по своим местам. Докажите выбор.
Д |
В. |
Приехать к бабушке; |
Стихи о весне; |
Идти по улице; |
Играть на лужайке; |
Рассказать маме; |
Отдых на реке; |
Подойти к сестре; |
Подарок в коробке; |
Помочь дяде; |
Книга о природе. |
- Словосочетание думать о России - поставили в П. п.
(Почему? Проблема - окончание на и; или никуда не поставили – проблема! Существительное в П. п. Что делать?)
- Ставим большой знак вопроса! Это ещё одна загадка русского языка!
О ней мы поговорим на следующем уроке!
Спасибо всем за работу!
(В Приложении 2 – презентация к уроку, Приложении 3 - звуковое).