Цель:
1. Помочь разобраться в философской категории “счастье” и предложить для обсуждения модели понимания счастья выдающимися людьми.
2.Научить формулировать свои жизненные цели и делать их действенными.
3.Формировать целеустремлённость, желание совершенствоваться, реализовать себя, достичь успеха в жизни.
Подготовительная часть.
- Анкетирование учащихся школы “Что такое счастье?”
- Коллаж “Счастливый человек”
Ход урока:
1.Психолог.
Притча о счастье.
Бог слепил человека из глины, и у него остался неиспользованный кусок.
-Что ещё тебе слепить?- спросил Бог.
-Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не отвечал Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусок глины…
Сегодня мы разберём сложную философскую категорию, которая называется “счастье”, постараемся выяснить принципы счастливого человека, узнать, как стать счастливым, поразмышлять о том, что человеку нужно для счастья?
Каждый человек стремится к счастью. Все мы хотим быть счастливыми.
Сократ, Платон, Аристотель задумывались над целью человеческого бытия. Аристотель пришёл к выводу, что такой целью является достижение счастья. И вот Аристотель начал поиск источников этого стремления к счастью.
Фундаментальной целью всякой религии и философии, а также психологии является оснащение человека инструментарием, который позволит ему достичь как можно большего удовлетворения.
Что же нужно человеку для счастья?
В книге “Я - это Я, или Как стать счастливым” Максуэль Мольц (М., 1994) пишет: “Человеческий мозг и вся его нервная система действует целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Они функционируют как великолепный, “направленный на заданную цель механизм”, как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как “механизм успеха или “механизм неудач”, в зависимости от того, как вы, оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели”. Стремление к позитивной цели - ключ к счастливой жизни. “Человек- существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели; он живёт нормально и естественно, когда сориентирован на определённую цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым”.
Если мы обратимся к словарю Ожегова С.И., мы узнаем, что счастье – это состояние полного высшего удовлетворения.
Счастье – понятие морального сознания, состояния человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
В философском энциклопедическом словаре найдём следующее определение: “счастье- это чувственно-эмоциональная форма идеала”.
Макаренко считал, что счастливым человеком нельзя быть по случаю, выиграть, как в рулетку,- счастливым человеком надо уметь быть.
Таким образом, счастье – это душевное равновесие, радость, доверие, ответственность.
Счастливый человек заметно отличается от окружающих, он улыбается, он “светится”, у него, за, что он ни берётся, получается.
Американские учёные утверждают, что у них есть все основания считать, что люди с позитивным стилем отношения к жизни живут дольше, имеют больше шансов излечиться от разных тяжёлых недугов и вообще меньше болеют.
Негативный стиль отношения, считает Д.Майерс, запускает и поддерживает цикл саморазрушения человека и на психическом, и на соматическом уровне.
Линкольн А. утверждал, что большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми.
Если обратимся к Цицерону, узнаем, что для достижения спокойствия и счастья следует обладать четырьмя классическими добродетелями: мужеством, умеренностью, разумом, справедливостью.
2.Игра “Что нужно человеку для счастья?”
Козьма Прутков говорит коротко: “Хочешь быть счастливым – будь им”.
Давайте и мы попробуем составить свои ориентиры счастья.
Для этого сыграем в психологическую игру “Что нужно человеку для счастья?”
Инструкция:
Нужно разделиться на две группы – юношей и девушек. Каждая группа садится в отдельный круг и обсуждает вопрос – что нужно для счастья?
Каждый составляет свой список из 5 пунктов. Обсудив все списки, составляют общий список группы. Все спорные вопросы решаются путём голосования. Обсуждение ведётся тихо, чтобы противоположная команда не слышала.
Когда команды составят свои списки, юноши пытаются отгадать, что написали девушки, а девушки стараются предположить, что выбрали юноши.
На доске ведутся записи. Всё решается путём голосования. Если угадывается слово – балл, если же угадывается место в списке – ещё один балл. Выигрывает та команда, которая набрала больше баллов.
После игры проводится обсуждение полученных результатов.
На доске вывешиваются результаты по другим классам.
Что сходного? Чем отличаются? Что не нравится? Какой список больше вам нравится? Почему? С чем согласны? С чем не согласны?
Заключение.
Ларошфуко утверждал, что обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье – к несчастному.
Марк Аврелий считал: “Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней”.
Самое важное в жизни - это умение вырабатывать у себя определённое умонастроение, положительное отношение к окружающему миру, т.е. следует заботиться о решении своих проблем и предпринимать с этой целью спокойные действия. Не позволять себе поддаваться унынию и думать о поражении, что наверняка поможет найти правильный выход из любой ситуации.