Урок письма в 1-м классе по теме: "Заглавная письменная буква М. Обобщение сведений о словах, которые пишутся с заглавной буквы"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Обобщение сведений о словах, которые пишутся с заглавной буквы». «Заглавная буква М».

Оборудование: схемы слияний, словарь, подставка для книг, конверты, Мудрая Черепаха, слоги, предложения, схемы слов:

щенок-Ветерок
цыпленок-Пушок
корова-Бурёнка

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– С утра очень важно организовать рабочее место. Порядок на столе - порядок в голове.

II. Подготовительная работа

– Сегодня к нам на урок русского языка пришла Мудрая Черепаха.

а) Вот какое стихотворение она сочинила:

Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква Я
Л ударилась немножко,
А рассыпалась совсем!
М, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть её никак?

– Что же произошло с буквами?
– Почему в этом стихотворении говорится о прописной букве Я, Л, А, М? (Одинаковый первый элемент).
– Мудрая Черепаха очень переживает, что никто её имя не сможет написать правильно и красиво. Поможем ей?

б) Упражнения для рук «Волшебные пальчики».

в) Подготовка тетради, «помощницы» (разлинованный наклонно лист):

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку – я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

(Проверить правила посадки и положение тетради при письме, наклон).

г) Штриховка трафарета Мудрой Черепахи.

III. Сравнение письменной и печатной заглавных букв М – М

1) Что общего? (Высота букв четыре элемента)
– Чем отличаются? (Наклон у письменной буквы М, отсутствует наклон у печатной буквы М).
Учитель: Буква М состоит из трёх элементов
_____________________

  1. Удлиненной наклонной линии влево, она пишется снизу – вверх: ___________.
  2. Соединительный элемент (подковка), начинаем его писать сверху – вниз – вверх: _______.
  3. Удлинённой линии с закруглением внизу справа, она пишется сверху – вниз: _____.

Буква пишется, не отрывая руки.

2) Мудрая Черепаха спрашивает:
– Где же «ошибкоопасное» место? (В первом элементе)

– Давайте отметим его желтым карандашом:

___________________________
___________________________

А ещё нужно следить за высотой элементов, чтобы они были на одном уровне.

а) показ на доске учителем и объяснение,
б) запись под счет по наждачной бумаге,
в) письмо водой на доске и исправление ошибок (анализ ошибок).

3) Письмо заглавной буквы М в тетрадях. (Напомнить о посадке, положении головы, локтей).
– Найдите лучшую букву и подчеркните её простым карандашом по линейке.

IV. Прочитайте слоги с заглавной буквой М

– Продолжаем, весело читаем. Прочитайте слоги-слияния, в которых звук (м`) мягкий.
– Как вы определили? (Укажите стрелочкой, простым карандашом)
– Назовите соединения. (Обозначьте точкой простым карандашом).
– Как схема подходит к этим слогам?
– Прочитайте слоги – слияния, в которых звук (м) твёрдый.
…………………
– Запиши слоги в воздухе (комментирует учитель). Запиши в тетради на следующей строчке.

V. Физкультминутка для глаз

«Рисование носом»

– Посмотрите на письменную букву М. Закройте глаза. Представьте себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до доски. Напишите в воздухе своим носом букву М. Откройте глаза, посмотрите на доску.

Загадка

– Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)
– Как пишутся имена, отчества, фамилии людей? (С заглавной буквы).
– Помогите Мудрой Черепахе составить имена друзей из слогов и научите красиво, правильно и быстро писать.

Ма на ри рат (Марина)

– Как схема подходит к этому слову?
– С какой буквы нужно писать это слово?
– Почему? (Имена собственные).
– Как соединением нужно соединять 1-й слог со 2-м, 2-ой с 3-м.
Марат (аналог.).
– Запиши слова в тетради.
– Как определить, сколько в слове слогов?
– Обозначьте гласные.
– Разделите на слоги.
– Поставьте ударение.

– Молодцы! Очень хорошо помогаете Мудрой Черепахе, красиво пишите.
– Мудрая Черепаха приготовила для вас ребус. (Отгадка: Матрёна)
– Какое имя она загадала? Это старинное русское имя. Запишите его.

Письмо в воздухе (Учитель на доске);
Письмо в тетради (задание).

Женские и мужские имена на букву М находятся в орфографическом словаре (показ словаря).
Д/з по желанию: Выписать имена из словаря.

VI. Физкультминутка сидя

Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А теперь на пятках.

У Мудрой Черепахи есть друзья. Помогите ей закончить стихотворение:

Кошка-Маришка, …
(Котёнок – Тишка,
Щенок – Ветерок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка)
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной.

– Мудрая Черепаха сочинила о них текст. Что такое текст?
– Послала письмо ребятам 1-б класса. Но, к сожалению, по дороге предложения перепутали свои места.
– Откройте конверт. Прочитайте предложения.
– Поставьте их в нужном порядке так, чтобы получился текст. Прочитайте.
– О каких животных в нем говорится?
– Как нужно записать клички животных?
– Как пишется предложение?
– Назовите «ошибкоопасные» слова.

(Дружно живут собачка Бишка и котёнок Пушок. Они часто играют. Им вместе весело).

– Спишите, диктуя себе по слогам. Выделите правила зеленым карандашом.

Загадка

Эта маленькая Крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь)

Работа над загадкой

– Как вы догадались? Какие два одинаковых в загадке слова вы услышали? (Крошка – кличка мыши, крошка – остатки хлеба)
– Как они пишутся? Почему?
– Выполните фонетический разбор слова мышь.

VII. Обобщение. Итог

Что вы изучали сегодня на уроке.
– Какие слова пишутся с большой буквы?

1. Отметьте в тетради, с каким настроением вы работали на уроке (цветными карандашами)
2.Оцените свою работу.

– Мудрая Черепаха благодарна вам за помощь. Она и её друзья помогут мне оценить ваши работы.

Дополнительное время

«Найди создателя».

Хозяйка медной горы ––> Павел Петрович Бажов
Кот Матроскин ––> Эдуард Николаевич Успенский
Малыш и Карлсон ––> А. Линдгрен