Тема: «Обобщение сведений о словах, которые пишутся с заглавной буквы». «Заглавная буква М».
Оборудование: схемы слияний, словарь, подставка для книг, конверты, Мудрая Черепаха, слоги, предложения, схемы слов:
щенок-Ветерок
цыпленок-Пушок
корова-Бурёнка
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– С утра очень важно организовать рабочее место. Порядок на столе - порядок в голове.
II. Подготовительная работа
– Сегодня к нам на урок русского языка пришла Мудрая Черепаха.
а) Вот какое стихотворение она сочинила:
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква Я
Л ударилась немножко,
А рассыпалась совсем!
М, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть её никак?
– Что же произошло с буквами?
– Почему в этом стихотворении говорится о
прописной букве Я, Л, А, М? (Одинаковый
первый элемент).
– Мудрая Черепаха очень переживает, что никто её
имя не сможет написать правильно и красиво.
Поможем ей?
б) Упражнения для рук «Волшебные пальчики».
в) Подготовка тетради, «помощницы» (разлинованный наклонно лист):
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку – я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
(Проверить правила посадки и положение тетради при письме, наклон).
г) Штриховка трафарета Мудрой Черепахи.
III. Сравнение письменной и печатной заглавных букв М – М
1) Что общего? (Высота букв четыре элемента)
– Чем отличаются? (Наклон у письменной буквы М,
отсутствует наклон у печатной буквы М).
Учитель: Буква М состоит
из трёх элементов
_____________________
- Удлиненной наклонной линии влево, она пишется снизу – вверх: ___________.
- Соединительный элемент (подковка), начинаем его писать сверху – вниз – вверх: _______.
- Удлинённой линии с закруглением внизу справа, она пишется сверху – вниз: _____.
Буква пишется, не отрывая руки.
2) Мудрая Черепаха спрашивает:
– Где же «ошибкоопасное» место? (В первом
элементе)
– Давайте отметим его желтым карандашом:
___________________________
___________________________
А ещё нужно следить за высотой элементов, чтобы они были на одном уровне.
а) показ на доске учителем и объяснение,
б) запись под счет по наждачной бумаге,
в) письмо водой на доске и исправление ошибок
(анализ ошибок).
3) Письмо заглавной буквы М в
тетрадях. (Напомнить о посадке, положении головы,
локтей).
– Найдите лучшую букву и подчеркните её простым
карандашом по линейке.
IV. Прочитайте слоги с заглавной буквой М
– Продолжаем, весело читаем. Прочитайте
слоги-слияния, в которых звук (м`) мягкий.
– Как вы определили? (Укажите стрелочкой, простым
карандашом)
– Назовите соединения. (Обозначьте точкой
простым карандашом).
– Как схема подходит к этим слогам?
– Прочитайте слоги – слияния, в которых звук (м)
твёрдый.
…………………
– Запиши слоги в воздухе (комментирует учитель).
Запиши в тетради на следующей строчке.
V. Физкультминутка для глаз
«Рисование носом»
– Посмотрите на письменную букву М. Закройте глаза. Представьте себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до доски. Напишите в воздухе своим носом букву М. Откройте глаза, посмотрите на доску.
Загадка
– Что принадлежит только тебе, а употребляется
чаще другими, чем тобой? (Имя)
– Как пишутся имена, отчества, фамилии людей? (С
заглавной буквы).
– Помогите Мудрой Черепахе составить имена
друзей из слогов и научите красиво, правильно и
быстро писать.
Ма на ри рат (Марина)
– Как схема подходит к этому слову?
– С какой буквы нужно писать это слово?
– Почему? (Имена собственные).
– Как соединением нужно соединять 1-й слог со 2-м,
2-ой с 3-м.
Марат (аналог.).
– Запиши слова в тетради.
– Как определить, сколько в слове слогов?
– Обозначьте гласные.
– Разделите на слоги.
– Поставьте ударение.
– Молодцы! Очень хорошо помогаете Мудрой
Черепахе, красиво пишите.
– Мудрая Черепаха приготовила для вас ребус. (Отгадка:
Матрёна)
– Какое имя она загадала? Это старинное русское
имя. Запишите его.
Письмо в воздухе (Учитель на доске);
Письмо в тетради (задание).
Женские и мужские имена на букву М
находятся в орфографическом словаре (показ
словаря).
Д/з по желанию: Выписать имена из словаря.
VI. Физкультминутка сидя
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А теперь на пятках.
У Мудрой Черепахи есть друзья. Помогите ей закончить стихотворение:
Кошка-Маришка, …
(Котёнок – Тишка,
Щенок – Ветерок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка)
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной.
– Мудрая Черепаха сочинила о них текст. Что
такое текст?
– Послала письмо ребятам 1-б класса. Но, к
сожалению, по дороге предложения перепутали свои
места.
– Откройте конверт. Прочитайте предложения.
– Поставьте их в нужном порядке так, чтобы
получился текст. Прочитайте.
– О каких животных в нем говорится?
– Как нужно записать клички животных?
– Как пишется предложение?
– Назовите «ошибкоопасные» слова.
(Дружно живут собачка Бишка и котёнок Пушок. Они часто играют. Им вместе весело).
– Спишите, диктуя себе по слогам. Выделите правила зеленым карандашом.
Загадка
Эта маленькая Крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь)
Работа над загадкой
– Как вы догадались? Какие два одинаковых в
загадке слова вы услышали? (Крошка – кличка
мыши, крошка – остатки хлеба)
– Как они пишутся? Почему?
– Выполните фонетический разбор слова мышь.
VII. Обобщение. Итог
– Что вы изучали сегодня на уроке.
– Какие слова пишутся с большой буквы?
1. Отметьте в тетради, с каким настроением вы
работали на уроке (цветными карандашами)
2.Оцените свою работу.
– Мудрая Черепаха благодарна вам за помощь. Она и её друзья помогут мне оценить ваши работы.
Дополнительное время
«Найди создателя».
Хозяйка медной горы ––> Павел Петрович Бажов
Кот Матроскин ––> Эдуард Николаевич Успенский
Малыш и Карлсон ––> А. Линдгрен