Интегрированный урок ИЗО и окружающего мира в 4-м классе на тему: "Зачем нужна гигиена"

Разделы: Начальная школа


Тема: Зачем нужна гигиена.

Цели:

  • Познакомить учащихся с понятием «гигиена», на основе личных наблюдений, сравнения и анализа вывести основные правила личной гигиены.
  • Воспитывать потребность соблюдения правил гигиены, способствовать потребности вести здоровый образ жизни.
  • Познакомить учащихся с работами известных художников, развивать наблюдательность к характерным позам и движениям человека; формировать эстетический вкус.
  • Расширить представление о художественных материалах, развивать чувство цветовой гармонии, фантазию; совершенствовать навыки и умения в изобразительном искусстве.

Оборудование: пословицы на карточках, репродукции картин, мультимедийный проектор, презентация к уроку (Приложение), альбомные листы, краски, фломастеры, карандаши, ластики, шаблоны частей тела человека, клей.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

ученика

I. Организационный момент
– Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Проведём мы его вместе с Еленой Александровной. Такой урок называется интегрированным, т. е. соединенным вместе (окружающий мир + ИЗО)  
II. АОЗ
– Но перед тем, как начать наш урок, давайте вспомним недавно изученный материал. Проведем БЛИЦ-ОПРОС. Ответы будем писать в сетку кроссворда на доске. Приготовились? Начали!
  1. Система органов, взаимосвязанных между собой и образующих  единое целое – тело человека.
  2. Массовое распространение заболевания человека, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости.
  3. Эпоха, следующая за Средневековьем.
  4. Микроорганизм, вызывающий болезнь чумы.
  5. Прибор, позволяющий разглядеть даже самые мелкие частицы.
  6. Голландский мастер по изготовлению линз для микроскопа.
  7. Условия для развития множества бактерий.
  8. Английский врач, придумавший вакцинацию – способ борьбы с эпидемиями.

– Посмотрите внимательно на доску. Какое ключевое слово получилось?
– Как вы понимаете пословицы о здоровье на экране?
(Здоровье – лучшее лекарство; Здоровье сгубишь – новое не купишь)
– Подведем итог: что же такое здоровье? (Обобщение – вывод на экране)
– Что вы предпринимаете, чтобы сохранить свое здоровье?

Здоровье.

Ответы учеников.

Ответы учеников.

Ответы учеников.

III. Сообщение темы урока
– Правильно, ребята! И всё, что вы сейчас назвали есть действия по соблюдению правил гигиены. Поэтому тема сегодняшнего урока :
Зачем нужна гигиена.
 
IV. Работа по теме урока
1) Работа с понятием

– А что такое гигиена?
– Как и где нам узнать значение этого слова?
– Найдём значение слова гигиена в толковом словаре Ожегова.
(На экране появляется такое же определение)
– Запишем понятие с определением в словарик в конце тетради.
(Пока ученики записывают в словарь, на экране появляется информация, которую озвучивает учитель)
– Слово «гигиена» пришло к нам из греческого языка и означает в переводе «здоровый». И это не случайно. Ведь именно в Древней Греции существовал культ здорового тела.

2) Работа в микрогруппах

Народы всего мира уделяют большое внимание вопросам гигиены. Об этом говорят пословицы разных народов мира.
Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара получит карточку с пословицей. Ваша задача – обсудить пословицу и сообщить всем свои объяснения.
1-я группа – Чисто жить – здоровым быть.(удмуртская)
2-я группа – Вода и мыло – большая сила. (русская)
3-я группа – Болезнь с грязью в дружбе. (дагестанская)
4-я группа – Чистота – лучшая красота. (китайская)

3) Работа с картинами

– Именно этот вопрос всегда интересовал людей. И отражался не только в стихах, пословицах, но и в картинах художников.
Перед  нами  репродукция картины Татьяны Николаевны  Яблонской “Утро”.
Раннее  утро. Кажется, что звучит музыка, и девочка застыла в позе “ласточки”.
Просторная солнечная комната. Много света и воздуха. Блестящий паркетный пол. Обыкновенный круглый стол.  Он накрыт голубой в полоску скатертью с бахромой. Посреди стола – большой кувшин с рисунками. В нем явно налито молоко, а рядом блюдо с завтраком. Слева от балкона – деревянная кровать. Белоснежное постельное бельё. Справа – простенький стул с аккуратно сложенной формой. Чистота и уют. Пышная зелень цветов.

– Как удаётся автору показать, что утро яркое, весеннее, тёплое?

– Кто является главным героем картины? Как вы определили?

– О чём говорит поза девочки?

– Подберите однокоренные слова к слову “зарядка”.

– Чем можно зарядиться?

– Что вы можете сказать о девочке, изображённой на картине?

– Почему же художница назвала свою картину “Утро”, а не “Девочка, выполняющая утреннюю зарядку”? 

– Что ещё свидетельствует о том, что героиня заботится о своём здоровье?

– Какую мысль хотела донести до зрителей Т.Н. Яблонская, создавая своё произведение?

Вывод: Если хочешь добиться высоких результатов в жизни, то нужно с детства думать о своём здоровье, начинать утро с зарядки.

– Какие ещё утренние процедуры необходимо выполнять каждому человеку, чтобы поддерживать своё физическое здоровье? Что осталось “за кадром”?
Переходим  к следующей картине.
Зинаида Серебрякова «За  туалетом. Автопортрет».
Мы с вами знакомы с жанром портрета. Изображение художником самого себя называется автопортрет.
В творчестве Зинаиды Серебряковой очень много автопортретов. Один из них называется  «За туалетом».
Чтобы понять смысл этой картины мы должны понять значение слова «туалет».
– Почему автор выбрал именно такое название?
В современном понимании «туалет» имеет одно значение. Место уединения. А в старые времена это слово имело еще и другое значение. Это была просторная комната с большим зеркалом, где человек, уединяясь, приводил себя в порядок (расчесывался, умывался). Поэтому и сам процесс приведения себя в порядок назывался туалетом.
Художница изобразила себя в зеркале. На нас смотрит красивое женское лицо, его озаряет улыбка. Изящный, неторопливый жест рук, расчесывающих прекрасные волосы, говорит о нежности и грациозности героини.
Множество предметов туалета и украшений, которые хочется рассматривать, усиливает женственность, доброту и красоту образа.
Цветовая гамма картины – перломутрово-золотая.
Следующая  картина этой же художницы – «За обедом».
Тихий мирный семейный уют показывает в своей картине  «За обедом» Зинаида Серебрякова. За столом изображены ее дети, их трое. Они полны очарования, детской непосредственности. Девочка только что села к столу, ей мама или няня наливает в тарелку суп. Сама женщина осталась за кадром, видны только руки. Один из мальчиков пьёт компот из стакана. Второй доедает суп. Коричневато-золотистые цвета на картине подчеркивают спокойную, теплую обстановку.
Художник Борис Кустодиев «Купчиха за чаем» (1918 г.)
Кустодиевские женщины всегда  привлекают глаз. В pяду изобpажений волжских купчих достойное место занимает «Купчиха за чаем):

...Пpовинциальный гоpодок. Чаепитие. Молодая кpасавица купчиха сидит в теплый летний вечеp на балконе. Пеpед нею стол с самоваpом, фpуктами и сдобой. Нежный pумянец оттеняет белизну холеного лица, чеpные бpови слегка пpиподняты, голубые глаза что-то внимательно pассматpивают вдали. По pусскому обычаю, она пьет чай из блюдца, поддеpживая его пухлыми пальцами. Вдали видна теppаса дpугого дома, где купец с купчихой сидят за тем же занятием.
– Что вы можете сказать о туалете купчихи?

– Могла ли такая женщина сесть за стол не приведя себя в порядок?
Следующая картина. Борис Кустодиев  «Утро»
Изображена  жена художника,  с сыном Кириллом. Картина написана в Париже.
– Что изображено на картине?
Художник Александр Дейнека. Картина называется «Раздолье» (1944 г.)
Радостная, полная жизни,  яркости, звучащая как песня картина. Художник изобразил бескрайние просторы нашей Родины. Раннее утро. Ветер несет по небу облака.
Изображены образы девушек, бегущих от реки вверх по крутому склону, – одно из самых изящных и привлекательных воплощений молодости и красоты в творчестве Дейнеки.
– Как вы думаете, почему они бегут? Что делали девушки на реке?
– Давайте сделаем вывод. Что объединяет все эти картины?
Вывод: картины объединяет цветовая гамма и общая идея – важность гигиены – что подтверждается и пословицами.

– Как вы думаете, почему художник использовал именно эти краски?
– Как вы, ребята, следите за чистотой своего тела? Какое это имеет значение для вас?

4) Самостоятельное чтение текста в учебнике

Некоторую полезную информацию вы можете получить из статьи в учебнике   (Стр. 74 – 76)
– Какую интересную и полезную информацию вы почерпнули из этого текста?
(Если желаемых ответов нет, то задаем подробные
вопросы по тексту:

  • Отчего возникали эпидемии?
  • Расскажите, как вода помогла в борьбе с болезнями.
  • Почему чистая кожа считается залогом безопасности здоровья.)
  • Что особенно хорошо очищает и обеззараживает кожу от микробов? Расскажите о процессе купания в бане.

На экране слайды «Римские и русская баня»:
Первые бани появились в Древнем Риме и назывались термы. Это были каменные, на вид холодные постройки. До наших дней дошли лишь обломки тех первых термов. Вы можете видеть их на фотографиях. А вот как изображали термы в картинах и рисунках неизвестные художники.
Другое дело наши русские бани! Строятся они из самого настоящего дерева. И уже это согревает своим теплом и жаром. Русская баня особенная.

Зачитайте строки из текста о благотворном влиянии бани на организм человека.

– Что же важно соблюдать для сохранения и укрепления своего здоровья?

Вывод: для здоровья важно соблюдать не только  гигиену, но и закаливать свой организм.

5) Чтение и обсуждение стихотворения

– Закаливание очень важно для организма. Послушаем стихотворение, подготовленное нашими ребятами.

1-й ученик:

Говорил я им зимой:
Закалялись бы со мной.
Утром бег и душ бодрящий.
Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать!
Ноги мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.
Не послушались – болеют!

2-й ученик:

Поздно поняли мы, братцы,
Как полезно закаляться.
Кончим кашлять и чихать –
Станем душ мы принимать
Из водицы ледяной.

3-й ученик:

Погодите! Ой-ой-ой!
Крепким стать нельзя мгновенно.
Закаляйтесь постепенно.

– В чём смысл этого стихотворения?

Вывод: закаливание просто необходимо для организма человека. осуществлять упражнения по закаливанию нужно постоянно, постепенно увеличивая нагрузку.

6) Выведение правил гигиены

– Какие же правила гигиены мы должны соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье?
– Попробуем вместе определить эти правила.

(На экране появляются картинки, учащиеся их анализируют и выводят правило)

– Подведем итог: Какие же правила гигиены мы должны соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье?

(На экране появляются все выведенные правила гигиены)
– Мы – молодцы! Мы проделали большую работу и теперь знаем, как сохранить своё здоровье.

7) Практическая работа по иллюстрированию правил гигиены

– Чтобы донести эту информацию до других ребят. Мы постараемся основные правила гигиены  с помощью средств изобразительного искусства передать в символах. Работать будем по группам.
Первая группа ребят будут заниматься изготовлением аппликации на тему «Профилактические упражнения». Для работы потребуется: цветной картон, клей карандаш и своеобразный конструктор, шаблон изображения человеческой фигуры. Проявите смекалку, и по вашему желанию человечек встанет на руки, побежит, сделает шпагат… Главное, не перепутайте руки и ноги.
Вторая группа: Вам для работы нам потребуется: формат А4, простой карандаш, фломастеры и маркеры, цветная бумага, клей карандаш. Попробуем с помощью символов изобразить основные правила гигиены.
Итогом нашей работы станет информационный плакат для ребят школы «Родник». И будем надеяться, что наша работа поможет всем ребятам соблюдать правила личной гигиены.
– Приступаем к практической работе по изготовлению информационного плаката.

 

Ответы учеников.
Посмотреть в словарь толковый.

Ученик ищет, зачитывает.

 

 

 

Ученики получают свои пословицы, обсуждают их в течение 2 минут и дают объяснения всему классу.

 

 

 

 

 

 

 

 

(Обратить внимание на колорит картины, “говорящие” детали: школьная форма, дверь на балкон открыта)

(Девочка в центре картины в белой майке и темных трусах, на переднем плане картины)

(Делает зарядку, упражнение “ласточка”)

(Заряд, зарядиться)

(Энергией здоровья)

(Аккуратная, подтянутая, спортивного телосложения, стройная, школьница (ученица)

(Утро несет бодрость и радость от встречи нового дня. Чтобы чувствовать себя бодрым, здоровым, нужно начинать новый день с зарядки.)

(Свежий воздух – проветривание, чистота в комнате, цветы, лёгкий завтрак на столе)
Ответы учеников

(Умыться, почистить, зубы, причесаться, позавтракать, заправить постель и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Чистота, волосы убраны под косынку, холеное лицо).

 

 

Ответы учеников.

 

 

Ответы учеников.

(Цветовая гамма, общая идея)

 

Ответы учеников.

Ответы учеников.

 

Ответы учеников (желательно ответы из пункта 4)

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учеников.

 

 

 

Инсценировка стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учеников.

 

 

 

Аналитическая деятельность учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа учеников под руководством педагогов.

V. Итог урока
1) Анализ конкретного результата работы

– Посмотрим, что же мы получили в результате нашей активной работы.

(Плакат прикрепляется на доску при помощи магнитов)

– О чём информирует нас всех этот плакат? Какую информацию попытался передать каждый из вас?

2) Игра «Море волнуется раз…»

Правила игры: Ведущий говорит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – на месте фигура замри!» Остальные ребята должны застыть в позе, изображающей какое-либо правило гигиены. Задача ведущего определить, какое же правило изобразил каждый ученик.

3) Завершение урока

Хочется завершить урок следующим стихотворением неизвестного автора.

Если ты не моешь руки,
Дважды в день не чистишь зубы,
Забываешь причесаться,
Неопрятным ходишь ты,
Знай, ни новые кроссовки,
И ни новые футболки,
И ни джинсы, и ни платья,
Не дадут тебе здоровья,
Не прибавят красоты.

 

 

 

Каждый ученик объясняет свой рисунок, тем самым повторяются ещё раз правила гигиены.

VI. Успехи
Дать словесную качественную оценку работе каждого ученика.

– Всем спасибо! Урок окончен!