Тема: Не бойтесь улыбаться!
Цель урока:
- повторить и закрепить знания о кариесе и методах его профилактики;
- дать начальное представление о средствах гигиены полости рта;
- развить мышление, психические процессы у второклассников;
- формировать положительное отношение к здоровому образу жизни;
- воспитывать пытливость, любознательность, умение сотрудничать.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: демонстрационные плакаты, микроскоп; образцы зубной пасты, зубная щетка; пластина, имитирующая зубы, альбомные листы, цветные карандаши, англо-русский словарик, химический справочник, фонограмма песни «Улыбка» (муз. Шаинского), таблички- указатели, инструкции к заданиям, тесты по теме, напечатанные на листах в форме зубика.
План урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и постановка целей урока.
- Актуализация опорных знаний.
- Раскрытие темы через:
- исследовательскую работу в группах,
- выводы второклассников с различных научных позиций: биологической, химической, физической, лингвистической, творческой.
- Обобщение и закрепление полученных знаний.
- Проверка уровня усвоенности знаний.
- Творческое задание.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку, представление учителя, эмоциональный настрой на успешную работу, сотрудничество.
II. Сообщение темы и постановка цели урока
Выясняются темы предыдущих уроков («Полость
рта», «От чего болят зубы», «Как сохранить зубы
здоровыми») по вопросам.
– А зачем человеку нужно иметь здоровые и
красивые зубы? (Ответы детей)
– Тема нашего урока: «Не бойтесь улыбаться!». Мы
должны вспомнить о самых страшных врагах наших
зубов и познакомиться с другом и помощником в
борьбе за здоровье.
III. Актуализация опорных знаний
– Как зовут нового друга наших зубов. Вы узнаете, разгадав кроссворд.
- Как называется самая страшная болезнь зубов? (Кариес)
- Часть полости рта, в которой расположены корни зубов? (Десна)
- Самый страшный враг зубов? (Сахар)
- Инструмент для чистки зубов? (Щетка)
- Что появляется на месте кариеса после лечения у врача? (Пломба)
В выделенных клетках появляется слово «паста».
– Как зовут друга наших зубов? (Хоровой ответ).
IV. Раскрытие темы урока
1) Исследование свойств зубной пасты с разных научных позиций:
– А может быть без пасты можно обойтись?
Достаточно только зубной щетки? (Выслушать
ответы).
– Зачем нужна зубная паста? Вы сами выясните и
поделитесь своими знаниями с другими.
– Каждая группа получит свое задание,
постарается его правильно выполнить и расскажет
о результатах.
I группа – биологи
Они исследуют зубной налет (соскоб с зубов рассмотреть под микроскопом, зарисовать)
II группа – физики
Они изучают процесс трения (с пластиковой поверхности стереть следы воска мягкой зубной щелкой и щеткой с зубной пастой)
III группа – химики
Они исследуют химические вещества пасты (состав пасты на упаковке: найти в словарике название вещества, каким свойством обладает, какое действие оказывает)
IV группа – лингвисты
Они будут объяснять смысл названия паст, а значит и их действие.
V группа – дизайнеры
Они придумают названия новых паст и оформят упаковку.
2) Учитель приглашает поочередно группы и слушает их рассказы и выводы.
V. Обобщение и закрепление полученных знаний
Ответы детей обобщаются и на доске появляется надпись:
- В зубном налете много микробов.
- Частички пасты вызывают трение (убирают налет, остатки пищи).
- В пасте много веществ, убивающих микробы, укрепляющих эмаль и десна.
- У паст много названий, но все они говорят о здоровье зубов.
Физкультминутка с движениями
Идем, идем мы в ванную…2 раза
Берем, берем мы щетку…2 раза
Берем мы пасту…2 раза
И чистим, чистим зубы!.. 2 раза
Почистим справа,
Почистим слева,
Почистим посерединке…
А потом, а потом
Улыбнемся, засмеемся и пойдем.
VI. Проверка уровня усвоенности
– Вот сейчас и посмотрим, как вы научились заботится о здоровье ваших зубов. На этих зубках – тесты. Выполните верно – ваши зубы будут здоровы, ну а если нет… Беда! Вам грозит кариес!
Самопроверка
– Возьмите зеленую пасту. Я говорю правильный ответ. Ошибки исправьте зеленой пастой
VII. Творческие задания
– Возьмите кружочки. Те ребята, которые не допустили ни одной ошибки, нарисуйте улыбающуюся мордочку, со здоровой, белозубой улыбкой. А кто ошибся, пусть ваши личики будут грустными-грустными…
Музыка «Улыбка».
VIII. Подведение итогов
Наклеить мордочки на лист.
Посмотреть сколько веселых и сколько грустных.
– Вы теперь не боитесь улыбаться?
– Что узнали нового о здоровье зубов?
– Урок понравился? Что было самым интересным?
IX. Домашнее задание
– Расскажите о зубной пасте дома.
– Если бы вы изобрели новую пасту, как бы вы ее
назвали?