Урок по математике в 6-м классе "Признаки делимости произведения, суммы и разности числе"

Разделы: Математика


Главная задача урока заключается в том, чтобы сформировать у учеников умения, позволяющие им активно включаться в  творческую деятельность. Основной направляющей является система заданий для развития креативных способностей учащихся.
Изучение материала этой темы дает хорошую базу по пропедевтике курса алгебры, раскрывает возможности для рационализации способов выполнения заданий и подготавливает учащихся к изучению новой темы.
Требования к построению современного урока в школе диктует учителю необходимость в использовании индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку. Это способствует эффективному усвоению учебного материала, позволяет охватить вниманием всех учащихся класса, активизирует работу детей на уроке, способствует развитию устойчивого познавательного интереса.
Процесс поиска форм, методов и приемов эффективной работы носит непрерывный характер. Особую значимость приобретают задачи прикладного характера.
Любой ученик способен к творческой деятельности. Поэтому я организовываю их деятельность так, чтобы она побуждала каждого школьника к раскрытию своей креативности через подобранную систему заданий.
Поверьте: у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Но развить сразу весь комплекс свойств творческих способностей ученика невозможно. Это длительный, целенаправленный процесс.
Достижение этой цели, на мой взгляд, осуществляется за счет использования таких форм работы как индивидуальная, групповая. Это способствует личностному росту ученика, его успешности, развитию его коммуникативных навыков.

Цели урока:

  • Обучающие: учить учащихся применять полученные знания и умения при оперировании с понятиями делитель и кратное, при определении признаков делимости произведения, суммы и разности чисел, при решении задач с практическим содержанием.
  • Развивающие: формировать у учащихся логическое мышление, культуру математической речи, умение аргументировать свои выводы, развивать навыки восприятия зрительной и слуховой информации, математической зоркости и творческой активности учащихся.
  • Воспитательные: формировать навыки самостоятельной работы, доброжелательное отношение друг к другу, трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и каждого, умение выполнять самоконтроль и самооценку своих учебных действий.

Средства обучения: таблицы для проведения фронтальной работы с группами, тексты задач с практическим содержанием, карточки индивидуальной работы, рабочая карта урока, листы с тестовыми заданиями по вариантам, карты для проверки правильности выполненных заданий, контрольные листы для самооценки знаний.

ХОД УРОКА

I. Разминка

1. Не выполняя вычислений, указать выражения  которых

I  Группа кратны 3:

17 х 33; 22 х 16; 34 х 12; 30 х 25; 2 х 7 х 11.

II Группа кратны 5:

23 х 25; 72 х 50; 32 х 48; 62 х 20; 42 х 89.

III Группа кратны 7:

14 х 3; 82 х 21; 56 х 12; 48 х 54; 62 х 45.

2. Определите, какие равенства являются верными?

I группа                                         II группа                                 III группа

НОК (6;12) = 6;                            НОК (2;3) = 2;                   НОК (8;12) = 12;
НОК (9;24) = 72;                          НОК (6;8) = 48;                 НОК (5;50) = 50;

3. Определите НОК следующих чисел:

I группа                                         II группа                               III группа

НОК (12;3;4)                                НОК (4;9;81)                      НОК (2;3;8)

II. Математический диктант (с обратной связью)

I вариант                                                                 II вариант

1) Запишите все делители

числа 18                                                                  числа 45

2) Запишите 5 чисел, кратных

 числу 11                                                                 числу 12

3) Найти

НОК (8;16);                                                             НОК (6;12);
НОК (6;27);                                                             НОК (9;30).

III. Решение задач с практическим содержанием (фронтально)

№1 На рейс от кафе до склада завода – изготовителя первая машина тратит   3 часа, вторая машина - 4 часа. Через какое время обе машины окажутся вместе у кафе и сколько рейсов выполнит каждая машина?

№2 В 8 вазах лежат конфеты: в первой – 1, во второй – 2, в третьей – 3, …,    в восьмой – 8 конфет. Маша съедает каждый день ровно R конфет (R – натуральное число), причем из каждой вазы берет не более 1 конфеты.
Найдите все значения R, при которых Маша может съесть все конфеты.

Идет обсуждение и решение задач.

IV. Групповая работа

Каждой группе предлагается защита задачи.

I группа

На шоколад у нас есть 90 руб. На эти деньги надо купить шоколад одного сорта. На базе есть шоколад по 2 руб., по 5 руб. и по 11 руб. за плитку. Какой шоколад вы можете купить? Почему?

II группа

В школьное кафе завезли 4 коробки мороженного. Может ли быть так, что мы должны заплатить за это 224 руб.

III группа

Поставщики нам говорят, что на сумму 1 224 руб. мы можем купить 8 коробок с фруктами для десерта.
Так ли это?

V. Самостоятельная работа в виде тестовой работы

I вариант

1. Подчеркните в записи действия числа, которые кратны натуральному числу:

90 : 5; 27 : 5; 18 : 5; 56 : 5; 65 : 5.                                                                   2б.

2. Выберите верное утверждение:

а) Число 27 – кратное числа 3;
б) Число 6 – кратное числа 12;
в) Число 24 – кратное числа 11;
г) Число 45 – кратное числа 9;                                                                     4б.

3. Если хотя бы один из множителей делится на некоторые числа, то...

                                                                                                     5б.

4. Найдите и подчеркните ошибки, если они есть.

Делителями числа 48 являются числа 1, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 15, 16, 18, 22, 24, 48     3б.

5. Подставить в равенства верные ответы из предложенного списка:

75,72,200,168,432,90, такого числа нет.

а) НОД (10;18) =                                                                                              2б.
б) НОД (8;25) =                                                                                                2б.
в) НОД (14;24) =                                                                                              2б.
г) НОД (75;15) =                                                                                              2б.
д) НОД (9;8) =                                                                                                  2б.
е) НОД (27;48) =                                                                                              2б.

Итого: 26 баллов

II вариант

1. Подчеркните в записи действия числа, которые кратны натуральному числу:

10 : 10; 23 : 3; 32 : 4; 38 : 14; 36 : 9.                                                                 2б.

2. Выберите верное утверждение:

а) Число 12 – кратное числа 4;
б) Число 7 – кратное числа 14;
в) Число 46 – кратное числа 12;
г) Число 28 – кратное числа 7;                                                                     4б.

3. Если каждое слагаемое делится на некоторое число, то…

                                                                                                     5б.

4. Найдите и подчеркните ошибки, если они есть.

Делителями числа 36 являются числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, 14, 18, 34, 36      3б.

5. Подставить в равенства верные ответы из предложенного списка:

1, 2, 3, 4, 5, 6, такого числа нет.

а) НОД (9;28) =                                                                                                2б.
б) НОД (12;15) =                                                                                              2б.
в) НОД (26;34) =                                                                                              2б.
г) НОД (75;10) =                                                                                              2б.
д) НОД (20;52) =                                                                                              2б.
е) НОД (15;6240) =                                                                                          2б.

Итого: 26 баллов

VI. Подведение итогов

Повторение признаков делимости произведения, суммы и разности чисел. Постановка домашнего задания. Комментирование оценок.

VII. Домашнее задание

Подобрать и составить задачи с практическим содержанием по теме «Признаки делимости суммы и разности чисел».