Занятие первое «Что такое пятый класс?»
Цель: познакомить детей с целями занятий, формой работы, профилактикой проблем адаптации.
Задачи:
- развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащихся начальной школы;
- дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям.
Материалы: небольшие листы бумаги, альбомные листы, мяч, лист с портфелем, лист ватмана с рисунком « школьный путь».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Знакомство
1. Упражнение «Имя»
2. Принятие правил
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут … Мне бы хотелось, чтобы и вы представились.
(Вы можете воспользоваться любым способом знакомства, но в условиях работы с целым классом хорошо зарекомендовал себя способ – «Пресс-конференция»).
Инструкция: давайте представим себе,
что вы все – очень важные деятели: политики,
бизнесмены, артисты и т.д., и вам необходимо
правильно представиться. Для этого нужно
оформить таблички, стоящие на партах. На
табличке, кроме имени, написанного крупно и ярко,
нарисуйте какой-нибудь рисунок, который будет
вашим символом.
(Таблички ребята ставят на край парты и оставляют
в таком положении до конца урока. В конце занятия
Ведущий собирает таблички и хранит их до
следующего занятия.)
– Наши с вами занятия будут отличаться от обычных уроков, к которым вы привыкли.
(Объясняется цель и задачи данных занятий). Чтобы наши встречи были продуктивными, нам необходимо установить правила!
- внимательно слушать, когда говорят другие
- уважать чужое мнение
- начинать свою речь словами «я»
- спорить, если не согласен
- говорить по одному
Нельзя:
- шуметь когда кто-то говорит, перебивать
- угрожать, драться, обзываться, гримасничать
- ставить другим оценки, давать определение и критиковать.
II. Работа по теме
1. Упражнение «Продолжи фразу»
На доске или в середине круга укрепляется
рисунок «Школьный путь». На нем изображена гора,
отображающая школьный путь с 1-го по 11-й класс.
– Посмотрите, что напоминает вам этот рисунок?
– Да это школьный путь от 1 до 11 класса. А почему
школьный путь я изобразила в виде горы?
– Ребята, в этом году вы в какой класс пошли?
– Наверное, все осталось по старому, как в
начальной школе?
– А что же нового у вас появилось? Да, теперь вы
стали достаточно большими, у вас сейчас другие
учителя, новые предметы, Бывает трудно, а бывает и
интересно.
Я бы попросила вас продолжить фразу:
«В начальной школе мне больше всего
запомнилось…»
«В пятом классе мне бы хотелось…»
(Все высказываются по порядку, передовая друг
другу мяч. Ведущий отмечает наиболее интересные
высказывания и оптимистические ожидания,
обращает внимание на то, что все участники имеют
довольно большой школьный опыт, поэтому
дальнейший путь должен быть легче).
2. Упражнение «Те, кто»
– А давайте поиграем в …
Сделайте хлопок в ладоши – кто любит сладкое;
поднять правую руку тем, кто играет в футбол;
свистеть, у кого есть кошка;
машут головой, кто играет в компьютер;
показывают фонарики, кто летом отдыхал и купался;
поднимают высоко руки и говорят « я», все кто
является учеником 5 «..» класса.
Вот видите, сколько вас много, и теперь чтобы у
каждого из вас не произошло, чтобы не случилось,
всех вас связывает, то, что вы вместе и
воспринимать в школе вас будут не Леши, Тани,…а 5
«…» класс.
Вы в ответе друг за друга. Школьный путь большой
– 11 лет, 4 года вы уже миновали, вам предстоит
пройти еще 7 лет.
3. Упражнение «Должен и может»
– А теперь давайте попробуем выяснить, чем же должен заниматься ученик в школе. Сейчас я на каждый ряд раздам вот такой листок,вот такой таблицей. Вы группой (рядом) заполняете правую и левую колонку таблицы. Затем по порядку зачитываете, я записываю на доске.
(После важно подвести ребят к тому, чтобы они самостоятельно сделали вывод о том, для чего же нужно ходить в школу и раздать памятки « Заповеди ученика»).
Ученик в школе должен |
Ученик в школе может |
Заповеди ученика:
1. Все главное в судьбе человека начинается со
школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким ты
станешь в последующей жизни.
2. Наша школа самая лучшая, потому что она НАША.
Жизнь в школе, которую ты не любишь, – мука.
Постарайся полюбить свою школу.
3. Нас много, и все мы разные – учитывай это,
старайся вести себя так, чтобы людям рядом с
тобой было хорошо. Относись к ним так, как ты
хочешь, чтобы относились к тебе.
4. Школьная жизнь сложна и разнообразна: в ней
немало радости, но есть и печали. Учись
мужественно переносить неприятности. Не срывай
неудачи на товарищах и учителях. Тогда плохое
скоро пройдет.
5. Ты постоянно растешь, развиваешься,
изменяешься. Помоги себе сам стать хорошим
человеком. Займись самовоспитанием.
6. Хочешь – не хочешь, а учиться надо. Не унижай
себя бездельем, не ленись. Лентяям в нашей школе
плохо. Учти, что в России встречают по одежки, а
провожают по уму.
7. Если случится ошибиться, отступиться – не
выкручивайся и не ври. Будь честен, прежде всего,
перед самим собой.
8. Защищай слабого, приходи на помощь товарищам,
не дожидаясь, пока тебя попросят. Вообще стремись
жить с пользой для людей и для себя.
9. Дорожи школьным товариществом: оно – на всю
жизнь. Не забывай и не предавай школьных друзей.
Старайся оставить о себе добрую память. Словом и
делом, примером своей жизни приумножай славу о
родной школы!
4. Упражнение «Что важно для меня?»
– Представьте ребята, что вы с родителями
надолго должны уехать, чтобы провести каникулы
на необитаемом острове. Родители предлагают
взять с собой чемодан и упаковать в него ровно
три вещи, самые важные для вас.
– Что вы выберете? Названия этих вещей напишите
на листе бумаги.
(Далее ребятам необходимо прочитать список и
рассказать, почему они выбрали именно эти три
вещи.)
– Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
– Чьи записи тебя удивили?
– Есть ли на свете такие вещи, которые интересны
и важны большинству из нас?
– Какой предмет из тех, который кому-нибудь
захотелось взять с собой, был, на твой взгляд,
самым необычным?
– О ком ты узнал что-нибудь новое?
III.Анализ занятия (обратная связь)
– Давайте посмотрим, как прошло наше занятие. Выберете одну рожицу из двух, каждая из них обозначает: интересно или не интересно. Запишите свой вариант на нашем импровизированном нарисованном портфеле.
Занятие второе «Школьные предметы и учителя »
Цель: помочь пятиклассникам занять
новую социальную позицию по отношению к
педагогам,
выяснить их отношение к школьным предметам.
Задачи:
- создание внутренней «когнитивной карты» учебного процесса;
- формирование представлений о педагоге как профессионале, решающем свои задачи;
- формирование представлений о педагогах как об интересных личностях.
Материалы: списки качеств «настоящего учителя» (3 или 6 экземпляров); анкета по адаптации; карточки с названиями учебных предметов, имен и отчеств преподавателей; лист с текстом интервью учителей-предметников (проводится заранее); доска и мел.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Разминка
Упражнение на внимание «Нос, пол, потолок » или «Карлики и великаны»
Ведущий называет: «нос», или «пол», или
«потолок». И сам показывает ладонью на пол, на
потолок, и на нос (иногда не на то, что говорит,
чтобы запутать играющих).
Задача участников – показать то, что называет
Ведущий.
II. Работа по теме
Дети сидят за своими партами. Ведущий вместе с
ребятами вспоминает о чем говорилось на первой
встрече.
– Вы стали достаточно большими, у вас сейчас
другие учителя, новые предметы. Бывает трудно, а
бывает и интересно, насколько вам интересно в
пятом классе мне хотелось узнать и задать вам
несколько вопросов.
Проводится анкета по адаптации детей.
1. Выявление тревожности пятиклассников в период адаптации
Детям предлагается оценить изменения в своем
самочувствии, произошедшие в последнее время.
Положительное утверждение принимается только в
том случае, если произошло изменение. Например,
ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше
устает сейчас, в этом случае ответ будет
отрицательным.
Каждое из предложенных утверждений следует
начинать с фразы «В последнее время…»
1. Я быстро устаю (да, нет).
2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых
ребят (да, нет).
3. Я чувствую себя свободнее (да, нет).
4. У меня появились головокружения /слабость/
подташнивание (да, нет).
5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да,
нет).
6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет).
7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет).
8. Я избегаю трудностей (да, нет).
9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да,
нет).
10. У меня стало больше конфликтов (да, нет).
11. Домашние задания стали интереснее (да, нет).
12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет).
13. Я долго переживаю неприятности (да, нет).
14. Я не высыпаюсь (да, нет).
15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние
учителя (да, нет).
Подсчет баллов: начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы — 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 и «нет» на вопросы — 2, 3, 7, 11.
2. Оценка уровня тревожности:
1–4 балла — низкий уровень.
5–7 баллов — средний уровень.
8–10 баллов — повышенный уровень.
11–15 баллов — высокий уровень.
– Давайте вспомним, прежде всего, какие у вас в 5
классе есть учебные предметы? Некоторые из них вы
изучали в 4 классе и продолжаете изучать сейчас, в
5 классе.
– Так какие же это предметы? Помогите мне
(вызывается к доске один из учеников, он
записывает предметы).
Детям, в это время, предлагается карточки с
названием предметов. Ребенок должен зачитать
классу то, что на ней написано, и сказать, есть ли
такой предмет, изучается он в 5 классе или нет.
Карточки прикрепляются на доску. Кто-то из детей
озвучивает общий перечень учебных предметов и
подсчитывается их общее количество.
– Да, вы много что изучаете. Наверное, есть
предметы, которые нравятся вам больше, чем
другие, а есть – меньше. А, может быть, такие,
которые в 4 классе нравились, а сейчас, не
нравятся. Я, учитель начальных классов, классный
руководитель хотим знать: Изменилось ли ваше
отношение к предметам, которые были в 4 классе, и
есть сейчас.
Перед вами бланки с учебными предметами,
ответьте на вопрос: каквыотносились к этому
предмету в 4 классе?
Если любили – нарисуйте солнышко;
Если безразлично – елочку;
Если не любили – тучку.
Как вы относитесь к предметам сейчас – сделайте то же самое.
Ребята заполняют бланки ответов
Школьные предметы |
4 класс |
5 класс |
учитель |
урок |
Русский язык | ||||
Чтение | ||||
Литература | ||||
Математика | ||||
Окружающий мир | ||||
Природа | ||||
История | ||||
Иностранный язык | ||||
Физкультура | ||||
Музыка | ||||
Рисование | ||||
Технология |
3. Упражнения «Наши учителя»
– Некоторые ребята очень рады тому, что стали
большими, познакомились с новыми учителями.
Многие из вас уже успели полюбить своих учителей,
а некоторые еще нет. Один и тот же учитель одним
кажется добрым, а другим – не очень, кому-то он
кажется строгим. Некоторых учителей вы знаете
хорошо, но, может быть, еще не всех хорошо
запомнили?
Давайте запомним своих учителей.
Дети делятся на 2 группы: мальчики и девочки.
Мальчики получают набор карточек, на которых
написаны имена учителей. Задача: отобрать имена
их учителей (столько карточек с одинаковыми
именами, сколько раз это имя встречается).
Девочки получают карточки с отчествами (5 минут
на обсуждение)
– Сейчас я буду называть предмет, который есть
в вашем расписании. Выйдет мальчик и прикрепит
карточку с именем на доске. Затем выходит девочка
и прикрепляет – отчество(проверить: повернуть
спиной и спросить: предмет – ребенок называет
имя и отчество или наоборот).
Молодцы! Теперь вы всех запомнили.
4. Пауза-отдых, упражнение «Школа огородных пугал»
Ведущий говорит всем: Поднимем руки вверх,
покачаем ими. Теперь сильнее покачаем и шипим:
«ш-ш-ш-ш-кш-кш». Спасибо! Вы с успехом окончили
школу огородных пугал».
Задача ведущего в этой игре быть как можно более
эмоциональным и показывать участникам «пример»,
а затем, когда участники разыграются, дать им
волю самовыражения и прейти в позицию
наблюдателя, для того чтобы последние слова были
уместными.
– Интересно, а как к вам относятся учителя?
На бланке нарисуйте солнышко, если считаете, что
учитель по этому предмету относиться к тебе
хорошо; нарисуй елочку – если ни хорошо, ни плохо;
нарисуй тучку – если плохо.
Ребята заполняют бланки ответов.
– Учителям предметникам и мне очень хочется
узнать, как вы чувствуете себя на уроках.
Нарисуйте солнышко, если вы на этом уроке
чувствуете себя хорошо, спокойно, вам интересно.
Нарисуйте елочку – если чувствуете себя не
всегда спокойно, иногда волнуетесь.
Нарисуйте тучку – если всегда волнуетесь,
переживаете, что спросят, поставят плохую оценку.
Дети рисуют в бланках ответов.
5. Упражнение «Профессия – педагог»
– Ребята, а как вы думаете, педагог это легкая
профессия? Любой человек может быть педагогам?
(Пятиклассники высказываются)
– Каждая профессия предъявляет определенные
требования к человеку: его возможностям,
качествам. Например, космонавт должен быть
крепким физически, а ученный должен обладать
развитым умом. К профессии педагога тоже есть
свои требования. Каждый педагог имеет набор
профессиональных качеств.
– Сейчас мы попробуем определить какими
качествами должен обладать учитель. Для этого
давайте разделимся на 3 группы (быстрее
получается, когда рябят делят по рядам). Каждая
группа получает список качеств и свойств. Среди
них есть важные для педагога, а есть –
нейтральные. Ваша задача: отметить те качества,
которыми должны быть обязательно у настоящего
учителя (на выполнения работы отводиться 5 минут)
После прохождения отведенного времени. Из каждой
группы представитель прикрепляет свои качества
на доску и объясняет, почему оно необходимо.
Когда перечень качеств составлен – он
зачитывается.
– Итак, мы с вами увидели, что каждый учитель
обязательно должен обладает теми качествами,
которые необходимы для его профессии. И в то же
время, каждый учитель – уникальная, своеобразная
личность, у них тоже есть свои интересы, они о
чем-то мечтают, что-то любят, а что-то нет. И вы в
этом убедитесь сами. Ваши учителя ответили на
некоторые вопросы – дали интервью. Сейчас вы
тоже ответите на такие же вопросы и мы сравним
ваши ответы и ответы учителей.
6. Вопросы для интервью.
- Кем вы мечтали стать в детстве?
- Ваши увлечения. (Что вы любите делать?)
- Что вы не любите?
- Ваш любимый мультфильм.
- Ваше любимое время года.
- Ваш любимый день недели.
- Какой был (есть) в школе любимый учебный предмет?
После опроса детей идет обсуждение, подмечается
общее у учителей и детей.
– Посмотрите, оказывается, у вас есть много
общего. Как человек, учитель может быть вам
близким по духу, а может быть непонятным. Но
помните, что учителя всегда готовы:
1. Выслушать вас.
2. Понять вас.
3. Помочь вам.
Попытайтесь и вы понять их, не бойтесь обращаться
к ним за помощью, и тогда проблем в 5 классе у вас
не будет.
III. Анализ занятия (обратная связь)
– Давайте посмотрим, как прошло наше занятие: интересно или не интересно. Ребятам, которым понравилось, покажите это при помощи жеста – ладонь сжата в кулак, а большой палец направлен вверх, тем, кому занятие показалось не интересным, покажите при помощи противоположного жеста – пальцы в кулаке, большой палец указывает вниз.