Профилактические занятия для учащихся 5-го класса из цикла занятий "Проблемы адаптации"

Разделы: Школьная психологическая служба


Занятие первое «Что такое пятый класс?»

Цель: познакомить детей с целями занятий, формой работы, профилактикой проблем адаптации.

Задачи:

  • развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащихся начальной школы;
  • дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям.

Материалы: небольшие листы бумаги, альбомные листы, мяч, лист с портфелем, лист ватмана с рисунком « школьный путь».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Знакомство

1. Упражнение «Имя»

2. Принятие правил

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут … Мне бы хотелось, чтобы и вы представились.

(Вы можете воспользоваться любым способом знакомства, но в условиях работы с целым классом хорошо зарекомендовал себя способ – «Пресс-конференция»).

Инструкция: давайте представим себе, что вы все – очень важные деятели: политики, бизнесмены, артисты и т.д., и вам необходимо правильно представиться. Для этого нужно оформить таблички, стоящие на партах. На табличке, кроме имени, написанного крупно и ярко, нарисуйте какой-нибудь рисунок, который будет вашим символом.
(Таблички ребята ставят на край парты и оставляют в таком положении до конца урока. В конце занятия Ведущий собирает таблички и хранит их до следующего занятия.)

– Наши с вами занятия будут отличаться от обычных уроков, к которым вы привыкли.

(Объясняется цель и задачи данных занятий). Чтобы наши встречи были продуктивными, нам необходимо установить правила!

  • внимательно слушать, когда говорят другие
  • уважать чужое мнение
  • начинать свою речь словами «я»
  • спорить, если не согласен
  • говорить по одному

Нельзя:

  • шуметь когда кто-то говорит, перебивать
  • угрожать, драться, обзываться, гримасничать
  • ставить другим оценки, давать определение и критиковать.

II. Работа по теме

1. Упражнение «Продолжи фразу»

На доске или в середине круга укрепляется рисунок «Школьный путь». На нем изображена гора, отображающая школьный путь с 1-го по 11-й класс.
– Посмотрите, что напоминает вам этот рисунок?
– Да это школьный путь от 1 до 11 класса. А почему школьный путь я изобразила в виде горы?
– Ребята, в этом году вы в какой класс пошли?
– Наверное, все осталось по старому, как в начальной школе?
– А что же нового у вас появилось? Да, теперь вы стали достаточно большими, у вас сейчас другие учителя, новые предметы, Бывает трудно, а бывает и интересно.
Я бы попросила вас продолжить фразу:
«В начальной школе мне больше всего запомнилось…»
«В пятом классе мне бы хотелось…»
(Все высказываются по порядку, передовая друг другу мяч. Ведущий отмечает наиболее интересные высказывания и оптимистические ожидания, обращает внимание на то, что все участники имеют довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче).

2. Упражнение «Те, кто»

– А давайте поиграем в …
Сделайте хлопок в ладоши – кто любит сладкое;
поднять правую руку тем, кто играет в футбол;
свистеть, у кого есть кошка;
машут головой, кто играет в компьютер;
показывают фонарики, кто летом отдыхал и купался;
поднимают высоко руки и говорят « я», все кто является учеником 5 «..» класса.
Вот видите, сколько вас много, и теперь чтобы у каждого из вас не произошло, чтобы не случилось, всех вас связывает, то, что вы вместе и воспринимать в школе вас будут не Леши, Тани,…а 5 «…» класс.
Вы в ответе друг за друга. Школьный путь большой – 11 лет, 4 года вы уже миновали, вам предстоит пройти еще 7 лет.

3. Упражнение «Должен и может»

– А теперь давайте попробуем выяснить, чем же должен заниматься ученик в школе. Сейчас я на каждый ряд раздам вот такой листок,вот такой таблицей. Вы группой (рядом) заполняете правую и левую колонку таблицы. Затем по порядку зачитываете, я записываю на доске.

(После важно подвести ребят к тому, чтобы они самостоятельно сделали вывод о том, для чего же нужно ходить в школу и раздать памятки « Заповеди ученика»).

Ученик в школе должен

Ученик в школе может

   
   

Заповеди ученика:

1. Все главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким ты станешь в последующей жизни.
2. Наша школа самая лучшая, потому что она НАША. Жизнь в школе, которую ты не любишь, – мука. Постарайся полюбить свою школу.
3. Нас много, и все мы разные – учитывай это, старайся вести себя так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо. Относись к ним так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
4. Школьная жизнь сложна и разнообразна: в ней немало радости, но есть и печали. Учись мужественно переносить неприятности. Не срывай неудачи на товарищах и учителях. Тогда плохое скоро пройдет.
5. Ты постоянно растешь, развиваешься, изменяешься. Помоги себе сам стать хорошим человеком. Займись самовоспитанием.
6. Хочешь – не хочешь, а учиться надо. Не унижай себя бездельем, не ленись. Лентяям в нашей школе плохо. Учти, что в России встречают по одежки, а провожают по уму.
7. Если случится ошибиться, отступиться – не выкручивайся и не ври. Будь честен, прежде всего, перед самим собой.
8. Защищай слабого, приходи на помощь товарищам, не дожидаясь, пока тебя попросят. Вообще стремись жить с пользой для людей и для себя.
9. Дорожи школьным товариществом: оно – на всю жизнь. Не забывай и не предавай школьных друзей. Старайся оставить о себе добрую память. Словом и делом, примером своей жизни приумножай славу о родной школы!

4. Упражнение «Что важно для меня?»

– Представьте ребята, что вы с родителями надолго должны уехать, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для вас.
– Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листе бумаги.
(Далее ребятам необходимо прочитать список и рассказать, почему они выбрали именно эти три вещи.)
– Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
– Чьи записи тебя удивили?
– Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?
– Какой предмет из тех, который кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?
– О ком ты узнал что-нибудь новое?

III.Анализ занятия (обратная связь)

– Давайте посмотрим, как прошло наше занятие. Выберете одну рожицу из двух, каждая из них обозначает: интересно или не интересно. Запишите свой вариант на нашем импровизированном нарисованном портфеле.

Занятие второе «Школьные предметы и учителя »

Цель: помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам,
выяснить их отношение к школьным предметам.

Задачи:

  • создание внутренней «когнитивной карты» учебного процесса;
  • формирование представлений о педагоге как профессионале, решающем свои задачи;
  • формирование представлений о педагогах как об интересных личностях.

Материалы: списки качеств «настоящего учителя» (3 или 6 экземпляров); анкета по адаптации; карточки с названиями учебных предметов, имен и отчеств преподавателей; лист с текстом интервью учителей-предметников (проводится заранее); доска и мел.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Разминка

Упражнение на внимание «Нос, пол, потолок » или «Карлики и великаны»

Ведущий называет: «нос», или «пол», или «потолок». И сам показывает ладонью на пол, на потолок, и на нос (иногда не на то, что говорит, чтобы запутать играющих).
Задача участников – показать то, что называет Ведущий.

II. Работа по теме

Дети сидят за своими партами. Ведущий вместе с ребятами вспоминает о чем говорилось на первой встрече.
– Вы стали достаточно большими, у вас сейчас другие учителя, новые предметы. Бывает трудно, а бывает и интересно, насколько вам интересно в пятом классе мне хотелось узнать и задать вам несколько вопросов.

Проводится анкета по адаптации детей.

1. Выявление тревожности пятиклассников в период адаптации

Детям предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным.
Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время…»

1. Я быстро устаю (да, нет).
2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет).
3. Я чувствую себя свободнее (да, нет).
4. У меня появились головокружения /слабость/ подташнивание (да, нет).
5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет).
6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет).
7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет).
8. Я избегаю трудностей (да, нет).
9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет).
10. У меня стало больше конфликтов (да, нет).
11. Домашние задания стали интереснее (да, нет).
12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет).
13. Я долго переживаю неприятности (да, нет).
14. Я не высыпаюсь (да, нет).
15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя (да, нет).

Подсчет баллов: начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы — 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 и «нет» на вопросы — 2, 3, 7, 11.

2. Оценка уровня тревожности:

1–4 балла — низкий уровень.
5–7 баллов — средний уровень.
8–10 баллов — повышенный уровень.
11–15 баллов — высокий уровень.

– Давайте вспомним, прежде всего, какие у вас в 5 классе есть учебные предметы? Некоторые из них вы изучали в 4 классе и продолжаете изучать сейчас, в 5 классе.
– Так какие же это предметы? Помогите мне (вызывается к доске один из учеников, он записывает предметы).
Детям, в это время, предлагается карточки с названием предметов. Ребенок должен зачитать классу то, что на ней написано, и сказать, есть ли такой предмет, изучается он в 5 классе или нет.
Карточки прикрепляются на доску. Кто-то из детей озвучивает общий перечень учебных предметов и подсчитывается их общее количество.
– Да, вы много что изучаете. Наверное, есть предметы, которые нравятся вам больше, чем другие, а есть – меньше. А, может быть, такие, которые в 4 классе нравились, а сейчас, не нравятся. Я, учитель начальных классов, классный руководитель хотим знать: Изменилось ли ваше отношение к предметам, которые были в 4 классе, и есть сейчас.
Перед вами бланки с учебными предметами, ответьте на вопрос: каквыотносились к этому предмету в 4 классе?

Если любили – нарисуйте солнышко;
Если безразлично – елочку;
Если не любили – тучку.

Как вы относитесь к предметам сейчас – сделайте то же самое.

Ребята заполняют бланки ответов

Школьные предметы

4 класс

5 класс

учитель

урок

Русский язык        
Чтение        
Литература        
Математика        
Окружающий мир        
Природа        
История        
Иностранный язык        
Физкультура        
Музыка        
Рисование        
Технология        

3. Упражнения «Наши учителя»

– Некоторые ребята очень рады тому, что стали большими, познакомились с новыми учителями. Многие из вас уже успели полюбить своих учителей, а некоторые еще нет. Один и тот же учитель одним кажется добрым, а другим – не очень, кому-то он кажется строгим. Некоторых учителей вы знаете хорошо, но, может быть, еще не всех хорошо запомнили?
Давайте запомним своих учителей.

Дети делятся на 2 группы: мальчики и девочки. Мальчики получают набор карточек, на которых написаны имена учителей. Задача: отобрать имена их учителей (столько карточек с одинаковыми именами, сколько раз это имя встречается).
Девочки получают карточки с отчествами (5 минут на обсуждение)

– Сейчас я буду называть предмет, который есть в вашем расписании. Выйдет мальчик и прикрепит карточку с именем на доске. Затем выходит девочка и прикрепляет – отчество(проверить: повернуть спиной и спросить: предмет – ребенок называет имя и отчество или наоборот).
Молодцы! Теперь вы всех запомнили.

4. Пауза-отдых, упражнение «Школа огородных пугал»

Ведущий говорит всем: Поднимем руки вверх, покачаем ими. Теперь сильнее покачаем и шипим: «ш-ш-ш-ш-кш-кш». Спасибо! Вы с успехом окончили школу огородных пугал».
Задача ведущего в этой игре быть как можно более эмоциональным и показывать участникам «пример», а затем, когда участники разыграются, дать им волю самовыражения и прейти в позицию наблюдателя, для того чтобы последние слова были уместными.
– Интересно, а как к вам относятся учителя?
На бланке нарисуйте солнышко, если считаете, что учитель по этому предмету относиться к тебе хорошо; нарисуй елочку – если ни хорошо, ни плохо; нарисуй тучку – если плохо.
Ребята заполняют бланки ответов.
– Учителям предметникам и мне очень хочется узнать, как вы чувствуете себя на уроках.

Нарисуйте солнышко, если вы на этом уроке чувствуете себя хорошо, спокойно, вам интересно.
Нарисуйте елочку – если чувствуете себя не всегда спокойно, иногда волнуетесь.
Нарисуйте тучку – если всегда волнуетесь, переживаете, что спросят, поставят плохую оценку.

Дети рисуют в бланках ответов.

5. Упражнение «Профессия – педагог»

– Ребята, а как вы думаете, педагог это легкая профессия? Любой человек может быть педагогам? (Пятиклассники высказываются)
– Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку: его возможностям, качествам. Например, космонавт должен быть крепким физически, а ученный должен обладать развитым умом. К профессии педагога тоже есть свои требования. Каждый педагог имеет набор профессиональных качеств.
– Сейчас мы попробуем определить какими качествами должен обладать учитель. Для этого давайте разделимся на 3 группы (быстрее получается, когда рябят делят по рядам). Каждая группа получает список качеств и свойств. Среди них есть важные для педагога, а есть – нейтральные. Ваша задача: отметить те качества, которыми должны быть обязательно у настоящего учителя (на выполнения работы отводиться 5 минут)
После прохождения отведенного времени. Из каждой группы представитель прикрепляет свои качества на доску и объясняет, почему оно необходимо. Когда перечень качеств составлен – он зачитывается.
– Итак, мы с вами увидели, что каждый учитель обязательно должен обладает теми качествами, которые необходимы для его профессии. И в то же время, каждый учитель – уникальная, своеобразная личность, у них тоже есть свои интересы, они о чем-то мечтают, что-то любят, а что-то нет. И вы в этом убедитесь сами. Ваши учителя ответили на некоторые вопросы – дали интервью. Сейчас вы тоже ответите на такие же вопросы и мы сравним ваши ответы и ответы учителей.

6. Вопросы для интервью.

  1. Кем вы мечтали стать в детстве?
  2. Ваши увлечения. (Что вы любите делать?)
  3. Что вы не любите?
  4. Ваш любимый мультфильм.
  5. Ваше любимое время года.
  6. Ваш любимый день недели.
  7. Какой был (есть) в школе любимый учебный предмет?


После опроса детей идет обсуждение, подмечается общее у учителей и детей.
– Посмотрите, оказывается, у вас есть много общего. Как человек, учитель может быть вам близким по духу, а может быть непонятным. Но помните, что учителя всегда готовы:
1. Выслушать вас.
2. Понять вас.
3. Помочь вам.
Попытайтесь и вы понять их, не бойтесь обращаться к ним за помощью, и тогда проблем в 5 классе у вас не будет.

III. Анализ занятия (обратная связь)

– Давайте посмотрим, как прошло наше занятие: интересно или не интересно. Ребятам, которым понравилось, покажите это при помощи жеста – ладонь сжата в кулак, а большой палец направлен вверх, тем, кому занятие показалось не интересным, покажите при помощи противоположного жеста – пальцы в кулаке, большой палец указывает вниз.