Урок литературного чтения средствами субъективизации

Разделы: Начальная школа


В нашем городе уже несколько лет идёт активная работа по внедрению методики обучения литературному чтению средствами субъективизации. (Автор методики "Обучение младших школьников средствами субъективизации" - доктор педагогических наук, профессор Вятского государственного гуманитарного университета Г.А. Бакулина). Использование данной методики помогло сделать уроки литературного чтения увлекательными и интересными. Школьники сами научились определять с каким автором и произведением они будут знакомиться, ставить перед собой дидактическую цель. На творческой основе организуется работа по ознакомлению с биографическим материалом, на поисковом уровне осуществляется словарная работа. Глубже и основательнее проходит анализ произведений. На каждом уроке используются новые творческие задания.

Урок начинается с работы на карточках, лежащих на столах учащихся (всего их 2). Можно использовать слайды:

Карточка № 1

  1. Лев Николаевич Толстой
  2. Михаил Юрьевич Лермонтов
  3. Виктор Юзефович Драгунский
  1. Он родился в американском городе Нью-Йорке, где его родители получили образование
  2. Он стал пробовать свои силы в литературном творчестве, создавая тексты для клоунов, эстрадные монологи
  3. В данном перечне: "Прыжок", "Акула", "Утёс", "Друг детства" имеется одно произведение этого автора

Уч-ль: Прочитайте запись на карточке и определите, о каком из трёх авторов идёт речь?

Уч-к: Я думаю, что речь идёт о Викторе Юзефовиче Драгунском, потому что Лев Николаевич Толстой и Михаил Юрьевич Лермонтов родились в России, они не писали тексты для клоунов и эстрадные монологи.

Уч-ль: Какое из перечисленных произведений принадлежит его перу? Дайте обоснованный ответ и сформулируйте тему урока.

Уч-к: Виктор Юзефович Драгунский написал произведение "Друг детства", а рассказы "Акула", "Прыжок" создал Лев Николаевич Толстой. Стихотворение "Утёс" принадлежит Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Значит, тема сегодняшнего урока: Виктор Юзефович Драгунский "Друг детства"

Уч-ль: Зная тему, пользуясь опорными словами, поставьте цель урока.

На доске запись:

Познакомиться :

Прочитать :

Проанализировать:

Учиться:

Уч-к: Цель урока: познакомиться со сведениями из биографии В.Ю.Драгунского, прочитать его произведение и проанализировать его, учиться выразительно читать новое произведение "Друг детства".

На доске учитель открывает портрет писателя и даты его жизни (1913 -1972 г.г.)

Уч-ль:Приступим к выполнению первой части поставленной цели, познакомимся с некоторыми сведениями из биографии Виктора Юзефовича Драгунского. Положите перед собой карточку № 2(слайд). Я буду рассказывать сведения из биографии писателя по частям. После каждой части сделаю небольшую паузу. Во время паузы вы должны найти подходящий пункт из составленного мною плана, который дан на карточке. Но порядок пунктов изменён. Восстановите правильный порядок.

Карточка № 2

  • Главный герой произведений В.Ю.Драгунского
  • Актёр и создатель весёлых произведений
  • Детские и юношеские годы
  • Книги В.Драгунского

Учитель рассказывает сведения из биографии Виктора Юзефовича Драгунского.

Виктор Юзефович Драгунский родился в 1913 году в американском городе Нью-Йорке, где его родители получали образование. Вскоре после рождения сына, семья возвратилась в Россию. Его детство и юность пришлись на трудные годы. В 16 лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе, шил упряжки для лошадей, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку.

Но Виктор Юзефович мечтал о театре, цирке, эстраде-возможности веселить и радовать людей. И актером он стал. Сначала играл на сцене Московского театра транспорта, потом в Театре сатиры, цирке. Он организовывал небольшие театральные группы, которые разъезжали по городам и сёлам со своими представлениями. Фельетоны, пародии, веселые сценки для них писал сам В.Ю.Драгунский. Он придумывал репризы (тексты для выступления) клоунов. Одним из таких веселых ансамблей, который назывался "Синяя птичка", В.Драгунский руководил 10 лет. Особенно любил Виктор Юзефович выступать перед детьми. Говорят, что во время его выступления маленькие зрители часто сползали со стульев от смеха.

Его долго уговаривали, чтобы произведения, с которыми он выступал со сцены перед детьми, он сделал книгами. Но между записанным и исполняемым большая разница. Актер иногда может развеселить и не самым лучшим текстом. С книгами Драгунского такого не случилось. Когда они появились, читатели получали такое же удовольствие, как слушатели в зале. Ему было почти 50 лет, когда стали выходить его книги.

В большинстве произведений В.Ю.Драгунского повествование ведется от лица ребенка -Дениски Кораблева. Дениска - самостоятельный человек. Он умен, серьезен, наделен чувством юмора, немного поэт и романтик. Этого шаловливого мальчишку любят все.

Сегодня мы познакомимся с одной из историй, которая произошла с Дениской.

Уч-ль:Давайте проверим, как вы составили план. Работу будем выполнять следующим образом. Вы называете первый пункт плана и предлагаете свой вариант формулировки этого же пункта.

Уч-к: Первый пункт плана: Детские и юношеские годы В.Драгунского. Мой вариант : Детство и юность писателя. Второй пункт: Актер и создатель весёлых произведений. Мой вариант: В.Драгунский писатель и исполнитель своих произведений. Третий пункт: Книги В.Драгунского. Мой вариант: Произведения для сцены стали книгами. Четвёртый пункт: Главный герой произведений В.Драгунского. Мой вариант: Дениска - главный герой произведений.

(учитель спрашивает 2-3 учеников)

Уч-ль: В произведении В.Ю.Драгунского "Друг детства" нет незнакомых слов, но значение двух из них следует уточнить. Посмотрите на доску, расшифруйте записи слов и назовите их.

На доске запись: 17 р 10 с 17 10 ч 10 ло

Уч-к: Это слова приспичило и утиль

(учитель помещает на доску карточки с данными словами)

Уч-ль: Объясните лексическое значение слов

(учащиеся объясняют, а учитель уточняет, что приспичило - это очень захотелось , а утиль - вещи, негодные к употреблению)

Уч-ль: По названию и известным словам из нового произведения попытайтесь предугадать, о чем пойдет речь в произведении В.Драгунского.

(учащиеся делают предположения и высказывают их вслух)

Уч-ль: Давайте прочитаем произведение В.Ю.Драгунского "Друг детства" и определим, чьё предположение оказалось более точным.

(Учитель читает произведение вслух, учащиеся следят за чтением учителя)

Уч-ль:  Чьё же предположение оказалось более точным?

Уч-к:  Ребята, скажите о чём это произведение в форме одного предложения, используя для этого следующую запись на доске.

На доске :

Это: о том, как мальчик: и передумал быть : .

Уч-ль: Прочитаем это произведение еще раз и определим его жанр.

(учащиеся читают произведение вслух по очереди)

Уч-ль: Какого жанра произведение вы прочитали? Обоснуйте свой ответ.

Уч-к:  Это рассказ, потому что произведение "Друг детства" небольшое по объёму с небольшим количеством героев и в нём описывается один случай, произошедший с мальчиком.

Уч-ль: Назовите, кто главный герой рассказа "Друг детства"?

Уч-ль: Кем хотел стать мальчик, когда ему исполнилось шесть или шесть с половиной лет? Как вы думаете, чем привлекала его каждая профессия?

Уч-ль: Какие черты характера проявились у мальчика, когда он думал о разных профессиях? При ответе на этот вопрос, используйте запись на доске: (можно использовать слайд).

На доске:

добрый гордый

мечтательный смелый

фантазёр сдержанный

верный обманщик

увлекающийся преданный

откровенный обидчивый

чувствительный сильный

Уч-ль: Как вы думаете, почему мальчик решил стать боксёром?

Уч-ль: Что предложила мама мальчику для тренировки силы духа?

Уч-ль: Найдите в тексте описание этой игрушки. Прочитайте.

Уч-ль: Почему мальчик отказался развивать силу удара на мишке?

Уч-ль: Какие качества характера проявились в этой части рассказа? Используйте имеющийся на доске список слов.

Уч-ль: Какую основную мысль хотел донести до нас автор этого рассказа?

Обобщение учителя: Человек без друзей, что дерево без корней. Никогда нельзя обижать и предавать своих друзей. Друзьями надо дорожить.

На доске: (запись или слайд)

Верному другу цены нет.

Всякий избирает друга по своему нраву.

Дерево держится корнями, а человек- друзьями.

Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.

Уч-ль: Прочитайте пословицы. Назовите ту, которая наиболее отражает основную цель изучаемого произведения.

Уч-ль: Как вы думаете, осуществил ли мальчик свою мечту?

Составьте дома рассказ об осуществлении мечты Дениски.

В конце урока проводится рефлексия. На доске прикрепляются рисунки боксёрской груши и мишки.

Уч-ль: Если вам было интересно и вы задумались о своих друзьях и отношениях с ними, прикрепите магнит около рисунка с мишкой, а если вам на уроке было скучно, то около боксерской груши.

Все магниты были прикреплены около рисунка с мишкой. Урок завершен.