Ход урока
I. Организация учащихся
II. Сообщение темы
У. Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся поближе с творчеством удивительного человека, художника.
Этот удивительный художник умел разговаривать с деревьями и облаками, он слышал, как растет трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается солнце.
На его картинах шумят сосновые рощи, волнуется золотистая рожь, шелестят листвой могучие дубы.
Этот художник очень любил природу, свою Родину.
У. – Вы наверное догадались, о ком я говорю?
– (Ответы детей) – О Шишкине.
У. – А может быть кто-то из вас уже знаком с его картинами?
– (Ответ детей) – Да.
У. – Ребята, а как называют художников, создающих картины природы?
– (Ответ детей) – Пейзажисты.
У. – А кто из вас знает, где хранятся настоящие картины?
– (Ответ детей) – В музее, картинной галерее.
У. Наши экскурсоводы расскажут нам подробнее об этом замечательном мастере.
Итак, начнем… (Рисунок1)
III. Работа по теме.
Д. Нередко в лагере или на даче, а иногда и в городе – на улице, на набережной – вы можете увидеть художника за работой. Расставив мольберт, сидя на маленьком складном стуле, иногда, в яркий солнечный день, – под большим холщовым зонтом, художник пишет какой–нибудь уголок природы или городской пейзаж. Вас так и тянет подойти сзади и заглянуть через плечо, что получается у художника, как написал он знакомую вам речку или улицу на маленьком куске картона или деревянной дощечке. Оказывается, не всегда художники работают в четырех стенах своей мастерской, есть у художников и другая мастерская – просторная, без стен, под открытым небом.
В этой мастерской чаще всего вы встретите художников – пейзажистов, создающих картины природы. В леса, рощи, поля выходят они с легким походным мольбертом и с этюдником – небольшим плоским ящиком для кистей и красок.
Д. Слово “этюд” нерусское. В переводе с французского языка оно означает “изучение”. Ведь даже пейзажи художники почти никогда не пишут сразу с натуры. Сперва на этюдах изучают природу, а потом уже компонуют картину в своей мастерской. Немало дорог приходится исходить пейзажисту, прежде чем он найдет в природе именно то, что отвечает его замыслу. Нередко подолгу выжидает художник, пока солнце осветит кусты и деревья как раз так, как это нужно для задуманного пейзажа. Приходится совершать и дальние поездки. (Рисунок2)
Знакомство с портретом художника
Д. Сонный провинциальный городок Елабуга будто спрятался в дремучих северных лесах. Синий сосновый бор, сплошной стеной стоящий по берегам Камы расступается, образуя плавный полукруг. Природа, как по заказу, создала для небольшого городка прекрасный пейзаж. Здесь и родился великий русский художник Иван Иванович Шишкин. (Рисунок3)
Д. Никакие игры и веселые мальчишеские забавы не занимали пятилетнего Ваню. Он был охвачен страстью к рисованию. Никто тогда и предположить не мог, что это страсть – на всю жизнь. “Мел и уголь не исчезали из его рук. Все стены и двери комнат были расписаны самыми замысловатыми фигурами. То человеческий глаз, то дерево, то рука…” – вспоминала двоюродная сестра художника.
Маленький Ваня часами пропадает в мастерской отца, помогая ему в резьбе по дереву и камню. (Рисунок 4)
Д. Отец мечтал дать младшему сыну хорошее образование и после окончания уездного училища отвез его в Казань, где определил в Первую городскую гимназию. Годы обучения в гимназии оставят в душе и памяти Вани Шишкина тягостные воспоминания. Его страсть к живописи здесь встречает лишь негодование со стороны гимназического начальства и соучеников. После летних каникул Ваня Шишкин решительно отказывается вернуться в гимназию. (Рисунок5)
Иван Васильевич ценит способности младшего сына к рисованию. Всячески ему помогает в этом и поддерживает. Отыскивает для него статьи об искусстве, книги с биографиями великих художников. Ваня часами просиживает в своей комнате над книгами и журналами. Или бродит в окрестностях Елабуги, делая рисунки с натуры.
В самостоятельных занятиях проходит 4 года жизни.
Д. Наконец в голове юного Вани Шишкина созрело твердое решение – ехать в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Мать категорически против. Она настаивает на поддержании традиций купеческого рода Шишкиных. Отец пребывает в нерешительности: с одной стороны, он, как человек творческий, одобряет решение сына стать художником. С другой – увы – тают родительские надежды на обеспеченную старость. Однажды вечером, заливаясь слезами, мать ставит перед сыном вопрос ребром:
– Кем ты хочешь быть? Уважаемым человеком в родном городе? Или “маляром” в чужой Москве?
– Художником, – тихо, но твердо отвечает младший сын.
Ваня редко повышает голос. Да и вообще говорит редко. Предпочитает слушать. Внимать, впитывать.
Д. Откуда в маленьком ребенке жажда творчества? Дана свыше – не иначе. Предначертанность жизненного пути проявляется в человеке с самого раннего возраста. Ваня Шишкин много работает. Пробует свои силы в разных техниках: графика, акварель. (Рисунок6)
Где-то с 1848 года (ему уже 16 лет) начинает писать маслом. Но пока лишь копирует известные произведения – те, что находит в тех или иных изданиях.
Петербургская Академия художеств – мечта, пока недостижимая. Жители Елабуги знают столицу только по рассказам, слухам да литературным источникам. Только отец Вани, единственный из всего города, когда-то посетил Северную Пальмиру.
Годы учебы в Москве
Д. В 1852 году Ваня Шишкин приехал в Первопрестольную. Отец определяет сына в Училище живописи, ваяния и зодчества. С первых дней пребывания в Москве на Ваню обрушивается лавина впечатлений. Златоглавая ошеломила провинциального юношу оживлением церквей и соборов, особым говором ее жителей и веселым оживлением, царящим на широких улицах; а еще – бесконечностью торговых рядов, где можно купить все, что душе угодно. Но одно из самых сильных впечатлений – выставка произведений Айвазовского в стенах училища. Впервые в жизни он видел картины, написанные масляными красками. Картины, о которых с восторгом говорила уже вся Европа. Особенно поразило воображение юноши знаменитое полотно “Девятый вал”. В те годы в далекой провинциальной Елабуге знать не знали ни о каких художественных выставках. (Рисунок7)
Д. Ваня Шишкин потрясен. Он не раз и не два обходил экспозицию выставки, всматривался в написанные великим художником морские просторы, пытаясь проникнуть в тайну живописи Айвазовского. Он думал о том, что далекие моря и горы, несомненно прекрасны и выразительны. А разве реки, луга и поля средней полосы России не хороши? Разве русский лес с его величием и бесконечным многообразием не может быть столь же прекрасно и выразительно отображен в картинах? Ответ он будет искать всю жизнь.
В Московском Училище живописи, ваяния и зодчества Ваня Шишкин производит на товарищей впечатление человека застенчивого и немного замкнутого. Но его крепкая коренастая фигура и насупленный взгляд из-под густых бровей, как ни странно, располагали к себе. У него много друзей. Очень скоро “медвежонку” Ване предстоит удивить товарищей своими успехами. Скоро все Училище только и говорит: Шишкин рисует природу, как до него никто не рисовал. Знаменательно, что у Шишкина в Училище появляются подражатели.
В Петербургской Академии художеств
Д. С первого года обучения в Училище любимым местом в Москве для Шишкина и его товарищей стали Сокольники, – их покорил дивный живописный лес. Ваня без устали “гоняется за прихотью формы”, переносит на бумагу и холст каждый, поразивший его прихотливой формой листик, каждую прожилку в нем. Он продолжает писать этюды в Останкино, в Свиблово. В лесу ему интересно все: любая мелочь приводит его в восторг.
В 1856 году Ваня Шишкин с друзьями – художниками едет в Петербург, чтобы выяснить: каковы условия жизни в столице и можно ли продолжить обучение в Академии художеств. Едут в товарном вагоне. Зимой. (Рисунок8)
Один из преподавателей потом напишет в рапорте инспектору Училища: “Мы лишились отличного ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника”.
Д. Ваня Шишкин по-прежнему сдержан, задумчив и раскрывается только в разговорах о живописи. На это время приходится и первая победа: его рисунки карандашом приводят в восторг профессоров Академии.
Для летних работ Ваня Шишкин с друзьями – москвичами предстоит отправиться на Валаам. Суровый и величественный Валаам покоряет Ивана Шишкина своей девственной красотой. Вековые сосны на скалах до конца жизни останутся его любимым мотивом в живописи.
На этюды художники плывут на лодках, мольберты мастерят прямо на месте, неоконченные этюды вместе с ящиками красок прячут под скалами, покрывая их клеенкой, чтобы они не пропитались влагой. Вечерами, после постной трапезы, академики ведут с монахами неторопливые беседы. В памяти молодого художника те дни останутся едва ли не самыми счастливыми в жизни. (Рисунок9)
Д. С Валаама Иван Шишкин привозит три замечательных рисунка пером и множество карандашных эскизов. Рисунки производят фурор. Совет Академии обещает Шишкину золотую медаль, но вручение откладывается до весны, и Иван получает только большую серебряную медаль.
Кроме рисунков, Шишкин представляет на отчетную выставку еще около десятка этюдов маслом, которое спустя месяц пустит на продажу. Этюды расходятся мгновенно и по хорошей цене. Нужда отступает. Уходят в прошлое полуголодное существование, хлеб с кислым квасом, долги в мелочной лавке.
В 1859 году Иван Шишкин за картину “Ущелье в Валааме” получает малую золотую медаль. (Рисунок10)
Вдали от России
Д. В Петербургской Академии существовала хорошая традиция – отправлять наиболее одаренных учеников за границу: довершать свое образование, совершенствовать ремесло. Большинство академистов нуждается в подобной стажировке, и они с радостью готовятся к поездке. Но далеко не все. Шишкин собирается в заграничную поездку с большой неохотой. Он всячески оттягивает отъезд, так что сборы длятся, целую зиму. (Рисунок 11)
Иван Шишкин выезжает в Берлин в 1863 году. Незнание европейских языков, природная застенчивость сильно осложняют молодому художнику жизнь в незнакомом мире. Все непривычно, даже природа не радует. Летом того же года Шишкин объехал всю Швейцарию. “Героями” его картин и рисунков становятся деревья и кустарники, горные дороги и ручьи. Но в целом швейцарский пейзаж вовсе не привлекает его как художника – он кажется ему холодным и чужим.
Возвращение
Д. Шишкин очень страдает от разлуки с родиной.
Летом 1865 года Иван Шишкин возвращается в Россию.
Ненадолго он останавливается в Москве. Со старыми друзьями – художниками он делится впечатлениями от поездки за границу. Москва с ее шумом и суетой вскоре утомила Шишкина. Через неделю – он уже в Елабуге, как прежде бродит по лесам и рисует, рисует… Осенью едет в Петербург.
В Северной Пальмире Иван Шишкин с головой погружается в совершенно новую для него жизнь: принимает участие в работе Артели, которая образовалась в его отсутствие.
Признание
Д. Зимой Шишкин посещает Артель, работает для конкурсной и академической выставок, а лето проводит на этюдах в Елабуге или Братцево, под Москвой. Напряженная ежедневная работа начинает приносить плоды: к нему приходит признание.
В 1866 году Иван Шишкин выставляет картину “Воздух” и еще шесть рисунков. Художественная общественность называет их выдающимся явлением в пейзажной живописи.
Через год художник привозит на Всемирную выставку в Париже несколько рисунков, сделанных пером и картину “Вид в окрестностях Дюссельдорфа”.
В 1868 году в Петербургской Академии Иван Шишкин выставляет “Сосновый лес” и “Чем на мост нам идти, поищем лучше броду”, за которые Совет Академии присуждает ему звание академика.
В 1873 году Иван Шишкин стал профессором пейзажной живописи.
IV. Знакомство с репродукцией картины “Рубка леса”
У. Ребята, давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины “Рубка леса”. (Рисунок12)
У. – Что изобразил художник на картине?
– (Ответы детей) – Мы видим лес.
– На переднем плане срубленные деревья.
– На заднем плане картины лесорубы готовят на костре еду.
– Лес стоит будто живой.
– Жаль срубленные деревья.
Д. В 1867 году Иван Шишкин создает значительное произведение – “Рубка леса”.
На переднем плане – пень и ствол только что поваленного дровосеками могучего дерева.
Целый ряд тщательно выписанных растений дает представление обо всем, что можно встретить в наших лесах в летнюю пору. Каждая былинка и цветок, мягкость мхов – все узнаваемо, почти осязаемо. Полото “Рубка леса” – не просто повествование о красоте русской природы. Перед глазами зрителя рассказ из жизни лесорубов.
Вечереет. Работа заканчивается, готовится незатейливый ужин.
Но свежесрубленные и поваленные стволы деревьев никого не оставляют равнодушными.
Д. Лес замер в беспокойном ожидании следующего дня. Многочисленные подробности, которых много в картине, удерживают внимание, заставляют разглядывать ее, погружаться в тревожную атмосферу леса.
Резкий контраст между гармоничной жизнью мудрого старого леса и грубым, разрушительным вмешательством в нее человека наводит на грустное размышление о беззащитности окружающей нас природы.
Иван Шишкин первым в пейзажной живописи в художественной форме остро поставил вопрос о сохранении природы в России.
После “Рубки леса” будет написано еще не одно гениальное полотно, но именно эта катрина стала своеобразной “визитной карточкой” художника.
V. Знакомство с репродукцией картины “Рожь”
У. – Что вы видите на картине? (Рисунок13)
– (Ответы детей) – Видим поле, на котором колосится рожь.
– Во ржи растут разные цветы и травы.
– Сквозь поле тянется дорога.
– А еще на поле выросли высокие сосны.
Д. Дорога во все времена была символом будущего, о котором всегда размышляли художники. Но дорога – это и судьба человека. И от него тоже зависит, станет ли она заросшей бурьяном тропой или превратится в широкий, ведущий в светлое будущее, путь…
В этом своем эпическом повествовании каждой деталью художник рассказывает нам о жизни природы средней полосы России.
На переднем плане – чуть ли не вся флора русских полей: лютики, ромашки, васильки, подорожник…
Можно разглядеть цветы земляники и ее спелые ягоды.
Отношение человека к природе, к окружающему миру – вот что постоянно волновало художника.
Д. Картина “Рожь” была выставлена на шестой выставке “передвижников” и сразу привлекла к себе внимание. В картине “Рожь” Иван Шишкин нашел то, что искал долгие годы.
Дорога, извиваясь, тянется сквозь море спелой ржи и дальше тянется где – то там, в ее бесконечных волнах. Мощные стволы сосен в самом центре композиции резким контрастом по вертикали подчеркивают бесконечность ржаного поля. У тех, кто смотрит на картину, возникает ощущение, будто море ржи поглощает и проселочную дорогу, и едва различимые фигурки крестьянок. Они вот – вот исчезнут за поворотом.
В извилистой дороге, теряющейся в безграничном поле ржи, таится тревога. Не случайно у самой линии горизонта художник написал сгущающиеся грозовые тучи. Уже совсем низко летают ласточки.
Надвигающаяся гроза – не предвестница ли она несчастий? Кто знает…
VI. Знакомство с репродукцией картины “Сосновый бор”
У. – Следующая известная картина художника “Сосновый бор”. Рассмотрите картину и поделитесь своими впечатлениями. (Рисунок14)
– (Ответы детей) – Мы видим сосны, они очень высокие.
– Еще в лесу течет ручей и виден каждый камушек.
– Около одной сосны двое медвежат.
– Очень красивая картина.
Д. На картине Ивана Шишкина “Сосновый бор” – мощь и величие русской природы. Глухой первозданный сосновый лес. Ощущение, будто он бесконечен. Вытекающий из бора ручей как бы надвое делит пространство картины. Дно ручья усеяно круглыми камнями. Повсюду мхи и папоротники, коряги и россыпи желтого песка. И пара молодых медведей в самом центре картины. Один из них поглядывает на улей, привязанный к дереву на недосягаемой для него высоте, другой, будто недовольно ворча, ходит кругами, все никак не решаясь взобраться на высокую сосну. Забавная жанровая сценка, полная юмора, не случайно помещена в центре композиции. Художник сознательно разрушает академическую патетику пейзажного жанра.
Шишкин добивается поразительного эффекта. В картине есть звуки и краски. Есть герои и сюжеты.
Заслуга художника в том, что он увидел их, написал и дал зрителю возможность разделить с ним радость от созерцания величественной красоты леса.
У. А теперь, ребята, мы познакомимся с другими произведениями художника.
VII. Знакомство с другими репродукциями И.И. Шишкина
Идет альбом картин художника.
Дети рассматривают под музыку другие картины и читают стихи.
Д. “Еловый лес” (Рисунок15) Ель рукавом мне тропинку завесила, |
Д. “На севере диком” (Рисунок19) На севере диком стоит одиноко |
Д. “Дубовая роща” (Рисунок16) Сияет солнце, воды блещут, |
Д. “Около дачи” (Рисунок20) Чудный день! – Пройдут века |
Д. “Среди долины ровныя” (Рисунок17) Среди долины ровныя, |
Д. “Лесная речка” (Рисунок21) Природа, мир, тайник вселенной, |
Д. “Перед грозой” (Рисунок18) Черная туча висит над полями, |
Д. “Сосна” (Рисунок22) Целый мир от красоты, |
VIII. Итог урока
У. Творчество художника – это прежде всего работа, настойчивая, каждодневная. (Рисунок23)
Не только деревья, речку, небо, (цветы) травы видим мы на картинах художника. В каждой из этих картин перед нами открывается душа художника, его внутренний мир, потому что, постоянно наблюдая и изучая природу, истинный художник старается уловить в ее жизни мгновение наиболее близкое и дорогое его сердцу, наиболее полно выражающее его чувства. И когда мы всматриваемся в полотно, написанное рукой большого мастера, то нам невольно передается то светлая радость, то затаенная грусть, то тревога, которые вложил в свою работу художник. И в этом заключается радость, которую приносит нам встреча с живописью.
– Что из сегодняшнего урока вам особенно заполнилось?
– Кто бы хотел поделиться своими впечатлениями?
– Кому из вас сегодня захотелось пойти в музей?
Я желаю вам радостных встреч с картинами
Литература
- Ольга Туберовская “В гостях у картин”
- Альбом Большая коллекция. Иван Шишкин. Составитель Анатолий Сергеев.