Урок-экскурсия: "В гостях у И.И. Шишкина"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Организация учащихся

II. Сообщение темы

У. Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся поближе с творчеством удивительного человека, художника.

Этот удивительный художник умел разговаривать с деревьями и облаками, он слышал, как растет трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается солнце.

На его картинах шумят сосновые рощи, волнуется золотистая рожь, шелестят листвой могучие дубы.

Этот художник очень любил природу, свою Родину.

У. – Вы наверное догадались, о ком я говорю?

(Ответы детей) – О Шишкине.

У. – А может быть кто-то из вас уже знаком с его картинами?

(Ответ детей) – Да.

У. – Ребята, а как называют художников, создающих картины природы?

(Ответ детей) – Пейзажисты.

У. – А кто из вас знает, где хранятся настоящие картины?

(Ответ детей) – В музее, картинной галерее.

У. Наши экскурсоводы расскажут нам подробнее об этом замечательном мастере.

Итак, начнем… (Рисунок1)

III. Работа по теме.

Д. Нередко в лагере или на даче, а иногда и в городе – на улице, на набережной – вы можете увидеть художника за работой. Расставив мольберт, сидя на маленьком складном стуле, иногда, в яркий солнечный день, – под большим холщовым зонтом, художник пишет какой–нибудь уголок природы или городской пейзаж. Вас так и тянет подойти сзади и заглянуть через плечо, что получается у художника, как написал он знакомую вам речку или улицу на маленьком куске картона или деревянной дощечке. Оказывается, не всегда художники работают в четырех стенах своей мастерской, есть у художников и другая мастерская – просторная, без стен, под открытым небом.

В этой мастерской чаще всего вы встретите художников – пейзажистов, создающих картины природы. В леса, рощи, поля выходят они с легким походным мольбертом и с этюдником – небольшим плоским ящиком для кистей и красок.

Д. Слово “этюд” нерусское. В переводе с французского языка оно означает “изучение”. Ведь даже пейзажи художники почти никогда не пишут сразу с натуры. Сперва на этюдах изучают природу, а потом уже компонуют картину в своей мастерской. Немало дорог приходится исходить пейзажисту, прежде чем он найдет в природе именно то, что отвечает его замыслу. Нередко подолгу выжидает художник, пока солнце осветит кусты и деревья как раз так, как это нужно для задуманного пейзажа. Приходится совершать и дальние поездки. (Рисунок2)

Знакомство с портретом художника

Д. Сонный провинциальный городок Елабуга будто спрятался в дремучих северных лесах. Синий сосновый бор, сплошной стеной стоящий по берегам Камы расступается, образуя плавный полукруг. Природа, как по заказу, создала для небольшого городка прекрасный пейзаж. Здесь и родился великий русский художник Иван Иванович Шишкин. (Рисунок3)

Д. Никакие игры и веселые мальчишеские забавы не занимали пятилетнего Ваню. Он был охвачен страстью к рисованию. Никто тогда и предположить не мог, что это страсть – на всю жизнь. “Мел и уголь не исчезали из его рук. Все стены и двери комнат были расписаны самыми замысловатыми фигурами. То человеческий глаз, то дерево, то рука…” – вспоминала двоюродная сестра художника.

Маленький Ваня часами пропадает в мастерской отца, помогая ему в резьбе по дереву и камню. (Рисунок 4)

Д. Отец мечтал дать младшему сыну хорошее образование и после окончания уездного училища отвез его в Казань, где определил в Первую городскую гимназию. Годы обучения в гимназии оставят в душе и памяти Вани Шишкина тягостные воспоминания. Его страсть к живописи здесь встречает лишь негодование со стороны гимназического начальства и соучеников. После летних каникул Ваня Шишкин решительно отказывается вернуться в гимназию. (Рисунок5)

Иван Васильевич ценит способности младшего сына к рисованию. Всячески ему помогает в этом и поддерживает. Отыскивает для него статьи об искусстве, книги с биографиями великих художников. Ваня часами просиживает в своей комнате над книгами и журналами. Или бродит в окрестностях Елабуги, делая рисунки с натуры.

В самостоятельных занятиях проходит 4 года жизни.

Д. Наконец в голове юного Вани Шишкина созрело твердое решение – ехать в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Мать категорически против. Она настаивает на поддержании традиций купеческого рода Шишкиных. Отец пребывает в нерешительности: с одной стороны, он, как человек творческий, одобряет решение сына стать художником. С другой – увы – тают родительские надежды на обеспеченную старость. Однажды вечером, заливаясь слезами, мать ставит перед сыном вопрос ребром:

– Кем ты хочешь быть? Уважаемым человеком в родном городе? Или “маляром” в чужой Москве?

– Художником, – тихо, но твердо отвечает младший сын.

Ваня редко повышает голос. Да и вообще говорит редко. Предпочитает слушать. Внимать, впитывать.

Д. Откуда в маленьком ребенке жажда творчества? Дана свыше – не иначе. Предначертанность жизненного пути проявляется в человеке с самого раннего возраста. Ваня Шишкин много работает. Пробует свои силы в разных техниках: графика, акварель. (Рисунок6)

Где-то с 1848 года (ему уже 16 лет) начинает писать маслом. Но пока лишь копирует известные произведения – те, что находит в тех или иных изданиях.

Петербургская Академия художеств – мечта, пока недостижимая. Жители Елабуги знают столицу только по рассказам, слухам да литературным источникам. Только отец Вани, единственный из всего города, когда-то посетил Северную Пальмиру.

Годы учебы в Москве

Д. В 1852 году Ваня Шишкин приехал в Первопрестольную. Отец определяет сына в Училище живописи, ваяния и зодчества. С первых дней пребывания в Москве на Ваню обрушивается лавина впечатлений. Златоглавая ошеломила провинциального юношу оживлением церквей и соборов, особым говором ее жителей и веселым оживлением, царящим на широких улицах; а еще – бесконечностью торговых рядов, где можно купить все, что душе угодно. Но одно из самых сильных впечатлений – выставка произведений Айвазовского в стенах училища. Впервые в жизни он видел картины, написанные масляными красками. Картины, о которых с восторгом говорила уже вся Европа. Особенно поразило воображение юноши знаменитое полотно “Девятый вал”. В те годы в далекой провинциальной Елабуге знать не знали ни о каких художественных выставках. (Рисунок7)

Д. Ваня Шишкин потрясен. Он не раз и не два обходил экспозицию выставки, всматривался в написанные великим художником морские просторы, пытаясь проникнуть в тайну живописи Айвазовского. Он думал о том, что далекие моря и горы, несомненно прекрасны и выразительны. А разве реки, луга и поля средней полосы России не хороши? Разве русский лес с его величием и бесконечным многообразием не может быть столь же прекрасно и выразительно отображен в картинах? Ответ он будет искать всю жизнь.

В Московском Училище живописи, ваяния и зодчества Ваня Шишкин производит на товарищей впечатление человека застенчивого и немного замкнутого. Но его крепкая коренастая фигура и насупленный взгляд из-под густых бровей, как ни странно, располагали к себе. У него много друзей. Очень скоро “медвежонку” Ване предстоит удивить товарищей своими успехами. Скоро все Училище только и говорит: Шишкин рисует природу, как до него никто не рисовал. Знаменательно, что у Шишкина в Училище появляются подражатели.

В Петербургской Академии художеств

Д. С первого года обучения в Училище любимым местом в Москве для Шишкина и его товарищей стали Сокольники, – их покорил дивный живописный лес. Ваня без устали “гоняется за прихотью формы”, переносит на бумагу и холст каждый, поразивший его прихотливой формой листик, каждую прожилку в нем. Он продолжает писать этюды в Останкино, в Свиблово. В лесу ему интересно все: любая мелочь приводит его в восторг.

В 1856 году Ваня Шишкин с друзьями – художниками едет в Петербург, чтобы выяснить: каковы условия жизни в столице и можно ли продолжить обучение в Академии художеств. Едут в товарном вагоне. Зимой. (Рисунок8)

Один из преподавателей потом напишет в рапорте инспектору Училища: “Мы лишились отличного ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника”.

Д. Ваня Шишкин по-прежнему сдержан, задумчив и раскрывается только в разговорах о живописи. На это время приходится и первая победа: его рисунки карандашом приводят в восторг профессоров Академии.

Для летних работ Ваня Шишкин с друзьями – москвичами предстоит отправиться на Валаам. Суровый и величественный Валаам покоряет Ивана Шишкина своей девственной красотой. Вековые сосны на скалах до конца жизни останутся его любимым мотивом в живописи.

На этюды художники плывут на лодках, мольберты мастерят прямо на месте, неоконченные этюды вместе с ящиками красок прячут под скалами, покрывая их клеенкой, чтобы они не пропитались влагой. Вечерами, после постной трапезы, академики ведут с монахами неторопливые беседы. В памяти молодого художника те дни останутся едва ли не самыми счастливыми в жизни. (Рисунок9)

Д. С Валаама Иван Шишкин привозит три замечательных рисунка пером и множество карандашных эскизов. Рисунки производят фурор. Совет Академии обещает Шишкину золотую медаль, но вручение откладывается до весны, и Иван получает только большую серебряную медаль.

Кроме рисунков, Шишкин представляет на отчетную выставку еще около десятка этюдов маслом, которое спустя месяц пустит на продажу. Этюды расходятся мгновенно и по хорошей цене. Нужда отступает. Уходят в прошлое полуголодное существование, хлеб с кислым квасом, долги в мелочной лавке.

В 1859 году Иван Шишкин за картину “Ущелье в Валааме” получает малую золотую медаль. (Рисунок10)

Вдали от России

Д. В Петербургской Академии существовала хорошая традиция – отправлять наиболее одаренных учеников за границу: довершать свое образование, совершенствовать ремесло. Большинство академистов нуждается в подобной стажировке, и они с радостью готовятся к поездке. Но далеко не все. Шишкин собирается в заграничную поездку с большой неохотой. Он всячески оттягивает отъезд, так что сборы длятся, целую зиму. (Рисунок 11)

Иван Шишкин выезжает в Берлин в 1863 году. Незнание европейских языков, природная застенчивость сильно осложняют молодому художнику жизнь в незнакомом мире. Все непривычно, даже природа не радует. Летом того же года Шишкин объехал всю Швейцарию. “Героями” его картин и рисунков становятся деревья и кустарники, горные дороги и ручьи. Но в целом швейцарский пейзаж вовсе не привлекает его как художника – он кажется ему холодным и чужим.

Возвращение

Д. Шишкин очень страдает от разлуки с родиной.

Летом 1865 года Иван Шишкин возвращается в Россию.

Ненадолго он останавливается в Москве. Со старыми друзьями – художниками он делится впечатлениями от поездки за границу. Москва с ее шумом и суетой вскоре утомила Шишкина. Через неделю – он уже в Елабуге, как прежде бродит по лесам и рисует, рисует… Осенью едет в Петербург.

В Северной Пальмире Иван Шишкин с головой погружается в совершенно новую для него жизнь: принимает участие в работе Артели, которая образовалась в его отсутствие.

Признание

Д. Зимой Шишкин посещает Артель, работает для конкурсной и академической выставок, а лето проводит на этюдах в Елабуге или Братцево, под Москвой. Напряженная ежедневная работа начинает приносить плоды: к нему приходит признание.

В 1866 году Иван Шишкин выставляет картину “Воздух” и еще шесть рисунков. Художественная общественность называет их выдающимся явлением в пейзажной живописи.

Через год художник привозит на Всемирную выставку в Париже несколько рисунков, сделанных пером и картину “Вид в окрестностях Дюссельдорфа”.

В 1868 году в Петербургской Академии Иван Шишкин выставляет “Сосновый лес” и “Чем на мост нам идти, поищем лучше броду”, за которые Совет Академии присуждает ему звание академика.

В 1873 году Иван Шишкин стал профессором пейзажной живописи.

IV. Знакомство с репродукцией картины “Рубка леса”

У. Ребята, давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины “Рубка леса”. (Рисунок12)

У. – Что изобразил художник на картине?

(Ответы детей) – Мы видим лес.

– На переднем плане срубленные деревья.

– На заднем плане картины лесорубы готовят на костре еду.

– Лес стоит будто живой.

– Жаль срубленные деревья.

Д. В 1867 году Иван Шишкин создает значительное произведение – “Рубка леса”.

На переднем плане – пень и ствол только что поваленного дровосеками могучего дерева.

Целый ряд тщательно выписанных растений дает представление обо всем, что можно встретить в наших лесах в летнюю пору. Каждая былинка и цветок, мягкость мхов – все узнаваемо, почти осязаемо. Полото “Рубка леса” – не просто повествование о красоте русской природы. Перед глазами зрителя рассказ из жизни лесорубов.

Вечереет. Работа заканчивается, готовится незатейливый ужин.

Но свежесрубленные и поваленные стволы деревьев никого не оставляют равнодушными.

Д. Лес замер в беспокойном ожидании следующего дня. Многочисленные подробности, которых много в картине, удерживают внимание, заставляют разглядывать ее, погружаться в тревожную атмосферу леса.

Резкий контраст между гармоничной жизнью мудрого старого леса и грубым, разрушительным вмешательством в нее человека наводит на грустное размышление о беззащитности окружающей нас природы.

Иван Шишкин первым в пейзажной живописи в художественной форме остро поставил вопрос о сохранении природы в России.

После “Рубки леса” будет написано еще не одно гениальное полотно, но именно эта катрина стала своеобразной “визитной карточкой” художника.

V. Знакомство с репродукцией картины “Рожь”

У. – Что вы видите на картине? (Рисунок13)

(Ответы детей) – Видим поле, на котором колосится рожь.

– Во ржи растут разные цветы и травы.

– Сквозь поле тянется дорога.

– А еще на поле выросли высокие сосны.

Д. Дорога во все времена была символом будущего, о котором всегда размышляли художники. Но дорога – это и судьба человека. И от него тоже зависит, станет ли она заросшей бурьяном тропой или превратится в широкий, ведущий в светлое будущее, путь…

В этом своем эпическом повествовании каждой деталью художник рассказывает нам о жизни природы средней полосы России.

На переднем плане – чуть ли не вся флора русских полей: лютики, ромашки, васильки, подорожник…

Можно разглядеть цветы земляники и ее спелые ягоды.

Отношение человека к природе, к окружающему миру – вот что постоянно волновало художника.

Д. Картина “Рожь” была выставлена на шестой выставке “передвижников” и сразу привлекла к себе внимание. В картине “Рожь” Иван Шишкин нашел то, что искал долгие годы.

Дорога, извиваясь, тянется сквозь море спелой ржи и дальше тянется где – то там, в ее бесконечных волнах. Мощные стволы сосен в самом центре композиции резким контрастом по вертикали подчеркивают бесконечность ржаного поля. У тех, кто смотрит на картину, возникает ощущение, будто море ржи поглощает и проселочную дорогу, и едва различимые фигурки крестьянок. Они вот – вот исчезнут за поворотом.

В извилистой дороге, теряющейся в безграничном поле ржи, таится тревога. Не случайно у самой линии горизонта художник написал сгущающиеся грозовые тучи. Уже совсем низко летают ласточки.

Надвигающаяся гроза – не предвестница ли она несчастий? Кто знает…

VI. Знакомство с репродукцией картины “Сосновый бор”

У. – Следующая известная картина художника “Сосновый бор”. Рассмотрите картину и поделитесь своими впечатлениями. (Рисунок14)

(Ответы детей) – Мы видим сосны, они очень высокие.

– Еще в лесу течет ручей и виден каждый камушек.

– Около одной сосны двое медвежат.

– Очень красивая картина.

Д. На картине Ивана Шишкина “Сосновый бор” – мощь и величие русской природы. Глухой первозданный сосновый лес. Ощущение, будто он бесконечен. Вытекающий из бора ручей как бы надвое делит пространство картины. Дно ручья усеяно круглыми камнями. Повсюду мхи и папоротники, коряги и россыпи желтого песка. И пара молодых медведей в самом центре картины. Один из них поглядывает на улей, привязанный к дереву на недосягаемой для него высоте, другой, будто недовольно ворча, ходит кругами, все никак не решаясь взобраться на высокую сосну. Забавная жанровая сценка, полная юмора, не случайно помещена в центре композиции. Художник сознательно разрушает академическую патетику пейзажного жанра.

Шишкин добивается поразительного эффекта. В картине есть звуки и краски. Есть герои и сюжеты.

Заслуга художника в том, что он увидел их, написал и дал зрителю возможность разделить с ним радость от созерцания величественной красоты леса.

У. А теперь, ребята, мы познакомимся с другими произведениями художника.

VII. Знакомство с другими репродукциями И.И. Шишкина

Идет альбом картин художника.

Дети рассматривают под музыку другие картины и читают стихи.

Д. “Еловый лес” (Рисунок15)

Ель рукавом мне тропинку завесила,
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму. (А.Фет)

Д. “На севере диком” (Рисунок19)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она… (М.Лермонтов)

Д. “Дубовая роща” (Рисунок16)

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем
Деревья радостью трепещут,
Купаясь в небе голубом. (Ф.Тютчев)

Д. “Около дачи” (Рисунок20)

Чудный день! – Пройдут века
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное. (Ф.Тютчев)

Д. “Среди долины ровныя” (Рисунок17)

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте. (А.Мерзляков)

Д. “Лесная речка” (Рисунок21)

Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою! (Б.Пастернак)

Д. “Перед грозой” (Рисунок18)

Черная туча висит над полями,
Шепчутся клены, березы качаются,
Дубы столетние машут ветвями,
Точно со мной говорить собираются. (А.Апухтин)

Д. “Сосна” (Рисунок22)

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало. (А.Фет)

VIII. Итог урока

У. Творчество художника – это прежде всего работа, настойчивая, каждодневная. (Рисунок23)

Не только деревья, речку, небо, (цветы) травы видим мы на картинах художника. В каждой из этих картин перед нами открывается душа художника, его внутренний мир, потому что, постоянно наблюдая и изучая природу, истинный художник старается уловить в ее жизни мгновение наиболее близкое и дорогое его сердцу, наиболее полно выражающее его чувства. И когда мы всматриваемся в полотно, написанное рукой большого мастера, то нам невольно передается то светлая радость, то затаенная грусть, то тревога, которые вложил в свою работу художник. И в этом заключается радость, которую приносит нам встреча с живописью.

– Что из сегодняшнего урока вам особенно заполнилось?

– Кто бы хотел поделиться своими впечатлениями?

– Кому из вас сегодня захотелось пойти в музей?

Я желаю вам радостных встреч с картинами

Литература

  1. Ольга Туберовская “В гостях у картин”
  2. Альбом Большая коллекция. Иван Шишкин. Составитель Анатолий Сергеев.