ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Живой английский» реализуется в рамках образовательной области «филология» и предметом ее изучения являются все аспекты английского языка в рамках полученных учащимися за предшествующие годы обучения знаний. Она также предполагает обогащение этих знаний и становление языковых навыков.
Актуальность данной программы связана с тем, что в период обучения в начальной школе и 5 классе учащиеся получали и закрепляли знания, в большей или меньшей степени оторванные от жизни. Уровень знаний шестиклассников позволяет и требует такого их обобщения, которое показало бы учащимся и родителям реальные достижения предшествующих лет и стало бы началом следующего этапа – формирования языковых навыков (одновременно с продолжающимся накоплением новых знаний). Кроме того, предусмотренное базовой программой количество часов явно недостаточно для становления прочных навыков общения (по той или иной теме или с использованием тех или иных языковых структур), так что данная программа одновременно служит и для восполнения недостатка «количества соприкосновения с языком». Недостаточное количество часов не позволяет также в должной мере применять на уроках такие целесообразные и интересные учащимся технологии, как французские творческие мастерские, ролевые и имитационные игры, ИКТ и ряд других – все это также реализовано в данной дополнительной образовательной программе и призвано дать ребятам чувство живого языка, первоначальные стратегические умения и повысить мотивацию. Кроме того, в этом возрасте еще не завершено формирование общеучебных навыков, в силу чего разделение основных уроков (представляющих собой интересную, но именно работу) и дополнительных занятий (где ребятам предлагается несколько развлечься, расслабиться, поиграть с языком и в языке) тоже оказывается педагогически целесообразно.
Итак, целью дополнительной образовательной программы «Живой английский» является становление начальной коммуникативной культуры учащихся.
В ходе реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Учащиеся получат знания: - об употреблении ранее изученных грамматических времен; - новой лексики по ряду бытовых тем; - об элементарных нормах этикета (в том числе об этикете личного письма); - о видах словарей правилах пользования ими (включая простейшие беспереводные словари); - о типах вопросов и принципах их построения; - о притяжательном падеже; - о местоимениях - о простейших модальных глаголах;
2. Учащиеся прочувствуют язык как реальное средство общения; будут стремиться глубже узнать язык для использования в реальной языковой практике, в том числе и методами самообразования;
3. Учащиеся научатся - использовать в реальной языковой практике ранее полученные знания по лексике и грамматике; - пользоваться разными видами словарей; - самостоятельно получать знания по предмету с помощью словарей и другой справочной литературы; смогут общаться на языке по ряду бытовых тем, целесообразно используя для этого знакомые лексико-грамматические структуры;
4. У учащихся начнется процесс осознания себя как личности, владеющей иностранным языком в качестве средства общения.
Основным отличием данной программы нам видится широкое применение нетрадиционных форм занятий: французских творческих мастерских (они вообще, как правило, не используются на столь раннем этапе изучения иностранного языка), имитационных игр (они также традиционно считаются предназначенными для более старшего возраста), ИКТ и ряд других. Кроме того, на данном этапе обучения мы считаем необходимым элементом каждого (или почти каждого) занятия работу над совершенствованием фонетических навыков, как на уровне звука, так и на уровне предложения и синтагмы.
Срок реализации программы – один учебный год при занятиях 1 раз в неделю, т.е. 32 часа. Каждое занятие посвящено конкретной теме. Вводный и заключительный урок в перечень тем не входят.
Занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время (после окончания основных уроков). Их формы могут быть различны в зависимости от темы и цели конкретного занятия (раскрыты в учебно-тематическом плане). При необходимости занятия могут проводиться не в кабинете иностранного языка, а в лаборатории компьютерных технологий, о чем заранее оповещаются все учащиеся.
Ожидаемые результаты: относительно свободное общение на английском языке в рамках рассмотренных бытовых тем и словарного запаса, а также начало процесса самоопределения учащихся в языке.
Формы контроля: продуктивная языковая деятельность учащихся, особенно устная; наблюдение за внешними проявлениями учебной мотивации.
В качестве формы итогового контроля наиболее эффективно, на наш взгляд, будет приглашение родителей на итоговый урок (урок – соревнование по командам). По мере необходимости родителям могут быть предоставлены устные и/или письменные характеристики успешности учащегося за любой период.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
месяц |
тема |
количество часов |
|
теория |
практика |
||
сентябрь |
«Введение» «Семья» |
0 ч 0 ч |
1 ч 1 ч |
октябрь |
«Встречают по одежке, а провожают по уму!» «Дерево смотри в плодах, а человека – в делах» |
0 ч 0 ч |
2 ч 2 ч |
ноябрь |
«Режим дня» «Каждой вещи – свое место» «Мы идем в школу» «Братья наши меньшие» |
0 ч 0 ч 0 ч 0 ч |
1 ч 1 ч 1 ч 1 ч |
декабрь |
«Непоседа» «Лондон» |
0 ч 1 ч |
2 ч 1 ч |
январь |
«Праздник» «Друг по переписке» «У врача» «Папы разные нужны…» |
0 ч 0 ч 0 ч 0 ч |
1 ч 1 ч 1 ч 1 ч |
февраль |
«Будьте вежливы!» «Мы любим книги» «Наши любимые фильмы» |
1 ч 1 ч 0 ч |
0 ч 1 ч 1 ч |
март |
«Трудная неделя» «Куда пойдем?» «Охраняем родную природу» |
0 ч 0 ч 0 ч |
2 ч 1 ч 1 ч |
апрель |
«Богатство» «Фантазеры» «Береги время!» «Любопытство - не порок» |
0 ч 0 ч 0 ч 0 ч |
1 ч 1 ч 1 ч 1 ч |
май |
«Умелец» «Поделись улыбкою своей…» «Кто чем питается?» «Обобщение» |
0 ч 0 ч 0 ч 0 ч |
1 ч 1 ч 1 ч 1 ч |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1 «Введение» Практика использования времени Past Simple и лексики по теме «Спорт и спортивные игры».
Тема 2 «Семья» Структура «have/has got». Систематизация и обобщение лексики по теме «Семья».
Тема 3 «Встречают по одежке, а провожают по уму!» Систематизация и обобщение лексики по теме «Внешность». Спряжение глагола «to be» в Present Simple. Систематизация и обобщение лексики по теме «Одежда». Этикет формального общения в магазине.
Тема 4 «Дерево смотри в плодах, а человека – в делах» Систематизация и обобщение лексики по теме «Черты характера». Спряжение глагола «to be» в Present Simple: практика. Past Simple: повторение и практика. Использование лексики по теме «Черты характера».
Тема 5 «Режим дня» Present Simple: повторение и практика. Лексика по теме.
Тема 6 «Каждой вещи – свое место» Предлоги места и направления.
Тема 7 «Мы идем в школу» Систематизация и обобщение лексики по теме «Школьные принадлежности».
Тема 8 «Братья наши меньшие» Систематизация и обобщение лексики по теме «Домашние животные».
Тема 9 «Непоседа» Present Continuous и его отличие от Present Simple. Систематизация и обобщение лексики по теме «Виды деятельности». Систематизация и обобщение лексики по теме «Спорт и спортивные игры».
Тема 10 «Лондон» Оборот there is/there are, лексика «виды транспорта», Новая лексика (на уровне пассивного восприятия).
Тема 11 «Праздник» Систематизация имеющихся знаний.
Тема 12 «Друг по переписке» Алгоритм рассказа о себе. Систематизация всех изученных знаний. Этикет личного письма.
Тема 13 «У врача» Систематизация и обобщение лексики по теме «Болезни и лечение». Способы выражения советов.
Тема 14 «Папы разные нужны…» Систематизация и обобщение лексики по теме «Профессии».
Тема 15«Будьте вежливы!» Основные правила этикета.
Тема 16 «Мы любим книги» Виды словарей и правила пользования ими. Повелительное наклонение и вежливая форма просьбы. Систематизация и обобщение лексики по теме «Виды литературных произведений».
Тема 17 «Наши любимые фильмы» Систематизация и обобщение лексики по теме «Виды фильмов». Способы выражения предпочтений.
Тема 18 «Трудная неделя» Дни недели с предлогами. Present Continuous в функции будущего. Систематизация и обобщение лексики.
Тема 19 «Куда пойдем?» Способы высказывания идей. Новая лексика по теме «Развлечения».
Тема 20 «Охраняем родную природу» Систематизация и обобщение лексики по теме «природа».
Тема 21 «Богатство» Сказка О.Уайльда «Эгоистичный великан» (адаптированный вариант).
Тема 22 «Фантазеры» Сравнение Past Simple и Past Continuous.
Тема 23 «Береги время!» Способы обозначения времени.
Тема 24 «Любопытство - не порок» Типы вопросов и принципы их построения.
Тема 25 «Умелец» Глагол can.
Тема 26 «Поделись улыбкою своей…» Притяжательный падеж.
Тема 27 «Кто чем питается?» Местоимения. Систематизация и обобщение лексики по теме «Еда».
Тема 28 «Обобщение» Повторение и обобщение всех имеющихся знаний.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- мозговой штурм
- работа в группах
- игра по командам
- работа в парах
- компьютерная игра;
- беседа
- ролевая игра
- просмотр и обсуждение видеофрагмента
- работа в парах с иллюстративным материалом игра
- работа с наглядным материалом
- монолог
- имитационная игра
- работа с картой
- работа с компьютерной презентацией
- устная и письменная индивидуальная работа
- практика работы со словарем
- мастерская ценностных ориентаций
- мастерская творческого письма
- выполнение упражнений
- аудирование
- чтение
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
- динамические пособия по изучению грамматических структур: Past Simple, «have/has got», Present Simple и спряжение глагола «to be» в Present Simple, Present Continuous, оборот there is/there are, повелительное наклонение, Past Continuous, типы вопросов, глагол can, артикли, притяжательный падеж, местоимения и способы выражения советов
- раздаточный и дидактический материал по изучению следующих лексических тем: «Части тела», «Развлечения», «Виды фильмов», «Виды литературных произведений», «Профессии», «Болезни и лечение», «виды транспорта», «Виды деятельности», «Домашние животные», «Школьные принадлежности», «Режим дня», «Черты характера», «Одежда», «Внешность», «Семья», «Спорт и спортивные игры».
- диски с компьютерными играми к УМК “WAY AHEAD”
- презентация, посвященная Тауэру
- презентация, посвященная основным правилам этикета
- иллюстративный материал по темам
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Virginia Evans, "Round-up 3", Longman, 2000
2. Val Emslie, "Go! 2", Grammar Practice 2, Longman, 2002
3. Т.Б.Клементьева, Б.Бонк, "Happy English 1" («Счастливый английский»), Кн. 1, учебник для 5-6 к ср. шк., М, «Просвещение», 1992
4. Т.В.Ястребова, Сборник упражнений по грамматике английского языка (для 5-6 классов), М/С-П, «Акант», 1995
5. Raymond Murphy, "English Grammar in Use", Cambridge University Press, 2001
6. Н.Н.Верещагина, О.В.Афанасьева «Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 4 класса», М, «Просвещение», 1996
СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Сайты всех учебников британских издательств.
СПИСОК ВИДЕО И АУДИО МАТЕРИАЛОВ
- аудиокассеты к УМК Верещагиной (4 – 5 класс)
- видеокурс «Перед камерой»
- аудиокурс «Sheep or Ship?»