Цели:
- познакомить учащихся с правилом написания разделительного твёрдого знака в словах;
- закрепить навыки синтаксического, фонетического разбора, разбора слов по составу.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Чистописание, актуализация знаний
Написание строчных букв б и в в соединении с нижней петлёй.
– Запишите одним словом:
снежная буря (вьюга);
нижняя одежда (бельё);
домики для пчёл (ульи);
мать, отец, дети (семья);
состояние радости, душевного покоя (счастье).
– Что общего в написании этих слов? (Они пишутся с разделительным Ь).
– Почему в этих словах пишется разделительный мягкий знак? (Он разделяет согласную букву от гласной).
– Подчеркните согласную букву перед Ь одной чертой, гласную после Ь – двумя чертами.
– Выделите корень.
– Перед какими буквами пишется Ь? (е, ё, ю, я, и);
– В какой части слова пишется разделительный Ь? (В корне).
На доске опора:
3. Постановка учебной проблемы
– Запишите предложение для разбора (под диктовку, 1 человек на доске):
– Подчеркните орфограммы. (Красная строка, большая буква в начале предложения; ребята – словарное слово; с горы – предлог “с”, безударная гласная в корне, проверочное слово гОры, съехали – разделительный Ъ или Ь).
– Как вы написали слово “съехали”? (С твёрдым знаком. С мягким знаком).
– Мы вернёмся к этому слову позднее, а сейчас разберите предложение по членам.
– Итак, написание какого слова вызвало у вас затруднение? (Съехали)
– Почему? (Мы не знаем правило написания разделительного твёрдого знака).
– Сформулируйте тему нашего урока. (Написание слов с разделительным твёрдым знаком).
4. Поиск решения
– Сформулировать правило написания разделительного твёрдого знака нам помогут слова на доске. Прочитайте их:
поезд
выезд
заездвъезд
объезд
подъезд
– Что можно сказать об этих словах? (Они однокоренные).
– В словах какого столбика есть Ъ? (В словах второго столбика).
– Разберите эти слова по составу.
– В какой части слова пишется разделительный Ъ? (После приставки).
– Почему в первом столбике после приставки не пишется Ъ, а во втором пишется? (?)
– На какую букву оканчиваются приставки в первом столбике? (На гласную).
– А во втором столбике? (На согласную).
– А с какой буквы начинается корень? (С гласной).
На доске появляется опора:
-Какой вывод мы можем сделать? (Разделительный Ъ пишется после приставки, которая оканчивается на согласную букву перед гласными буквами).
5. Физкультминутка
6 Продолжение работы
– Чтобы уточнить, перед какими гласными буквами пишется разделительный Ъ, мы выполним работу на карточках (по группам).
1-я группа: сов.ют гнёзда, пред.юбилейный
год;
2-я группа: л.ёт, под.ём в гору;
3-я группа: коз.е молоко, с.ехал с горы;
4-я группа: лися нора, об.яснить задачу.
Проверка работы каждой группы.
– Перед какими гласными буквами пишется разделительный Ъ? (е, ё, ю, я).
На доске заканчивается составление опоры:
-Попробуйте сформулировать правило. (Разделительный Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву перед гласными е, ё, ю, я).
– Давайте прочтём это правило в учебнике на стр.132.
7. Первичное закрепление
– Давайте вернёмся к слову, которое вызвало у нас затруднение в начале урока (съехали).
– Какую букву надо писать? (Разделительный Ъ, так как он стоит после приставки “с” перед гласной “е” в корне).
– Выполните фонетический разбор слова отъезд.
Отъезд – 2 слога.
о – [а] – гласный, безударный;
т – [т] – согласный, глухой, твёрдый, парный;
ъ – [-]
е – [й] – согласный, звонкий, мягкий, непарный;
[э] – гласный, ударный;
з – [с] – согласный, глухой, твёрдый, парный;
д– [т] – согласный, глухой, твёрдый, парный.
6 букв, 6 звуков.
– Что вы можете сказать о Ъ? (Он не обозначает звука. После Ъ буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).
8. Самостоятельная работа
– Откройте учебник на странице 132, найдите упражнение 352, прочитайте задание. (Заменить группу слов одним словом: подъезд, подъём; составить и записать предложение с любым из этих слов).
Выполнение задания. Проверка работы.
9. Итог урока
– В каких случаях мы пишем разделительный Ъ? (Разделительный Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву перед гласными е, ё, ю,я).
10. Запись домашнего задания
Стр.. 132, выучить правило, упр. 351.