Тип урока: комбинированный.
Задача: знакомство с узловыми районами Центральной России.
Цели:
- образовательная: сформировать представление о Москве – столице государства, изучить функции города-миллионера, факторы формирования московской агломерации.
- развивающая: продолжить совершенствовать умения работать с картосхемами, давать характеристику городов по картам атласа, ранжировать текст учебника, систематизировать знания через работу с тестовыми таблицами.
- воспитательная: формировать чувство гордости за свою Родину, географическую культуру.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний:
- Мы изучили тему: «Хозяйство Центральной России». Назовите основные черты современного хозяйства Центральной России (устный ответ)
- Тест – проверка усвоения знаний по домашнему заданию (письменный опрос – оценки всем уч-ся).
3. Актуализация темы:
На фоне музыки учитель читает слова Л. Гумилева о Москве.
« … занимала географическое положение куда менее выгодное, чем Тверь, Углич и Нижний Новгород, мимо которых шел самый легкий и безопасный путь по Волге. И не накопила … таких боевых навыков, как Смоленск или Рязань. И не было в ней столько богатства, как в Новгороде, и таких традиций культуры, как в Ростове и Суздале. Но … перехватила инициативу «объединения», потому что именно там скопились страстные, энергичные, неукротимые люди».
О каком городе прозвучали слова поэта и писателя Льва Николаевича Гумилева? (Москва). Слайд
Москва! Шесть букв. Короткое названье.
Но в это слово краткое легли
Все долгие людские упованья,
Все лучшие надежды всей земли.
В. Лебедев-Кумач
На предыдущем уроке был проведен экспресс-опрос по теме: «Что мы знаем о Москве?».
Результаты его представлены на слайде: 60% учащихся побывали в Москве, а 40% это еще предстоит сделать. Вы попробовали охарактеризовать одним предложением – образ Москвы. Слайд
Самая точная и яркая фраза станет темой нашего урока: «Москва – сердце России».
Цель урока: сформировать представление о Москве как многофункциональном городе-миллионере, узловом районе и промышленном центре.
Слайд. Вспомним эти понятия. План изучения темы урока предложен вами в анкетах:
- Москва – историческая,
- Москва – административная,
- Москва – научная и культурная,
- Москва – промышленная,
- Москва – транспортная.
4. Изучение нового материала.
Не забываете записывать главную информацию в таблицу. Закрепляйте в тетрадях основные новые знания. В ходе урока учащиеся заполняют таблицы – характеристики экономических районов по плану Н.Н. Баранского.
Слайд. Москва – историческая.
Проанализируйте карту-схему учебника на стр. 240 и современную карту-схему Москвы в атласе на стр. 36. Сделайте выводы о планировке города, сохранившейся по настоящее время. Слайд. Какие факторы определили стремительный рост города, его роль среди центров русских княжеств? Вы прочитаете в учебнике на стр. 243-235. Ученики читают и отвечают на вопрос.
Слайд. Москва – административная. (опережающее задание)
Как смотрит миллиардом глаз – на солнце вся земля,
Так думы лучшие людей теснятся у Кремля.
Ю. Палецкис
Москва – это прежде всего люди. Познакомьтесь с изменением численности населения в Москве по учебнику стр. 237-239 . Определите постоянные и временные миграционные потоки в городе. У доски работает ученик. Выстраивает схему миграционных потоков, вскрывает причины и делает выводы.
Слайд.
Вывод: численность населения изменяется в зависимости от дня-ночи. В городе возникают проблемы в обеспечении жильем, продовольствием, усиливается криминогенная ситуация, обостряется экологическая обстановка.
Слайд. Москва – научная и культурная. (опережающее задание)
Слайд. Москва – промышленная (опережающее задание)
Слайд. Москва – транспортная
Транспортная сеть повторяет радиально-кольцевую структуру города, как «кровеносная система» дает жизнь многофункциональной Москве.
Слайд. Метрополитен – гордость столицы, самый чистый вид транспорта, перевозит десятки тысяч людей.
Слайд. Автомобильные магистрали объединяют всю жизнь города.
Слайд. Железнодорожные вокзалы – регулируют пассажиро- и грузообороты.
Слайд. Речные вокзалы направляют потоки к пяти морям.
Слайд. Авиапорты быстро и качественно обеспечивают пульс жизни столицы.
5. Обобщение и систематизация знаний.
И так, что же мы сегодня узнали на уроке? Проверим тестовой работой через обобщение и систематизацию знаний.
6. Контроль и самопроверка.
Проводим взаимопроверку. Ответы написаны на доске. Критерии оценивания в конце таблицы. Поставьте себе оценки.
7. Подведение итогов урока.
Слайд. Назовите функции Москвы. (Промышленная, культурная, столичная, законодательная, транспортная, научная, историческая, религиозная….) Москва – многофункциональный город, крупный узловой район страны.
Слайд. Стихотворение под звуки колокола:
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Ф. Глинка
8. Домашнее задание
(запись на доске)
Параграф 44, заполнить таблицу в тетради. Сообщения и презентации городов по выбору учащихся (Нижний Новгород, Воронеж,