Цель урока: Познакомить учащихся с языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
Задачи урока:
- Формировать знания о специфике языка декоративно-прикладного искусства;
- Познакомить с древними образами в народном искусстве;
- Научить обобщению формы предметов, стилизации;
- Совершенствовать навыки работы различными художественными материалами.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Зрительный ряд:
Архангельская щепная птица, полотенца с вышивками, деревянный ковш; таблицы с изображением предметов и знаков, таблица с изображением солярной символики; компьютерная презентация, включающая следующие изображения:
- Крыша северной избы с конем-охлупенем;
- Причелины, полотенца с солярными знаками;
- Архангельская щепная птица;
- Вышивки на полотенцах, передниках с изображением птиц, коней, древа жизни, матери-земли;
- Пряничные доски;
- Ковши.
Музыкальный ряд: народная музыка.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы учебного года, темы урока.
- Ход урока.
- Динамическая пауза.
- Практическое выполнение задания.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Деление класса на группы.
2. Сообщение темы учебного года и темы урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! В этом учебном году мы с вами приобщимся к тайнам декоративно-прикладное искусства. Это особый мир. Каждый человек всю свою жизнь окружен произведениями этого искусства. Значит, важно его знать и понимать. Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Человек познает мир не только умом, но и руками. И главное – сердцем!
Сегодня на уроке вы научитесь понимать, что выражают древние образы и символы.
3. Объяснение нового материала.
На доске висят следующие таблицы:
Рисунок1 | Рисунок2 | Рисунок3 |
Рисунок4 | Рисунок5 |
Учитель: Назовите предметы, которые вы видите на таблицах, расскажите, для чего они нужны.
Группы называют, объясняют, если нужно дополняют друг друга.
Данные знаки вызывают у детей затруднение, над ними ставятся знаки «?».
Учащиеся: Не знаем название некоторых изображений, для чего они нужны.
Учитель: Давайте запишем вопросы, на которые нам надо найти ответ, чтобы понять, что это за предмет.
Дети диктуют, учитель делает запись на доске:
- Как предмет называется?
- Для чего нужен?
Учитель показывает компьютерную презентацию.
Учащиеся: Это же крыша избы, а на ней – предмет с четвертой таблицы (рисунок №4). А это доска, а на ней круги с первой и пятой таблицы (рисунки1, 5). А это вышивки – и на них изображения со второй и третьей таблицы (рисунки 2, 3).
Учитель: Так где же мы можем встретить эти изображения?
Учащиеся: На крыше дома, на вышивке, на посуде.
Учитель: А часто ли вы видите эти изображения в повседневной, современной жизни?
Учащиеся: Нет. Наверное, их рисовали когда-то давно. Наши предки.
Учитель: Правильно, это древние изображения, встречающиеся в народном искусстве. Но их вышивали, вырезали из дерева и рисовали не просто так, они были наполнены смыслом, несли определенную информацию. Хотите ли вы приобщиться к тайнам народного искусства?
Учащиеся: Да, конечно.
Учитель: Итак, какие изображения встречаются чаще всего?
Учащиеся: Птица, конь, фигуры женщин, круги.
Учитель: Именно такими изображениями наши далекие предки украшали свои изделия. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Как вы думаете, что могла обозначать волнистая горизонтальная линия? (Рисует на доске).
Учащиеся: Воду.
Учитель: О чем рассказывала волнистая или пунктирная вертикальная линия?
Учащиеся: О дожде.
Учитель: А прямая горизонтальная линия?
Учащиеся: О земле.
Учитель: Теперь посмотрите на эти изображения (показывает солярные знаки с таблиц №1 и №5 (рисунки1, 5) и на эту игрушку (показывает архангельскую щепную птицу). Что между ними общего?
Учащиеся: Форма. Знаки круглые и если посмотреть на птицу, это тоже круг.
Учитель: Верно. А что в природе имеет круглую форму? Что вам напоминает эта геометрическая фигура?
Учащиеся: Солнце. Значит, круг говорит нам о солнце.
Учитель: Молодцы! Солнце, огонь действительно изображались кругом или кругом с крестом, или кругом с лучами, но иногда кругом с ромбом обозначали и землю (учитель демонстрирует таблицу с солярными знаками №6 (рисунок6).
Рисунок 6.
Так о чем же рассказывал древний земледелец, рисуя различные линии, круги и крестики?
Учащиеся: Он хотел рассказать о том, что видит каждый день: о солнце, о воде, о земле – о природных явлениях.
Учитель: Совершенно верно. Такими изображениями, например, на полотенце, человек как бы просил о чем-то природу: о дожде, о теплом солнышке, чтобы оно согрело землю и помогло собрать хороший урожай. Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И все это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. Поэтому образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток можно найти в разных видах народного творчества (учитель указывает на таблицу солярных знаков №6 (рисунок 6), на изображения причелин, полотенца в компьютерной презентации).
Но не только эти символы обозначают солнце. Какое животное было необходимо древнему земледельцу, чтобы вспахать землю?
Учащиеся: Лошадь. Конь.
Учитель: Да, конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Образы солнца и коня в народном искусстве сливаются воедино. В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Этот мотив в фольклоре воплотился в образе Егория Храброго.
4. Динамическая пауза.
Предлагается ребятам выполнить пантомиму: 1 группа – «Птицы», 2 группа – «Деревья», 3 группа – «Растения». Одна группа выполняет – другие отгадывают, затем меняются.
Учитель: Как вы думаете, что символизировала птица в народном искусстве? Вспомните, мы с вами уже говорили о форме этой птицы (показывает архангельскую птицу).
Учащиеся: Да – это круг, то есть солнце. Значит птица – тоже солнце.
Учитель: А когда к нам прилетают птицы из теплых краев?
Учащиеся: Весной. Когда становится тепло. Когда солнышко начинает пригревать.
Учитель: Именно поэтому в давние времена люди верили, что птицы своим звонким пением прогоняют зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну и теплое лето. Особенно люди готовились к встрече весны. Изображение жаворонков выпекали из теста, дети бегали с этими пряниками из дома в дом, сажали их на ветки, на проталинки. Так они просили птиц принести весну на своих крыльях.
Посмотрите на эту птицу, вышитую на полотенце (демонстрирует полотенце). Что вам напоминает ее хвост?
Учащиеся: Солнце с лучиками.
Учитель: А эта птица. Какая она? (Показывает полотенце).
Ученики: У нее хвост состоит из веточек. Это весенние листочки.
Учитель: Да, птицы символизировали свет, тепло, плодородие. Зачем же люди изображали у себя в доме птиц?
Ученики: Чтобы в доме всегда было тепло и светло. Так они привлекали к себе солнце и счастье.
Учитель: В русском народном искусстве устойчив образ ковша-птицы (показывает ковш). Ковшом обносили вкруговую на пирах в знак единства и согласия. В знак счастья и прибыли дому – его преподносили жениху и невесте. А на что похоже это изображение? (Показывает вышивку).
Ученики: Это куст. Дерево.
Учитель: Вы правы. В произведениях народного искусства часто встречается этот причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на его ветвях. Это – древо жизни. Посмотрите, разве так бывает: на дереве одновременно распускаются цветы и много спелых плодов?
Ученики: Нет, так не бывает.
Учитель: Древний земледелец допустил такую «ошибку» неслучайно. Дерево жизни – символ вечно живой, процветающей природы, растительных сил земли, символ счастливого продолжения рода.
А теперь посмотрите, чем это изображение похоже на предыдущее? (показывает вышивку с изображением матери-земли и вышивку с изображением древа жизни).
Учащиеся: У этой фигуры руки подняты вверх, как ветки у древа жизни. И на руках у нее тоже птицы. Все как будто в цветочках.
Учитель: Молодцы! Вы все правильно подметили. Это образ матери, который связывался в представлении крестьянина с землей, с ее плодородием. Как и древо жизни, женская фигура – это божество, выражавшее представление о земле, которая дает урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая». Посмотрите , как условно она решена.
Как вы считаете, цвет в народном искусстве имел символическое значение?
Учащиеся: Конечно (предположения детей).
Учитель: Черный – символизировал землю, желтый – солнце, красный – жизнь, белый – чистоту. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный.
Как вы считаете, похожи ли изображения коней, птиц в народном искусстве на своих природных собратьев?
Учащиеся: Нет. Они сказочные, фантастические, с узорами, украшениями и очень условные.
Учитель: Мастер преобразует реальные, природные формы. Он декоративно обобщает, упрощает форму, опускает малозначительные детали. Такой прием называется – стилизация.
Ну как, понравились вам тайны древних образов народного искусства? Сможете вы теперь их понять?
Пожалуйста, объясните, что же изображено на таблицах, где поставлены знаки «?»
Дети называют образы, рассказывают, что они обозначают и для чего нужны.
Учитель: Что интересного вы сможете рассказать родителям и друзьям после этого урока?
Учащиеся: Что древние образы в народном искусстве несут информацию, смысловую нагрузку. Все изображения в народном декоративном искусстве выглядят иначе, чем в действительности: формы условные, обобщенные, стилизованные.
5. Практическое выполнение задания.
На формате А3 создать образ древа жизни, матери-земли, птиц, коней, солнца.
6. Подведение итогов и обсуждение работ.
Все работы размещаются на мольбертах в одну линию. Ребята обсуждают, насколько грамотно они выполнены по критериям:
- создан ли образ
- композиционное решение
- цветовое решение (помогает ли цвет раскрыть образ, символика цвета)
- чистота исполнения
Называются лучшие работы, которые размещаются на стенде в классе (Приложение 1).