Цели урока:
- Закрепить навыки действий с дробями, совершенствовать вычислительные навыки.
- Развитие математического мышления и грамотной речи учащихся.
- Привитие интереса к учебному предмету через содержание задач.
- Формирование внутреннего процесса личностного, эмоционального развития.
Оборудование: карточки (на одной стороне ответ, на другой – слова из девиза), мультимедийный проектор, тетради, магнитная доска, магниты.
План урока.
- Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- Устная работа “ Думай и соображай”.
- Решение практических задач.
- Физминутка.
- Решение занимательных задач. (Презентация)
- Итог урока. Домашнее задание.
Ход урока
1. Орг. момент. (2 мин)
Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано, но научиться ему можно.
“Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их”, – советовал американский математик Джордж Пойа в книге “ Как решить задачу”.
Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность и смекалку. Это очень важные качества в жизни человека . В пословице говорится “ Ум без догадки гроша не стоит.”
Кстати, о какой денежной единицы на Руси говорится здесь ? .
Сегодня у нас урок по теме “ Все действия с десятичными дробями”. Мы с вами должны повторить все правила, вспомнить компоненты уравнения, решить задачи из домашней работы, которые вы составили.
2. Устная работа “ Думай и соображай” (до 5-6мин)
Известно, какое значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятой, смысл предложения может меняться. Помните, в мультипликационном фильме:
“Казнить, нельзя помиловать” или “Казнить нельзя, помиловать”.
В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства, правильность чтения десятичных дробей. На доске записаны задания.
1. Попробуйте придумать вопрос к этому заданию.
(Поставьте правильно запятую в равенствах).
- 32 + 18 = 5,
- 736 – 336 = 4,
- 63 – 27 = 603,
- 3 + 108 = 408.
Ответ:
- 3,2 + 1,8 = 5;
- 7,36 – 3,36 = 4;
- 63 – 2, 7 = 60,3;
- 3 + 1,08 = 4,08.
2. Даны числа: 2,67; 3,75; 3,51; 2,43. Сумма двух из них равна сумме оставшихся чисел. Найдите эти числа.
Ответ: 2,67 + 3,51 = 3,75 + 2,43.
3. Вместо звездочек поставьте знаки ± так, чтобы равенства были верными.
5,5 * 1,9 * 2,6 = 1 (5,5 – 1,9 – 2,6 =1)
7,9 * 3,4 * 4,2 = 7,1. (7,9 + 3,4 – 4,2 = 7,1)
3. Решение практических задач. (10-15 мин)
Значение десятичных дробей в жизни велико. “ С их помощью” строят дома, воздвигают плотины, лечат людей, измеряют время. В спорте решающую роль играют сотые доли секунды. Прежде, чем мы с вами начнем решать задачи, вспомним правила:
- Как подписываются десятичные дроби при сложении и вычитании? Где ставится запятая в результате?
- Как выполнить умножение десятичных дробей? Где должна стоять запятая в ответе?
- Как разделить десятичную дробь на натуральное число? Куда мы поставим запятую?
- Как разделить десятичную дробь на десятичную дробь?
Я открою вам секрет: девиз нашей работы будет зашифрован на карточках. Вы должны найти на карточке нужный ответ, перевернуть её и прочитать слово. Выполняя задания по порядку, мы должны получить фразу, которая будет девизом нашей работы.
1. Придумайте вопрос к этому заданию.
(Ученики должны выбрать ту запись, где верно расставлен порядок действий).
Правильный ответ зашифрован на карточке:
52,28 |
Знания |
2. Каждое государство имеет собственную денежную единицу: Россия – рубль, Украина - гривны, Германия- марки, США – доллар. Людям часто приходиться обменивать деньги одного государства на деньги другого. Сейчас один доллар США наши банки дают (……) рублей. Решите уравнение и узнайте курс валюты.
35,1 – ( х + 5,9) = 1,08.
Правильный ответ: 28,12 рублей. Откройте карточку с этим ответом.
28,12 |
Имей |
3. Очень часто мы решаем задачи на движение. Вспомните, как найти время движения, скорость объекта и пройденное расстояние?
Решите задачу: Дядя Федор ехал в Простоквашино 1,2 часа на поезде со скоростью 80 км/ч и 0,3 час на автобусе со скоростью 54 км/ч. Какой путь проделал дядя Федор? Получите правильный ответ и откройте карточку.
- 1,2 * 80 = 96 (км) – проехал на поезде.
- 0,3 * 54 = 16,2 (км) – проехал на автобусе.
- 96 + 16,2 = 112,2 (км) – весь путь движения.
Правильный ответ:
112,2 км |
Отличные |
4. Физминутка:
Раз – согнулись, разогнулись.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
5. Решение устных заданий на внимание:
1) Периметр квадрата 9,6 м2 . Найдите его сторону.
2,4 м |
По теме: |
2) Во сколько раз 4,8 больше 1,2?
4 раза |
Дроби |
3) Какое число меньше 3,3 в 3 раза?
1,1 |
Десятичные! |
Правильно, ребята! Девиз наших уроков: “ Знания имей отличные по теме: дроби десятичные!”.
А сейчас мы приступаем к решению задач, которые вы составили по этой теме, старшеклассники создали презентацию из этих материалов. (Презентация задач)
6. Итог урока.
- Какую цель мы ставили с вами в начале урока?
- Как выполнить сложение и вычитание десятичных
дробей?
- Как умножить дробь на дробь, разделить
десятичную дробь на десятичную дробь?
- Вспомним правила нахождения компонентов
уравнения.
Спасибо за урок.
7. Дополнительные задачи.
1. Решили Вини – Пух, Пятачок и Кролик купить горшочек меда стоимостью 24 руб.
У Вини-Пуха с Кроликом было 20,6 руб., у Вини - Пуха с Пятачком 12,9 руб.,
у Кролика с Пятачком 18,5 руб. Купят ли они горшочек меда, если сложат все свои деньги? Сколько денег имел каждый?
Решение:
1) 20,6 + 12,9 +18,5 = 52 руб. – удвоенная сумма всех денег.
2) 52 : 2 = 26 руб. – вместе у друзей. Значит, они смогут купить горшочек меда.
3) 26 – 20,6 = 5,4 руб. – деньги Пятачка.
4) 26 – 12,9= 13,1 руб. – деньги Кролика.
5) 26 – 18,5 = 7,5 руб. – деньги Вини - Пуха.
2. Полный бидон с молоком весит 35 кг. Наполовину полный – 18,5 кг. Сколько весит бидон?
Решение:
1) 35 – 18,5 = 16,5 кг – весит половина молока.
2) 18,5 – 16,5 = 2 кг - весит пустой бидон.
3. В пустые клетки квадрата вписать дроби так, чтобы по любой горизонтали, вертикали и диагонали сумма чисел была равна 3.
1,3 | 1,1 | 1,3 | 0,6 | 1,1 | ||
0,8 | 0,8 | 1 | 1,2 | |||
0,9 | 1,4 | 0,7 |
4. Сумма данных чисел запишите в третью клетку. Сумму чисел, стоящих во второй и третьей клетке запишите в четвертую и т.д. Кто быстрее найдет число , стоящее в последней клетке.
0,03 | 0,04 |
5. Я отпила 0,2 чашки кофе и долила её молоком. Затем выпила 0,3 чашки и снова долила её молоком. Потом я выпила полчашки и опять её долила молоком. Наконец я выпила всю чашку кофе с молоком. Чего я выпила больше: кофе или молока?
Решение:
1 чашка кофе была приготовлена.
0,2 + 0,3 +0,5 = 1 добавлено молока.
Значит, кофе и молока было выпито одинаковое
количество.