Цели:
1. Знакомство учащихся с произведениями М. Ю. Лермонтова, его биографией. Расширять кругозор учащихся в области искусства, через просмотр репродукций картин и прослушивание музыкальных фрагментов, написанных к произведениям поэта.
2. Воспитывать любовь к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений М. Ю. Лермонтова, прививать любовь к Родине и окружающей природе.
Оборудование: презентация, выставка книг, рисунки учащихся.
Ход праздника
Звучит вальс JI. Хачатуряна.
Учитель: Слайд1. Сегодня мы отмечаем 195 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова, и я предлагаю вам отправиться в путешествие по лермонтовским местам.
Ученики на металлофонах исполняют мелодию, написанную на стихи М.Ю. Лермонтова. Слайд 2.
Учитель: Слайд 3. Творчество М.Ю. Лермонтова особенно близко нам живущим на Кавказе. Вдохновенно воспетый Лермонтовым Кавказ давно уже стал обетованной землей миллионов почитателей великого поэта. Но на всем Кавказе нет другого места, где бы так тесно переплетались нити личной и творческой биографий поэта, как на Пятигорье. Вот почему всех “влечет к себе этот уголок земли”. Здесь многое напоминает о Лермонтове.
Учитель: Теперь перенесёмся в самое начало 19 века. Что нам известно о семье М.Ю.Лермонтова? Кто были его родители?
Ученик: Слайд 4. М.Ю. Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Родители будущего поэта, Лермонтов Юрий Петрович и Мария Михайловна Арсеньева, не смогли создать счастливой семьи.
Слайд 5. Вскоре после рождения мальчика произошёл разрыв между супругами.
Учитель: Слайд 6. Воспитывался Мишель в пензенском имении Арсеньевых в Тарханах под бдительным надзором любящей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Там прошли его детские годы, там он дружил с деревенскими ребятами, слушал народные предания и песни, богатую и чистую русскую речь. Вспоминая песни, которые ему певала мать, он написал “Казачью колыбельную песню”.
Ученик: Это стихотворение привлекало многих композиторов. Его ласковый задушевный тон как бы подсказывает мелодию. Один из романсов на эти стихи сочинил в 1889 г. А.Гречанинов.
Исполняют романс “Казачья колыбельная песня” учитель и ученица.
Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный в колыбель свою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
Ученик: В феврале 1817 года, когда Мишелю было всего 2 с небольшим года, умирает его мать. Нежность Елизаветы Алексеевны, лишившейся единственной дочери, перенеслась вся на внука.
Учитель: Какое воспитание и образование получил будущий поэт?
Ученик: Слайд 7. Тринадцати лет Мишу Лермонтова отвезли в Москву и отдали в лучший пансион. Тогда же он начал писать стихи. В шестнадцать лет Лермонтов был уже зрелым поэтом, но его стихи еще не печатали — сочинял он для себя, читал близким друзьям. Выбрав поэтическую дорогу, Лермонтов поступил на словесное отделение университета.
Ученик: Слайд 8. Учебу в Московском университете он не закончил, а переехал в Петербург и поступил в военную школу, оттуда вышел в гвардейский кавалерийский полк. Военная служба лишила его спокойной жизни. Ему пришлось много ездить. Такие поездки Лермонтов сравнивал с тучками, которые плывут по небу в пасмурную погоду.
Послушайте его стихотворение “Тучи”.
Ученик:
Тучки небесные вечные странники!
Степью лазурного, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
-Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
-Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Учитель: Слайд 9. А теперь мы перенесёмся на Кавказ. Ведь именно с Кавказом связана часть биографии М.Ю.Лермонтова.
Ученик: Кавказские горы Лермонтов увидел впервые в детстве, когда ему было только 4 года. Бабушка привезла его в Пятигорск лечить больные ноги. Горы произвели на мальчика огромное впечатление, Лермонтов оставил там сердце навсегда. В одном из своих стихотворений он описал спор двух великанов -Эльбруса и Казбека. Эльбрус он называет Шат - горою.
Инсценирование.
Как-то раз перед толпою
Соплеменных гор
У Казбека с Шат-горою
Был великий спор.
Эльбрус:
"Берегись! – сказал Казбеку
Седовласый Шат. –
Покорился человеку
Ты недаром, брат!
Он настроит дымных келий
По уступам гор;
В глубине твоих ущелий
Загремит топор;
И железная лопата
В каменную грудь,
Добывая медь и злато,
Врежет страшный путь.
Уж проходят караваны
Через те скалы,
Где носились лишь туманы
Да цари-орлы.
Люди хитры!
Хоть и труден
Первый был скачок,
Берегися! многолюден
И могуч Восток!"
"Не боюся я Востока! –
Отвечал Казбек, –
Род людской там спит глубоко
Уж девятый век.
Все, что здесь доступно оку,
Спит, покой ценя...
Нет! не дряхлому Востоку
Покорить меня!"
Ученик 4:
"Не хвались еще заране! –
Молвил старый Шат, –
Вот на севере в тумане
Что-то видно, брат!"
Ученик 5:
Тайно был Казбек огромный
Вестью той смущен;
И, смутясь, на север темный
Взоры кинул он;
И туда в недоуменье
Смотрит, полный дум:
Видит странное движенье,
Слышит звон и шум.
От Урала до Дуная,
До большой реки,
Колыхаясь и сверкая,
Движутся полки;
И, испытанный трудами
Бури боевой,
Их ведет, грозя очами,
Генерал седой.
Идут все полки могучи,
Шумны, как поток,
Страшно-медленно, как тучи,
Прямо на восток.
И, томим зловещей думой,
Полный черных снов,
Стал считать Казбек угрюмый –
И не счел врагов.
Грустным взором он окинул
Племя гор своих,
Шапку на брови надвинул –
И навек затих. –
Ученик: Как русский офицер Лермонтов изучал историю своего Отечества, особенно события Отечественной войны 1812 года, закончившейся поражением наполеоновской армии и славной победой русских солдат. Мужество и храбрость русской армии Лермонтов воспел во многих своих стихотворениях. Среди них наиболее известные – "Бородино", "Два великана". Два великана – это два полководца: Кутузов – русской армии, Наполеон – французской армии.
Слайд 10. Дети читают стихотворение "Два великана”. Звучит мелодия Шопена "Ноктюрн ".
Учитель: Лермонтов был очень талантлив.
Ученик: Он отлично играл на скрипке, был блистательным шахматистом, великим поэтом и писателем, очень хорошо рисовал карандашом, акварелью и масляными красками, говорил на нескольких языках. Он очень любил и тонко чувствовал красоту родной природы.
Слайды 11,12 с рисунками М.Ю. Лермонтова)
Учитель: Сейчас мы услышим его стихи "Утес". Лермонтов был ссыльный, храбрый военный человек, но чувствительный, ранимый и очень одинокий как утес в его стихотворении.
Ученик:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине Старого утеса.
Одиноко Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Учитель: Мы продолжаем наше путешествие. И вот мы на морском побережье. Почему мы здесь оказались? Что же привело нас сюда? Стихотворение М.Ю.Лермонтова “Парус”. Какова история стихотворения “Парус”?
Ученик: “Парус” написан вскоре после переезда Лермонтова в Петербург: университет оставлен, он поступает в военную школу. Оставлено всё, что поэт любил. В этом же 1832 году умирает отец поэта, с которым Михаил Юрьевич поддерживал тёплые отношения. Спокойной и безмятежной жизни не предвиделось и это слышно в стихотворении.
“Парус” – песню исполняют для учеников учителя.
Учитель: Послушайте стихи М.Ю Лермонтова "Сосна"
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
"Осень"
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Романс "Горные вершины" (перевод Гёте) в исполнении замечательного русского певца Ивана Козловского и хора мальчиков, дети слушают грамзапись.
Учитель: Лермонтов родился в
Москве и где бы ни находился потом, всегда
говорил: - "Москва — моя Родина". В поэме
"Сашка" он писал:
Ученик:
Москва, Москва!., люблю тебя, как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.
Слайд 13 Родиной для Лермонтова была не только Москва. Ею была вся Россия, верным сыном которой он оставался всегда.
Ученик читает стихотворение "Родина".
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю- за что, НЕ ЗНАЮ сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;...
И в праздник, вечером росистым,
СМОТРЕТЬ до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом.
Под говор русских мужичков.
Танец. (русский народный) Металлофоны.
Ученик: Слайд 14. Но особенно Лермонтов любил Кавказ. В одном из своих стихотворений он писал:
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной;
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
На севере — в стране тебе чужой—
Я сердцем твой — всегда и всюду твой.
Учитель: Горы Кавказа настолько пленили поэта с детства, что он не только писал стихи и поэмы о Кавказе, но и рисовал эти горы, эти места.
Синие горы Кавказа, Приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое;
Вы носили меня на своих
Одичалых хребтах,
Облаками меня одевали,
Вы к небу меня приучили
И я с той поры все
Мечтаю о вас. Да о небе.
Учитель: В поэме "Мцыри" Лермонтов писал:
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Пркинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег.
Как будто белый караван.
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ...
Учитель: Слайд 15. Лермонтов был не только замечательным поэтом, но и прекрасным писателем - прозаиком. Он написал драму "Маскарад". Все события в ней происходят во время бал-маскарада, на который приходят в костюмах и масках. Композитор Арам Хачатурян написал вальс к этому произведению. Давайте и мы побываем на этом балу.
Гаснет свет, зажигаются свечи. Звучит вальс Хачатуряна, пары танцуют.
Учитель: Кумиром Лермонтова был А.С.Пушкин. Когда А.С.Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое, гневное, обвинительное стихотворение “Смерть поэта”, за которое он был сослан на Кавказ. Нужно сказать, что Кавказ и в те времена был очень неспокойным местом: шли постоянные войны. А Лермонтов был очень храбрым офицером, он принимал участие в самых опасных манёврах.
Слайд 16. Когда Лермонтов в 1841 году отправился в последний раз в действующую армию на Кавказ, его друг подарил ему книжечку с просьбой вернуть ее, всю исписанную стихами. Но Лермонтову не суждено было вернуться живым из этой поездки. В записной книжке осталось очень много чистых страниц. Всего несколько стихов успел написать в ней поэт. Они были написаны в маленьком домике под камышовой крышей у подножия Машука. Теперь там музей-заповедник "Домик Лермонтова".
Ученик: Стихи Лермонтова были мелодичны и привлекали многих композиторов. Стихотворение “Выхожу один я на дорогу” стало народной песней.
Песня. “Выхожу один я на дорогу”
Учитель: Эти печальные строки звучат как предчувствие скорой гибели. Погиб он в Пятигорске, где все помнит его, где все дышит его поэзией. Здесь у подножья Машука, прозвучал роковой выстрел. Между Лермонтовым и Мартыновым из-за пустяковой ссоры состоялась дуэль. Лермонтов и не думал стрелять в своего приятеля. Он был весел, беззаботен и сам выстрелил в воздух. Но его противник не промахнулся. Вслед за первым выстрелом раздался страшный удар грома и разразилась яростная гроза. Сама природа оплакивала смерть поэта. Лермонтову было всего 26 лет.
Слушание шестой симфонии Бетховена – “Гроза”.
Учитель: Слайд 17. Лермонтов – гордость нашей русской литературы. Его стихи стали достоянием мировой поэзии. Много еще произведений создал бы Лермонтов, если бы пистолетный выстрел не прервал так рано его жизнь. Прожив короткую, но очень яркую жизнь, М.Ю.Лермонтов оставил огромное художественное наследие, знакомство с которым мы с вами и начинаем, находясь пока в самом начале длинного, захватывающего пути.
Слайд… По лермонтовским местам.
Но парус, созданный им, будет бесконечно нести нас в прекрасную страну новых открытий, которые сделают вашу жизнь интересной и содержательной.