Обучающее сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. А. Пластова;
  • Учить составлять текст-описание по пейзажной картине и записывать его;
  • Учить читать картину, осмысливать её содержание, выбирать точные слова для её описания, для реализации её идеи;
  • Воспитывать любовь к природе;

Оборудование: картина А. А. Пластова “Первый снег”, орфографические словари, тетради для творческих работ.

Оформление доски:

Сочинение по картине А. А. Пластова “Первый снег”

1 часть – вступление;
2 часть – основная часть (идея картины);
3 часть – заключение (впечатления от картины).

План

  1. Первый снег.
  2. Переживания детей.
  3. Моё впечатление.

Обильно падают; украшены бахромой; п-крыл к-вром; сплошь п-крыто; выб-жали; лё-ком платье; ра-тёгнуто у мальчика; ша-ка не з-вязана; радо-ое н-строение.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться составлять и писать сочинение по пейзажной картине А. А. Пластова “Первый снег”

3. Молчаливое рассматривание картины.

4. Рассказ учителя о художнике.

Аркадий Александрович Пластов – известный советский художник. Лауреат Ленинской и Государственной премии.

- Как вы понимаете, что обозначают эти звания?

Звание – официально присваивается человеку за какие-то заслуги.

Пластов родился и вырос в селе Прислониха Ульяновской области. Здесь прошло его детство. Здесь проводил он большую часть своей жизни. Здесь поля, на которых работали его родители. Здесь жили и работали герои его картин. Много произведений посвятил жизни деревенских ребят.

5. Беседа.

- Что является главным в картине?
- Какое впечатление производит на вас эта картина?
- Как достигает этого художник?
- Какова тема этой картины? (Первый снег. Наступление зимы.)
- Какое настроение вызывает у людей первый снег?
- Какова идея этой картины? (Радость)
- Что помогает художнику подчеркнуть радость по поводу первого снега? (Дети, их лица, с ними картина оживает)
- Как одеты дети? (Девочка в лёгком платье, только на голову накинут тёплый платок. Мальчик одет тепло, он видимо, пошёл гулять)
- Обратите внимание на мальчика, как он одет? (Пальто расстёгнуто, шапка не завязана)
- Почему дети одеты? (Они очень хотели увидеть первый снег)
- Что выражает лицо девочки? (Девочка улыбается, глаза у неё блестят, она очень рада)
- Чему она радуется? (Она радуется приходу зимы)
- Какими изобразил художник ребят? (Ребята на картине живые, восторженные)
- Кого ещё изобразил художник? (Ворону)

- Зачем автору картины нужна стена дома, ствол берёзы, деревенская улица? (На тёмном фоне стены особенно хорошо видна белизна, прелесть первого снега. Он крупный, пушистый, белее, чем ствол берёзы. Деревенская улица помогает художнику создать простор)

- Какие краски помогают художнику передать идею картины? (Дома серые, сучья деревьев тёмные. А снег белый, украсил всё вокруг)

6. Работа над планом.

- Какой текст вы должны составить? (Текст – описание)
- Как построить такой текст?

1 часть – вступление;
2 часть – основная часть (идея картины);
3 часть – заключение (впечатления от картины).

- О чём напишите в первой части?

1. Первый снег.

- О чём напишите во второй части?

2. Переживания детей.

- О чём напишите в третьей части?

3. Моё впечатление.

7. Работа над языком сочинения и орфографическая подготовка.

1 ч.

- Как падают пушистые снежинки?
- Чем украшены крыши домов?
- Чем покрывает снег улицу, крыльцо, деревья?
- Как выглядит небо?

2 ч.

- Как выбежали дети на крыльцо?
- Как они одеты?
- Что выражают лица детей?

3 ч.

- Какое настроение создаёт картина А. А. Пластова?

8. Пересказ.

9. Самостоятельная работа.

- Выполняя работу, о чём вы должны помнить? (Не повторяй часто одно и то же слово! Предложение сначала составь, а потом запиши!)

10. Анализ сочинений.

а) На картине изображён первый снег. Он обильно падал и, кружась в воздухе, падал на землю. Снег был крупный, пушистый.

(Он падает обильно и, кружась в воздухе, ложится на землю. Снег крупный, пушистый)

  1. Глаголы употреблять в настоящем времени.
  2. Два раза употреблён глагол падал.
  3. Глагол был выпускаем.

б) Дома украшены белой бахромой снега. Дома серые, деревенские.

(Серые деревенские дома украшены белой бахромой)

Повтор слова.

в) На ней изображён падающий на крыши крестьянских изб первый снег.

(На ней изображён первый снег, падающий на крыши крестьянских изб, на дорогу, на деревья, на крыльцо. Он всё вокруг укрывает пушистым одеялом.)

Надо писать, куда ещё падает снег.

г) Она любознательно смотрит вверх.

- Правильно ли употреблено слово любознательно? (Любознательный человек хочет больше узнать, а здесь девочка просто любуется снегом.)
- Какие слова можно использовать? (С любопытством, с удивлением, с улыбкой. Она с улыбкой (с удивлением) смотрит вверх.)

д) Смотря на эту картину, у меня появляется хорошее настроение.

(Эта картина создаёт радостное настроение.)

- Чем понравилось сочинение?
- Раскрыта ли тема?
- Обусловлены ли начало и конец?
- Точно ли выбраны по смыслу слова?
- Правильно ли составлены предложения?

11. Итог урока.