Цель урока: уточнение представлений учащихся о слогах как частях слова; обучение делению слов на слоги.
Обучающие задачи:
- актуализировать знания обучающихся о слоге и слове;
- научить различать в слове количество слогов по количеству гласных.
Развивающие задачи:
- развивать наблюдательность и умение делать выводы по итогам наблюдений;
- активизировать и расширять словарный запас обучающихся:
- способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, разных видов памяти.
Воспитательные задачи:
- продолжить развивать положительные личностные качества (ответственность, самостоятельность, чувство взаимопомощи, доброжелательности);
- формировать навыки саморегуляции поведения, умения работать в коллективе, развивать коммуникативные навыки.
Методическая цель урока: показ приёмов организации урока с использованием деятельностного метода, приёмов, способствующих здоровьесбережению младших школьников.
Оборудование: схемы – опоры, карточки для индивидуальной дифференцированной работы, карточки со словарными словами, карточки – сигналы обратной связи.
План урока:
- Организационный этап (1-2 мин)
- Ориентировочный этап (5-6 мин)
- Целеполагающий этап (5 мин)
- Операционно-исполнительный этап (20 мин)
- Рефлексорно-оценочный этап (2 мин)
Конспект урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I. Организационный этап. |
||
Учитель читает стихотворение Есенина.
- К нам тоже прилетел кленовый листочек, но он пока белый. В конце урока мы посмотрим, каким он будет по окраске. |
||
- Если вам будет трудно, я вам помогу. | ||
II. Ориентировочный этап. |
||
т и ц л к р а я п у Учитель спрашивает: - Что записано на доске? Учитель добавляет, что при произношении гласных нет преград, а согласных – преграды зубы, губы, язык. |
- Буквы. - Группы: гласные и согласные буквы. - Гласные при произношении поются, а согласные нет. |
|
Приложение № 1 | пти плы ули цы вут ца жи - Что записано на второй строке? (Обратить внимание на детей, которые делают в этих соединениях ошибки). Запишите их. - Что можно составить из слогов? - Найдите и подчеркните слоги, где все согласные твёрдые. Докажите свой выбор. |
- Слоги. Дети записывают слоги к себе в
тетрадь. - Слова. Дети доказывают. |
- Используя эти слоги, составьте слова. | Дети составляют слова из слогов. | |
Приложение № 1 | - Какие слова у вас получились? | Птицы, плывут, улица |
- Какое слово лишнее? Докажите. Почему? | - Лишнее слово улица в нем три слога. | |
- Запишите эти слова к себе в тетрадь. | Дети записывают слова к себе в тетрадь | |
- Какую работу выполняют гласные в словах? | - С помощью гласных можно определить количество слогов в слове. Есть правило, сколько в слове гласных столько и слогов. |
- Зажгите огоньки, разделите слова на слоги. | Дети работают в тетради. Один ребёнок
работает на индивидуальной доске. Проверка. |
|
- Что можно составить из слов? | - Предложение. | |
Приложение № 1 | - Пока мы работаем вместе, у доски работает … | Один ребенок составляет из слов предложение (золотая наступила осень). |
- Составьте с одним из слов предложение, для этого вы можете использовать иллюстрацию. | Дети составляют предложения (устно). | |
- Вспомнить правила предложения. | Проверка работы ребёнка, который
работал у доски. - Мне нужно было составить
предложение из слов. |
|
- Запишите это предложение к себе в тетрадь. | ||
Подводится итог этого этапа урока
ответом на вопрос: - Какую роль выполняют
гласные в словах? |
Дети: Гласные образуют слог, а из слогов можно составить слова. - Самооценка чистописания. |
|
Физкультминутка для глаз. (По офтальмотренажёру или по зрительно-двигательным траекториям: “Лодочка”, “Радуга”, “Комар”, “Яркое солнышко”) |
||
III . Целеполагающий этап. |
||
- Мы повторили, какую роль выполняют гласные буквы, из слогов составляли слова, а из слов предложения. Используя слова-опоры, сформулируйте тему нашего урока. | Дети: - Тема нашего урока “Слог, слово”. Будем учиться делить слова на слоги и различать в слове количество слогов. |
|
IV. Операционно-исполнительный этап. |
||
1. “Открытие” детьми нового знания. Учитель предлагает детям открыть учебник и прочитать вопрос Почемучки (с.56) - На какой вопрос мы уже можем ответить? Чтение правила. - Что такое слог? Найдите ответ в правиле. |
Дети читают вопросы: - Что такое
слог? Дети: - Мы можем определить количество слогов в слове по гласным. Дети читают правило (один, хором). |
|
Один ученик получает карточку с
индивидуальным заданием и выполняет его на
индивидуальной доске. Записаны слова: сорока, ворона, малина, собака, река. Раздели слова для переноса. |
||
Приложение № 1 | Учитель предлагает выполнить
упражнение № 99. - Какие слова у вас получились? - У вас на партах лежат сигнальные карточки с гласными буквами: а и о. Я вам показываю слово, а вы мне карточку с буквой, которую надо писать. - Запишите слова к себе в тетрадь, вставьте самостоятельно пропущенную букву, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную. |
Дети читают задание упражнения. Ведётся работа в парах. Ответы детей: сорока, ворона, малина, собака, река. - Эти слова словарные. Дети показывают карточки с буквами. Дети записывают слова. |
Оцените свою работу. - Правильно ли вы записали слова. Вот ещё один листочек опустился к вам в тетрадь. |
Самооценка. | |
Осуществляется фронтальная проверка
выполнения индивидуального задания, которое
ученик выполнял на доске. - Как по-другому можно
было перенести эти слова? |
Ребёнок, выполнявший
индивидуальное задание, объясняет: - Мне нужно было слова разделить для переноса, для этого нужно было вспомнить правило, что слова переносятся по слогам. |
|
Продолжение выполнения упражнения. - А теперь самостоятельно составьте предложение, пока вы будете делать задание в тетради, у доски работает … - Кто составил другое предложение? - Кто не смог спишите с доски. |
Дети составляют из слов предложение
самостоятельно и записывают его. Один ученик работает у доски. Проверка. |
|
Оцените свою работу | Самооценка | |
Подведение итога работы: - Назовите слова из предложения, в котором 2 слога, 3 слога. - Что такое слог? |
Дети отвечают на поставленный вопрос. | |
2. Словарно-орфографическая работа. | ||
В предыдущем задании повторили
словарные слова, а сегодня мы ещё познакомимся с
одним словом.
(Комбайн)
(Поезд)
(Сеялка) - Какие виды транспорта используют осенью для
работы в поле? |
Дети стоят около своих парт и показывают отгадки (иллюстрации висят на стенах класса) | |
- Как можно эти отгадки назвать одним
словом? - Поставьте ударение в словах. - Какая есть ещё орфограмма? Учитель на доске записывает слово. - Как можно назвать маленькую машину? Запишите слово на следующей строчке. - Назовите профессию человека, который управляет поездом? Запишите слово на следующей строчке. - Какие это слова? Докажите. Выделите корень во всех этих словах. Проверка. |
м а ш и н а ЖИ – ШИ пиши с буквой И. Слышим [Ы], а пишем И. Дети записывают слово в тетрадь. м а ш и н к а Однокоренные. Сходны по смыслу и имеют одинаковую часть – корень. |
|
Оцените свою работу. | Самооценка. | |
Физкультминутка Игра называется “Слог, слово”
Слова для игры: птица, из, лес, на, по, цена, от, оса, у, школа, под. |
||
3. Обучающая самостоятельная работа. | ||
Учитель предлагает задания трёх
уровней сложности. Уровень А. Расставить буквы в правильном порядке, чтобы получились слова, выделить гласные. Уровень В. Расставить буквы в правильном порядке, чтобы получились слова, разделить слова для переноса. Уровень С. Расставить буквы в правильном порядке, выписать слова, которые нельзя переносить и привести пример своего слова. |
Уровневая дифференциация. Даются следующие слова: ЛЕЗОК, КАР, АВОС, МОС, АКТИЛУ Дети пишут: КОЗЁЛ, РАК, СОВА, СОМ, УЛИТКА Двое детей работают на индивидуальных досках (уровень В, уровень С) |
|
Проверка работы. | Дети отвечают. | |
Учитель задаёт такой вопрос: - Как вы
думаете, для чего нужно делить слова на слоги? |
Дети отвечают: - Для того чтобы переносить слова с одной строки на другую. |
|
Оцените свою работу. | Самооценка | |
V. Рефлексорно-оценочный этап. |
||
Учитель задаёт вопрос: - Вспомните,
какую учебную задачу мы ставили в начале урока? Возьмите красные магниты те, у которых на полях 5 листочков прикрепите их на наш кленовый лист; зелёные те, у кого 4 листочка; жёлтые те, у кого 3 листочка. |
Дети отвечают. Дети прикрепляют магниты на кленовый листок. |
|
Домашнее задание: 1. Выполнить
упражнение № 100, стр. 57 |
Свободный выбор задания. |