Тип урока: комбинированный.
Технология: урок с использованием элементов технологии критического мышления.
Цели:
1) сформировать представление об особенностях климата и внутренних вод;
2) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия климата и рек;
3) обучение самостоятельности при получении знаний и их оценке, выработке своего мнения.
Оборудование:
интерактивная физическая карта Австралии, климатическая карта, мультимедийный проектор, учебник “Материки, океаны, народы и страны. Страноведение” авторы И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович, М.: Издательский центр “Вентана-Граф”,2008.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания.
Индивидуальная работа по карточкам.
1. Сравнить ГП Африки и Австралии.
2. Сравнить рельеф Африки и Австралии.
3. Рассказать об основных этапах открытия Австралии.
Опрос по карте.
Номенклатура по береговой линии и рельефу.
Проводится с использованием интерактивная физическая карта Австралии.
Устный ответ.
Охарактеризовать особенности рельефа Австралии.
При устном опросе задание классу.
1 вариант готовит дополнения к ответу.
2 вариант исправления.
III. Изучение нового материала.
1) СТАДИЯ ВЫЗОВА.
На какие компоненты природы влияет рельеф?
Тема урока: “Климат и внутренние воды Австралии”.
Начнем рассмотрение с климата.
Задание.
Запишите в тетрадь термины, ключевые понятия, относящиеся к теме “Климат”.
1) Каждый самостоятельно.
2) Обсудите в паре.
3) Назовите вслух, не повторяя сказанное ранее.
Эти термины мы будем использовать на уроке.
2) СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.
Каков климат Австралии?
Ожидаемый ответ: АВСТРАЛИЯ – самый сухой материк.
Приведите:
Факты доказывающие:
1) осадков 250-500 мм в год, в центре менее 250мм;
2) 1/2 пустыни;
3) мало рек;
4) озера соленые.
Назовите:
Причины:
1) посередине пересекается южным тропиком;
2) большая площадь в тропическом поясе.
Какой фактор оказывает самое главное влияние на климат?
ГП
Австралия находится примерно между теми же широтами, что и Южная Африка.
Какие предположения из этого можно сделать о климате Австралии?
Для подтверждения предположений сравним климат Южной Африки и Австралии.
Работа с таблицей № 1.
Определим в колонке “линия сравнения” основные параметры сравнения климата.
Южная Африка | Линия сравнения | Австралия |
температура января | ||
температура июля | ||
количество осадков, мм |
Вывод. В Австралии выше температура, меньше осадков. Причины: значительная протяженность с запада на восток ? формируются континентальные ВМ, небольшая высота над уровнем моря.
Более подробно рассмотрим климат Австралии, характеризуя климатические пояса.
В каких климатических поясах расположен материк?
Какой пояс занимает наибольшую площадь?
Работа с таблицей № 2.
Климатический пояс |
ГП |
t января |
t июля |
А |
Господствующие ветра |
Осадки (режим) |
ВМ |
Климатические области |
Каковы причины существенных различий?
Ожидаемые ответы:
- горы на востоке;
- теплое течение у берегов;
- холодное с запада.
А теперь вернемся к теме урока.
Почему эти два компонента рассматриваются вместе?
Что зависит от климата?
Ожидаемые ответы:
- питание рек;
- режим;
- количество вод.
Задание классу: изучить текст с 123.
Внутренние воды, составить кластер и защитить его.
IV. Закрепление изученного.
3) СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.
ТЕСТ
“Климат и внутренние воды Австралии”
1. На севере Австралии располагается климатический пояс:
1) субэкваториальный;
2) тропический;
3) субтропический.
2. На наветренных склонах Большого Водораздельного хребта осадки выпадают:
1) зимой;
2) летом;
3) равномерно в течение всего года.
3. Пересыхающие реки Австралии называют:
1) вади;
2) прерии;
3) крики.
4. Недостаток поверхностных вод на материке возмещается:
1) опреснением морских вод;
2) большими запасами подземных вод;
3) транспортировкой айсбергов.
5. Восстановите цепочку причинно-следственных связей:
а) на большей части материка расположены пустыни;
б) горы задерживают влажные воздушные массы с океана;
в) выпадает мало осадков.
Ответы:
1) 2; 2) 3; 3) 3; 4) 2; 5) б, в, а.
Для проверки усвоения уровня владения терминологией и содержанием программного материала учащиеся получают задание написать синквейн по теме “Внутренние воды”.
V. Домашняя работа.
Страница 123 в учебнике, страница 126 работа с климатодиаграммами творческое задание: написать памятку туристу, отправляющемуся в Австралию.