(10-й класс)
Цель. Показать учащимся приём построения “табличных” и связанных с ними углов без транспортира. Научить записывать значения углов, соответствующих указанным точкам единичной окружности.
Оборудование.
- Модель единичной окружности (плакат).
- Плакат единичной окружности, где показаны приёмы построения “табличных” углов.
- Карточки самостоятельных работ.
- Карточки с домашними заданиями.
- Карточки – “считалочки”.
- Геометрические инструменты.
- Фломастеры, цветной мел.
- Кодоскоп.
I. Организационный момент.
Постановка цели, мотивация учения.
Чтобы лучше понять и запомнить расположение точек на единичной окружности, мы познакомимся с приёмами построения “табличных” (30°, 45°, 60°) и связанных с ними углов без транспортира. Это позволит в дальнейшем не только легче освоить радианную меру угла, но и быстрее находить значения тригонометрических функций, хорошо решать простейшие тригонометрические уравнения, неравенства, системы.
II. Новый материал.
(фронтальная форма учебной работы)
1.
1.1. Начертите на определённых листах и на доске координатную плоскость и окружность с центром в начале координат радиусом равным 1.
1.2. Определение единичной окружности (учащиеся)
1.3. Понятие узловых точек (пересечения единичной окружности и осей координат)
2.
2.1. Отметим угловые точки на единичной окружности и запишем соответствующие им углы (0°, 90°, 180°, 360°)
(учащиеся работают у доски и на своих моделях единичной окружности).
Положительные углы против хода часовой стрелки (одним цветом).
Отрицательные углы – по часовой стрелке (другим цветом).
Все углы записываем внутри окружности.
3.
3.1. Как построить точки, соответствующие углам 45°, 135°, 225°, 315°?
( делением пополам координатных углов).
3.2. Учащиеся предлагают свои варианты. Затем на отдельно приготовленном плакате рассказывают приём построение точек, соответствующие углам 45°, 135°, 225°, 315°.
3.3. Данный приём применяется к единичной окружности на доске и к своим моделям. Отмечают точки, соответствующие углам 45°, 135°, 225°, 315°.
4.
4.1. Как построить точки соответствующие углам 30°, 150°, 210°, 330°?
( делением пополам вертикальных радиусов).
4.2. Учащиеся предлагают свои варианты. Затем по готовому плакату объясняют построение данных углов.
4.3. На демонстрационной модели и своих моделях единичных окружностей отмечают точки, соответствующие углам 30°, 150°, 210°, 330°.
5.
5.1. Как построить точки соответствующие углам 60°, 120°, 240°, 300°?
( делением пополам горизонтальных радиусов).
5.2. Учащиеся предлагают свои варианты. Затем по готовому плакату объясняют приём построения данных углов
5.3. Учащиеся отмечают данные углы на демонстрационной модели и на своих моделях, используя предложенный приём.
6.
6.1. Выразим в радианной мере величины углов
300 = |
900 = |
3600 = |
600 = |
1800 = |
- 9000 = |
450 = |
2700 = |
-1800= |
6.2. Около каждой из отмеченных точек единичной окружности запишем им соответствующие углы в радианах. (Вычисления на доске. Пример.)
(неотрицательные числа пишем одним цветом, а отрицательные другим).
7.
7.1. Запоминанию данных углов помогает “Считалка”.
(карточки со “ Считалками” разложены на ученических столах перед началом урока).
а) “Ра пи на два” (/2)
“Два пи на два” ()
“Три пи на два” (3/2 )
б) “Раз пи на четыре” (/4)
“Два пи на четыре” (2/4)
“Три пи на четыре” (3/4)
8. Запись углов, соответствующих одной точке единичной окружности
Пусть на окружности дана точка Р, которая получается повтором точки Р0 на угол .
При обходе окружности на целое число оборотов мы попадаем на исходную точку Р. Значит, точке Р наравне с числом соответствует любое число вида +2п, п ЄZ.
Пример.
На единичной окружности отмечены точки, соответствующие углам, запишите все такие углы, используя градусную меру и радианную.
0 =450, любой другой угол отличается от угла 0 на 3600 п, п ЄZ.
Запишем: =450+3600 п, п Є Z;
III. Проверка усвоения изученного.
(самостоятельная работа)
Для всех учащихся карточки с заданиями самостоятельной работы (записываем только ответы).
Самостоятельная работа.
1.На единичной окружности отмечены точки, соответствующие углам и , заключённым в промежутке от 00 до 3600. Выразите углы и в градусах.
2. На единичной окружности отмечены точки, соответствующие углам и , заключённым в промежутке от 0 до 2 радиан. Выразите углы и , в радианах
3.На единичной окружности отмечены точки, соответствующие углам и , заключённым в промежутке от 0 до 2 радиан. Выразите и в радианах.
4. На единичной окружности отмечены точки, соответствующие углам и . Запишите все углы и , используя градусную меру.
5. На единичной окружности отмечены точки, соответствующие углам и . Запишите все углы и , используя радианную меру.
IV. Итоги самостоятельной работы.
(взаимопроверка, ответы на экране через кодоскоп, за каждый правильный ответ +, за неверный -).
Ответы:
Z =1500+3600 k; k ЄZ1. = 1800; ; = 270
2. = ; =
3. = ; =
=300+3600 п, п Є
5. = + 2п, п Є
Z ; = + 2k; k ЄZПодводим итоги. Систематизируем полученные знания.
V. Определение домашнего задания (карточки)
(задание аналогичное с/работе)
VI
. Подведение итогов урока