Цели:
- познакомить уч-ся с новым второстепенным членом предложения: определением, с его ролью в предложении;
- развивать умение находить определение в предложениях с помощью вопроса, выделять его графически;
- развивать умение распознавать главные и изученные второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов;
- развивать память, внимание, устную речь, мышление учащихся;
- развивать умение детей самостоятельно определять тему и цели урока;
- учить детей обоснованному, доказательному и аргументированному ответу;
- развивать умение работать в парах;
- воспитывать культуру труда, взаимопомощь, навыки самостоятельной работы;
- развивать творческие способности, кругозор;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
1.Этап мотивации. (3 мин.) Для установления контакта с уч-ся, положительного настроения учитель предлагает прослушать стихотворение.
- Это стихотворение написал ученик нашей школы Вермишов Данила из 4 класса. В конкурсе на лучшее стихотворение он занял первое место. ( учитель не называет название стихотворения)
“Осеннее настроение”.
Пролетело лето,
Наступила осень,
И с деревьев падает
Желтая листва.
Позади остались
Дни каникул звонкие.
Шум прибоя тихий,
Летняя гроза.Я брожу по лесу.
Вспоминаю лето.
Обнимает душу
Светлая тоска…Но на сером фоне
Среди голых веток
Кисть рябины красная
Радует глаза.
- Понравилось вам стихотворение? Чтобы настроение было у вас во время урока было приподнятое и хорошее, я принесла вам этот букет.( учитель ставит на стол вазу с букетом листьев).
2. Минутка чистописания. (3 мин.) - О чем стихотворение? (об осени). Какой первый звук слышим в слове осень? Определите тему чистописания ( буква о).
На доске вывешивается образец буквы. Дети пишут одну заглавную и одну строчную букву,
Затем детям предлагается закономерность: Оо Ооо … ( закономерность определяется самостоятельно). – Кто догадался, как вы дальше будете писать? Дети дописывают строчку до конца.
- Посмотрите, понадобиться эта буква в работе над словарными словами?
3. Словарь. (4 мин.) На доске карточки:
п..тух м.дведь за..ц л..сица к..рова с..рока
Сформулируйте задание самостоятельно.( вставить пропущенные буквы, записать слова в тетради). Слова запишите в столбик.
Проверьте, правильно ли вы написали слова.(учитель переворачивает карточки).
- На какие группы можно разделить слова? (дикие и домашние, двухсложные и трехсложные, в которые вставляли букву о и вставляли другие гласные).
Пользуясь образцом, сформулируйте и выполните задание:
Сущ. – прил.
Петух – петушиный
Медведь -…
Заяц -…
Лисица - …
Корова - …
Сорока - …
- Какие слова записали справа? (прилагательные). Что они обозначают? Вспомните на какие вопросы еще отвечают слова , обозначающие признак предмета? Чтобы не забыть я вам повешу табличку.
Признак предмета Какой? Какая? Какое? Какие? |
- Что еще можете сказать об этих словах? (в некоторых пишем разделительный ь знак).
4. Этап актуализации и пробного учебного действия. (5-6 мин.) Запишем 1 предложение из стихотворения, с которого я начала урок. Учитель диктует:
С деревьев падает желтая листва. (на доске работают 2 ученика).
- Разберите по членам предложения. Работа проходит в парах. Как мы разбираем предложение? На доске памятка, как производить разбор предложения:
найди главные члены предложения |
задай вопросы к второстепенным членам предложения |
Где? Куда? Когда ?Откуда? Почему? Зачем? Как? Обстоятельство |
- Проверка у доски. Назовите основу грамматическую основу предложения, второстепенные члены. Ко всем второстепенным членам смогли поставить вопросы? Возникло ли у вас затруднение? Где?
5. Выявление места и причины затруднения. (2 мин.)
Дети пытаются зафиксировать затруднение. ( Ответы детей могут быть различными. Одни смогли задать вопрос, но не знают, как выделить графически новый второстепенный член. Другие не могут задать к нему вопрос. Третьи вообще не смогли выполнить задание).
Ответы детей выслушиваются учителем. - Почему возникло затруднение? (Мы не знакомы с новым второстепенным членом предложения).
6. Определение цели урока. (2-3 мин). Попробуйте самостоятельно определить, что вы будете делать сегодня на уроке.
- Сегодня на уроке мы должны познакомиться с новым второстепенным членом предложения, который отвечает на вопрос какая? и обозначает признак предмета, научиться его находить в предложении и подчеркивать. К трем табличкам добавляется четвертая.
Цели урока: 1. Научиться находить новый второстепенный член предложения 2. тренироваться разбирать предложения с новым второстепенным членом предложения |
7.Определение темы урока.
Попробуйте отгадать, как он называется:
Начинается слово с той буквы, которую мы писали на чистописании, дальше присоедините первый слог от слова “прекрасный”, а конец слова- это название действия, обратное действию умножения в математике.
- Какое слово у вас получилось? На доске появляется табличка с названием темы урока:
Определение |
- Подумайте, чему вы должны сегодня на уроке научиться? Сформулируйте цели.
На доске появляется ещё одна табличка.
Цели урока: 1. Научиться находить новый второстепенный член предложения: определение. 2. тренироваться разбирать предложения с новым второстепенным членом предложения: определением. |
- Осталось выяснить на какие еще вопросы отвечают определения.
- Найдите ответ в учебнике на с. 79. Пользуясь учебником, расскажите, что такое определение. Появляется новая табличка.
Какой? Какая ? Какое? Какие? Чей?Чья?Чье?Чьи? Признак предмета определение |
- Закончите работу над предложением.
8. Физ. минутка. (1 мин.) Надо немного отдохнуть. Повторяйте за мной:
Вот под елочкой зеленой,
Скачут весело сороки.(прыгают)
Целый день они летали,
Спать ребятам не давали,(машут руками)
Только к ночи умолкают, .(садятся за парты)
Вместе с нами засыпают.(закрывают глаза, голову кладут на парту)
9. Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи. (7-8 мин.)
- Что же делают наши звери? Сорока принесла вам, ребята, телеграмму из леса. Давайте прочитаем , что там написано. (на доске изображение сороки).
Телеграмма
Косолапый медведь уютно устроится в берлоге. Беличьи запасы спрятаны в дупле. Трусливый заяц притаился под кустом.
-Давайте разберем первое предложение на доске. Запишите его в тетради. Кто хочет пойти к доске?
Словарная работа. Объясните слово “берлога”. В словаре это слово объясняется так: берлога – зимнее убежище, в котором медведь находясь в состоянии сна, проводит холодные зимние месяцы.
- Разберите оставшиеся предложения со своим соседом по парте. Сначала 1-й ученик говорит, что он будет делать шепотом, потом другой.
Проверка. Внимательно слушайте и скажите, были ли допущены ошибки при выполнении задания.
- Назовите, какие определения вы подчеркнули в предложениях. Какие вопросы поставили? От какого главного члена предложения зависит подлежащее? Что еще можно добавить в наше правило?
Это интересно:
Послушайте, что об этом написал В. Бианки в своей книге “Лесная газета”: “В лесу все готовится к долгой зиме, вся будущая жизнь надежно прячется, тепло укутывается- все заботы о ней прерваны до весны. Одни зайчихи никак не могут успокоится, все не могут примирится, что лето прошло: опять принесли зайчат! Листопадничков.(при необходимости можно показать иллюстрацию).
10. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. (5 мин.) Вспомните какую цель мы с вами ставили? Давайте попробуйте выполнить небольшую самостоятельную работу.
Детям предлагаются карточки с заданием по вариантам.
1 вариант.
Низкие тучи плывут по небу.
2 вариант.
Последняя листва шелестит на ветках.
11.Физ. минутка. Наши листопаднички приглашают вас отдохнуть.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.(произвольные движения)
Зайка маленький устал,
Хочет спрятаться в кустах.(присели, голову накрыли руками)
Замер зайчик средь травы,
А теперь садимся мы.(сели за парты)
12.Включение в систему знаний. (5-7 мин).Упр. № 3 с. 80. – Какие слова помогли более точно, красочно и ярко передать красоту природы? ( если дети затрудняются, предложить выбросить из текста слова в скобках).
- Какими частями речи они выражены? Каким членом предложения являются?
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (2-3 мин).
Повторить цель урока. Я буду читать начало предложения. А вы должны продолжить.
Определение – это второстепенный …
Отвечает на вопросы …
Какой частью речи является?
Детям предлагается поднять синий кружок, если все поняли на уроке. Желтый – если остались какие-то вопросы, красный – если не поняли тему урока.
- Как вы думаете, почему у вас остались вопросы? Почему? ( выявляются причины) Что вам необходимо еще сделать? ( намечаются цели дальнейшей деятельности).
14. Домашнее задание. - Кто поднял синий кружок, тот дома выполняет № 5 с. 81.
- Кто поднял желтый или красный, выполняет № 2 с. 80.
Оборудование
- А.В. Полякова “Учебник по русскому языку для 3 класса” 2008г.
- В. Бианки “Лесная газета” 1986г.
- С.И. Ожегов “Словарь русского языка” 1990г.
- стихотворение ученика ГОУ СОШ ВАО г. Москвы № 723 Вермишова Данилы “Осеннее настроение”
- таблицы со словарными словами, с правилами и вопросами для организации объяснения нового материала
- карточки для учащихся для организации самостоятельной работы
- разноцветные кружки для этапа рефлексии