«Человек является, прежде всего, сыном своей страны, своего Отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы».
В.Г.Белинский
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание
подрастающего поколения всегда являлось одной
из важнейшей задач современной школы, ведь
детство – самая благодатная пора для привития
священного чувства любви к Родине. К сожалению, в
настоящее время школьное патриотическое
воспитание во многом сошло на нет. Школьники
плохо знают историю своей страны, практически не
ориентируются в традициях своего края, народа, не
испытывают зачастую гордости за свою школу,
город, край, Родину. Этому во многом способствует
немало факторов: постоянное обсуждение в СМИ
мнения об ошибочном пути развития России,
отсутствие общей идеологии, которая смогла бы
стать базовой в деле патриотического воспитания.
Авторская программа «Дети – будущее Кубани»
поможет в решении стратегической проблемы по
формированию патриотического сознания
школьников как важнейшей ценности, одной из
основ духовно – нравственного единства
общества.
Авторская программа «Дети – будущее Кубани»
составлена на основе государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2006-2010 г.», которая является главной
нормативной базой для всех образовательных
учреждений и рассчитана на период обучения
учащихся в начальной школе, но с успехом может
применяться и старших классах.
Цель программы: совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
– стимулировать познавательный интерес к
историческому прошлому и настоящему страны,
края;
– формировать способности к общению,
сопереживанию, нравственное воспитание;
– развивать творческие способности, знакомить с
традициями края, страны, достижениями людей;
– воспитывать трудолюбие, бережное отношение к
результатам труда;
– учить заботиться о своей школе, гордиться
историей своей школы;
– учить бережному отношению к общественному
достоянию;
– прививать уважение к культуре и традициям
других национальностей;
– прививать чувство любви к своему Отечеству;
– развивать чувство национального достоинства
на основе толерантного отношения к другим
народам России;
– воспитывать у молодёжи неприятие агрессии,
насилия и войны;
– способствовать физическому развитию учащихся,
развивать чувство ответственности за своё
здоровье и образ жизни, создавать условия для
возможности занятий спортом и
физической культурой.
Идея программы: «Воспитание детей вклад в судьбу России».
Работа ведется под девизом: «Живи, твори, дерзай – мощь Кубани и России укрепляй!»
Программа состоит из 5 направлений:
1) «Моя Малая родина» – оно направлено на
изучение героического прошлого нашей страны,
воспитание глубокого уважения к ветеранам всех
войн, знакомит учащихся с людьми, которые
прославили нашу Родину, о которых знают не только
в нашей стране, но и за её пределами. Мероприятия
направлены на воспитание чувства жизненной цели,
призвания-способности ответить на вопрос, что я
могу и хочу сделать в своей жизни, каковы моё
предназначение и ответственность перед собой,
людьми, обществом, Родиной. Помогут учащимся
лучше понять правила этикета, сформировать
понимание важности вежливого отношения к
окружающим, старшему поколению, научат понимать
самого себя, общаться в коллективе.
2) в разделе «Детская библиотека» работа
проводится в тесном сотрудничестве с
библиотекарем школы. Работа школьной библиотеки
содействует воспитанию молодого поколения,
подготовке к труду и защите Родины. Задачи
гражданско-патриотического воспитания юных
читателей они реализуют через индивидуальные и
массовые формы работы. Массовые формы работы
включают: чтение вслух и рассказ о содержании
книг. Все эти формы выявляют и развивают у детей
интерес к книге вообще, и к военно-патриотической
литературе в частности.
Читательские конференции, наиболее эффективны,
поскольку позволяют юным читателям осмыслить
связи собственного жизненного опыта с
содержанием литературного произведения на
военно-патриотическую тему. Воздействие
читательских конференций заметно повышается,
если на них присутствуют писатели, критики,
участники событий.
Подборка мероприятий направленных на изучение и
сохранение народных традиций, знакомство с
историей других национальностей, укрепление
связи разных поколений, воспитание уважения к
старшему поколению помогает при помощи
различных мероприятий раскрыть творческий
потенциал и самовыражение каждого ребёнка,
проявить их фантазии; наметить пути и способы
дальнейшего творческого развития учащихся.
3) раздел «Истоки» – отвечает задачам изучения
истории родной страны, сохранения народных
традиций, знакомство с особенностями быта,
исследовательско-поисковой деятельности...
4) «Мы и спорт» – темы этого раздела направлены на
изучение учащимися истории родной армии,
героического прошлого, воспитание чувства
уважения к традициям российской армии.
Содержание мероприятий этого раздела направлено
на физическое развитие подрастающего поколения,
воспитание чувства ответственности за своё
здоровье, развитие у учащихся стремления к
активному образу жизни.
5) «Музеи и экскурсионная деятельность» –
большое место в работе с детьми отводится
экскурсионной работе, обладающей широким
диапазоном средств по всем направлениям
воспитания, повышения общего уровня культуры,
согласованностью действий, особенно между
школой и семьей. Этот раздел знакомит детей с
природой родного края, страны. Мероприятия этого
раздела нацелены на воспитание бережного
отношения к природе, привитие любви к
окружающему миру, на изучение и сохранение
народных традиций, знакомство с историей других
национальностей, укрепление связи разных
поколений, воспитание уважения к старшему
поколению. В общем виде работа включает в себя:
а) расширение изучения основных предметов
школьной программы-истории, кубановедения,
являющиеся дополнительными к базовой программе.
Проведение беседы об исторических преданиях,
этнографических принадлежности народов,
проживающих на территории конкретного региона,
истории города и его окрестностей.
б) экскурсионно-походную деятельность, изучение
древних памятников архитектуры и археологии,
находящихся на территории региона, общение с
экологами и краеведами, посещение музеев,
поездки по городам нашего края.
в) традиционные встречи с ветеранами Великой
Отечественной войны.
– «Мы и спорт» – темы этого раздела направлены
на изучение учащимися истории родной армии,
героического прошлого, воспитание чувства
уважения к традициям российской армии.
Содержание мероприятий этого раздела направлено
на физическое развитие подрастающего поколения,
воспитание чувства ответственности за своё
здоровье, развитие у учащихся стремления к
активному образу жизни.
В результате проведённой работы развиваются
следующие качества личности: активность,
организация, общительность, самостоятельность,
инициативность, сообразительность и
самостоятельность.
Чтобы определить результативность
воспитательной работы в классе:
1) на каждого ребёнка заводится таблица, которая
позволяет увидеть активность детей в творческих
делах класса и школы. Эта работа, позволяет
отследить, в каких мероприятиях принимал участие
каждый ученик класса.
2) карточка на каждого ученика в классе по
качеству воспитанности учащегося. Оценка
воспитанности по 10 уровням оцениваются по
трехбалльной системе, баллы суммируются,
подводятся итоги, где по результатам наблюдений
корректируется или планируется дальнейшая
работа педагога.
1. Любовь к окружающему миру.
2. Любовь к отечеству.
3.Аккуратность.
4. Вежливость, доброжелательность, отзывчивость.
5. Дружба с ребятами.
6. Активное участие в классных делах.
7. Настойчивость в достижении успехов в учебе.
8. Участие в общественных делах.
9. Занятия спортом.
10. Соблюдение закона № 1539.
Программа «Дети – будущее Кубани» будет полезна широкому кругу: учителям, завучам по воспитательной работе, работникам центров детского творчества, сотрудникам библиотек, работников детских домов и интернатов…
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ | КТД (содержание) |
Класс | Время проведения |
1. | 1. День знаний. «Вот и стали мы на год
взрослее» 2. Подготовка к празднованию освобождения станицы от немецко-фашистских захватчиков. Изготовление цветов. |
2 | сентябрь |
2. | 1. Экскурсия по родной станице (на
конеферму). 2. «Все профессии нужны, все профессии важны». |
2 | октябрь |
3. | 1. Празднование дня матери. Конкурс
рисунков на асфальте «Пусть всегда будет мама» 2. «Подвиг матери» – тематический час, посвященный семье Степановых. 3. Конкурс фотографий «Зеркало природы». |
2 | ноябрь |
4. | 1. Участие в акции «Чистая станица». 2. «Мой режим дня» |
2 | декабрь |
5. | «Дружба, вежливость, доброта с нами в жизни навсегда». | 2 | январь |
6. | 1. Конкурс стихов об Армии. 2. « Папа, мама, я – спортивная семья» (соревнования семейных команд). 3. Акция « Подарок войну». |
2 | февраль |
7. | 1. Подготовка к выставке рисунков « Моя
любимая мама» 2. Утренник «Поздравляем наших мам». 3. Традиции моей школы. |
2 | март |
8. | 1. Трудовой десант (уборка территории). 2. Конкурс рисунков «Нет краше Кубани нашей». | 2 | апрель |
9. | 1. Урок мужества «Во имя жизни – на
земле» (знакомство детей с пионерами – героями). 2. Смотр песни и строя. 3. Митинг. |
2 | май |
3 класс
1. | 1. День знаний. 2. Подготовка к мероприятию, посвященному к 65-летию освобождения станицы от немецко-фашистских захватчиков. |
3 | сентябрь | |
2. | 1. Экскурсия на «Страусиную ферму». День
здоровья. 2. Трудовой десант (благоустройство памятника). |
3 | октябрь | |
3. | 1. Празднование Дня матери. «Наши мамы лучшие на
свете». 2. Выпуск стенгазеты. |
3 | ноябрь | |
4. | 1. Тематический час «Именем Екатерины
нареченный». 2. Экскурсия «Краснодар – град казачий». |
3 | декабрь | |
5. | 1. Урок гражданственности «С чего начинается Родина» (тематический час ). | 3 | январь | |
6. | 1. «Быстрее, выше, сильнее» – командные
соревнования учеников 2,3, 4 классов. 2. Поздравление мальчиков с праздником. |
3 | февраль | |
7. | 1. Проводы масленицы. 2. Разучивание подвижных игр. |
3 | март | |
8. | 1. Экскурсия в школьный музей. 2. Встреча с удивительными людьми. 3. Трудовой десант (уборка территории памятника, цветника). |
3 |
апрель | |
9. | 1. Посещение краеведческого музея г. Крымска,
просмотр панорамы боев в ВОВ в г. Крымске «Герои
тех страшных дней». 2. Митинг. Поздравление ветеранов – праздничный концерт. |
3 | май |
4 класс
1. | 1. Тематический час « До свидания лето,
здравствуй школа». День знаний. 2. Поздравление жителей с днем освобождения станицы от немецко-фашистских захватчиков. |
4 | сентябрь |
2. | 1. «Зеленый мир вокруг нас» (беседа). 2. Уборка территории. |
4 | октябрь |
3. | 1. «Как меня зовут?» | 4 | ноябрь |
4. | 1. Тематический час «Я имею право» ( по правам человека). | 4 | декабрь |
5. | 1. «Россия Родина моя!» – музыкально-художественная композиция. | 4 | январь |
6. | 1. Соревнования. «Друг за друга стой –
выиграешь» – познавательная игра. Поздравление пап, ветеранов боевых действий с Днем Защитника Отечества. |
4 | февраль |
7. | 1. «Славянский базар» – театрализованное
представление. 2. «Жизнь дана на добрые дела» тематический час. |
4 | март |
8. | 1. Посещение школьного музея. Подготовка к празднику Победы. | 4 | апрель |
9. | 1. Митинг. 2. Экскурсия по местам боевой славы «Памятники Крымского района». |
4 | май |
Предполагаемый результат: по окончании начальной школы у учащихся должно быть сформировано патриотическое сознание, расширены и углубленны знания истории своего Отечества, малой Родины; заложено начало эстетического, этического мировосприятия, привиты нравственные основы.
Учащиеся должны уметь выполнять поручения,
вести исследовательскую работу, находить
нестандартные решения в разных ситуациях,
творчески подходить к любому заданию.
Учащиеся должны знать народные традиции края,
страны.
У детей должны быть сформированы
общечеловеческие понятия доброты, вежливости,
нравственности, патриотизма.
Библиографический список.
1. «Воспитываем патриота и гражданина»
Н.Ю.Кадашникова. Волгоград: Учитель, 2009г. – 221с.
2. «Военно-патриотическое воспитание детей и
подростков» Н.К.Беспятова, Д.Е. Яковлев. Москва:
Айрис-прес, 2006г. –192с.
3. «Гражданско-патриотическое воспитание» И. А.
Тисленкова, Волгоград: Учитель 2006г. –172с.
4. «Из опыта работы заместителя директора по
воспитательной работе» В.В.Шумилова,
Н.П.Кузнецова. Волгоград: Учитель, 2007г. –155с.
5. «Мастер класс для заместителей директора школы
по воспитательной работе» Т. М. Кумицкая, О. Е.
Жиренко. Москва: 5 за знания, 2006г. –155с
6. «Мир школьных праздников» Е. В. Савченко, О. Е.
Жиренко. 2-е изд. Москва «5 за знание», 2005г. –183с.
7. Научно-методический журнал «Воспитание
школьников» № 4, 2005г.
8. Научно-методический журнал «Воспитание
школьников»№ 5, 2005г.
9. Научно-методический журнал «Воспитание
школьников»№ 6, 2007г.
10.«Современный подход к содержанию деятельности
классного руководителя и развитию его
педагогической культуры» А. В. Иванов. Москва ЦГЛ
2005г.–224с.
11. «Справочник завуча» Н.И.Дереклеева. Москва
«ВАКО» 2006 г.–352с.
12. «Справочник классного руководителя»
Н.И.Дереклеева. Москва: «ВАКО» 2002г.–190с.
13.«Сто добрых дел для нас не предел» Н. Ф. Дик,
Ростов-на-Дону: «Феникс» 2007г.–317с.
14. «Я – гражданин России!» Классные часы по
гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4
классы. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В.
Москва: «ВАКО» 2008г.–160 с.