Мастер-класс "От чистого истока"

Разделы: Начальная школа


Урок проводится в кабинете информатики. На уроке используется мультимедийная презентация, сделанная в приложении “Power Point” учащимися 10–11-х классов.

Цели и задачи:

  1. Формирование гражданской позиции по отношению к своей Родине.
  2. Развитие духовного мира учащихся младшего школьного возраста.
  3. Развитие творческих способностей учащихся.
  4. Воспитание патриотических чувств и чувства любви к Родине.
  5. Применение навыков, полученных на уроках ИВТ, для создания презентации сопровождающий урок, с целью оптимизации процесса обучения и повышения мотивации у учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель.

Рис. 1, слайды 1

Уважаемые гости! С этого года я работаю по экспериментальной программе “Истоки”. Кое-что мы с ребятами уже успели сделать и рады показать Вам урок “От чистого истока”.

2. Присоединение детей к теме урока.

Слайд 3

Начать его хочу с одной восточной притчи. В ней рассказывается о том, как европейцы приехали в одну из стран Востока для изучения ее языка, культуры, природы. Когда пришла пора возвращаться домой, их одарили подарками и с почестями проводили на корабль, но прежде попросили остановиться и счистить с подошв землю.

  • Зачем? – растерялись европейцы.
  • Эта земля дорога нам, - ответили им. Тропинки на этой земле протоптаны нашими предками и нашими детьми. Наша земля – самое драгоценное, что у нас есть. Это – золотая земля! Потому-то мы не можем никому отдать ни единой песчинки.

3. Целеполагание.

Учитель.

Рис. 2 слайд 4

Наша земля – это наша Родина – Россия! Это слово приходит к нам из детства и сопровождает всю жизнь. Велика Россия – матушка, широки и величавы ее просторы. Еще мы называем ее Отечеством, за то, что на ней жили отцы и деды. Ею по праву гордились наши предки. Ею гордимся и мы – их дети и внуки.

Ученик читает стихотворение И. Синицына “Берегите Россию”.

Слайд 5

Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой.
Это небо и солнце, этот хлеб на столе.
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой.

4. Работа с Азбукой Истоков.

Рис. 3 слайд 6

Учитель.

Родина. Родник, Родители. Прочитаем эти слова вдохновенно, с чувством. Родина – слово однокоренное со словами родник, родители. В толковом словаре С.И.Ожегова находим краткое и лаконичное определение слову родник. Обратимся к справке.

Рис. 4 слайд 7

Ученик читает справку: “Родник – водный источник, текущий из глубины Земли”. С.И. Ожегов

Учитель.

Слайд 8

Родник течет из глубины нашего отчего края, из самого его сердца. Недаром у него

такое название. Испив воду из родника, мы ощущаем небывалый приток жизненных сил и энергии, становимся чище, духовно богаче, совершаем благородные поступки, угодные природе и людям. Именно от родника образуется ручеек, с которого начинается река. Одной из красивейших рек нашей Родины является Енисей. Родители нашей ученицы (учитель называет имя ) путешествовали в этом году по Енисею. Послушаем, о чем же они ей рассказали? Посмотрим, какие фотографии привезли.

Ученица.

Рис. 5 слайд 9

Енисей-очень древняя река. Его называют батюшка – Енисей. Там живут народы, внешне не похожие на нас – это ненцы, эвенки, энцы. Их называют “малые народности Севера”. А название Енисей произошло от эвенкийского слова “Ионесси”, что означает “Большая вода”.

Слайд 10

С обеих сторон реку обрамляют суровые скалы и непроходимая тайга. Мне кажется, если прислушаться, то услышишь журчащую песню реки. Вот такую. (Играет на флейте)

Учитель.

Мы “увидели сердцем” красоту Енисея.

5. Ресурсный круг.

Прошлое – родина души человека. Г.Гейне.

Слайд 11

Учитель.

Прошлое – родина души человека. Г.Гейне На экране слова великого немецкого писателя Г.Гейне. Прочитайте их и запомните.

  1. Как понимаете выражение “родина души”? (Память о прошлом)
  2. Что помогает нам сохранить память о прошлом? (Семейные реликвии)
  3. Что мы называем семейными реликвиями? (Вещи, которые хранят как память)
  4. Расскажите о реликвиях своей семьи. (Дети рассказывают)

Семейные реликвии, напоминающие о традициях, о событиях прошлых лет, есть в каждой семье. А вот семейное фото. Это тоже реликвия. Это богатая информация о ценностях семьи, о месте каждого члена семьи в истории Родины. Заглянем в семейный альбом ученицы.

Ученица.

Слайды 11-13

Это моя семья. В центре мой прадедушка, а мамин дедушка – Сергей Михайлович. Он военный моряк. На этой фотографии он только что начинал службу. Очень красивый мой прадедушка, волевой и мужественный. Служил он на крейсере “Коминтерн”. На этой фотографии команда боевого корабля. У прадедушки было звание “капитан 1 ранга”. Всю войну прошел мой прадедушка. Защищал юг нашей Родины. Мы помним его, гордимся им, ездим по местам его боевой славы. Последняя фотография как раз говорит об этом. Город Темрюк, моя семья у музея “Военная гора”.

Учитель.

Действительно, фотография-это летопись родословной. А память о прошлом “родина души человека”.

Слайд 14

Прочитайте мудрые, звучные слова Е.Евтушенко и запомните их. (Читают)

Святая Троица земли – Ребенок, Мать, Отец.
И человечество само не что-нибудь – семья. (Е.Евтушенко)

Обратите внимание, Троица, Ребенок, Мать, Отец- поэт употребляет с большой буквы, что означает значимость этих слов, важность.

Слово “семья” понятно всем, как слова “мама”, “хлеб”, “родина”.

Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры и братья. Семья-это связь поколений.

Ученица.

Я считаю, что корни добра и нравственности рождаются и произрастают в семье. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители.

Если общую культуру человека определить как отношение к человеку, к Миру, к труду, к природе, то именно в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения

Учитель.

Очень мудрые слова. Они по-своему отражены в народном творчестве. Я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о семье.

6. Активное занятие.

Учитель.

Слайды 15-24

Закончи пословицу

    1. Не красна изба углами, (а красна пирогами).
    2. Счастлив тот, (кто у себя дома).
    3. Вся семья вместе, (так и душа на месте).
    4. В гостях хорошо, (а дома лучше).
    5. В своем доме (и стены помогают).
    6. Каково на дому, (таково и самому).
    7. Чем богаты, (тем и рады).
    8. В тесноте, (да не в обиде).
    9. Нет ничего краше, (чем Родина наша).
    10. На что семье клад, (если в семье лад).

Учитель.

Пословицы и поговорки, что заповеди, учат нас добрым поступкам, украшают нашу речь. Запомните их, ребятки, и следуйте им.

Cлайд 25

“Крепкая семья – сильная держава”.

Учитель.

В старину говорили: “Крепкая семья – сильная держава”. Семейные традиции помогают нам жить в согласии и заботиться друг о друге. Традиции своей семьи можете назвать мне? Расскажите о них?

Cлайд 26

(Ученики рассказывают о семейном чаепитии, о чтении книг, о летнем отдыхе, о семейном театре “Ноев ковчег”).

Ученица.

Cлайды 27-30

Это моя семья- мама, папа, моя сестренка и я в день моего дня рождения. Мама говорит: “День рождения-это семейный праздник”, поэтому отмечаем его своей семьей. Сначала поздравляем друг друга, дарим подарки и гуляем на Поклонной горе. А когда придем домой, то зажигаем свечи на торте, задуваем их и пьем чай. Еще играем и танцуем. Я станцую?!

(Ученица танцует)

7. Итог занятия.

Учитель.

Рис. 6, слайд 31

Каждый из вас любит свою семью и готовится прославлять ее своими делами. Я надеюсь, что вы любите и свой класс- это тоже ваша школьная семья, которая начала свой путь в прекрасное далеко. Споем все вместе песню, которая так и называется “В прекрасное далеко, в прекрасное далеко мы начинаем путь”. (Дети исполняют песню)

8. Заключительный этап “Район, в котором мы живем”.

Учитель.

Мы любим не только свою школу, но и свой район, где находится наша школа, где мы живем. Совершим короткую экскурсию по нашему району?

1 ученик.

Рис. 7, слайд 32

Наш район носит название “Фили-Давыдково”, он входит в Западный округ. Его символом является герб. Перекрещенные стволы орудий и золотая каска кирасира в красном поле. Что означает победу русского оружия в Отечественной войне 1812 г., а также мужество и стойкость защитников Москвы.

2 ученик.

Слайд 33

Свое название наш район получил по двум старинным селениям: селу Фили и деревне Давыдково. Их история восходит к очень далекому времени. И выглядел он вот так.

1 ученик.

Рис. 8, слайды 34-35

Сегодня наш район один из красивейших районов города Москвы. Мы рады, что у нас есть река Сетунь. Хоть и маленькая река, но выглядит очень живописно. Она бежит в зеленых берегах и зовет нас к себе. Ей нужна наша любовь и внимание, наша защита и забота.

2 ученик.

Рис. 9, слайд 36

А вот 176-метровый жилой дом “Эдельвейс”. Узнаете? Он рядом со школой. Тоже на улице Давыдковской.

Рис. 10, слайд 37

Недавно открыта новая станция метро “Славянский бульвар”. Я в бассейн езжу. Быстро долетаю.

1 ученик.

Рис. 11, слайд 38

Недалеко то нас и Парк Победы. Это гораздо больше, чем просто красивое место. Это мемориальный комплекс Победы в Великой Отечественной войне. 9 Мая там много ветеранов. Их все поздравляют с праздником.

Слайд 39

А с центром города нас связывает Кутузовский проспект. Мы гордимся своим районом, будем беречь его и украшать.

Учитель.

Молодцы! Я верю, что добрыми делами мы будем украшать нашу школу и район. Фотографируемся.