Особенности организации проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях компетентностного подхода

Разделы: Химия


По определению О.Е. Лебедева «Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов». Под организацией образовательного процесса в условиях компетентностного подхода следует понимать  создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем, составляющих содержание образования. 

Возросшая потребность современного информационного общества в принципиально иных молодых людях, умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую и инновационную деятельность, принимать решения в ситуации выбора, ставит перед современной школой  новые задачи: развитие творческих способностей, инициативы, стремление к самореализации. Приоритетным направлением в работе педагогов стало создание условий для формирования творческой личности, способной самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе полученных знаний и социального опыта.

Важное место в реализации этих задач занимает исследовательская деятельность школьников, способствующая раннему выявлению и развитию профессиональных склонностей школьников, формированию лидерских качеств, умений работать в команде, умению самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, аргументировано доказывать свою точку зрения, приобщению к научному труду. Эти качества в последние годы стали определять как ключевые компетенции.

Узкие временные рамки урока не всегда позволяют в полной мере использовать потенциал проектно-исследовательской деятельности, поэтому большое значение для развития учащихся имеет как использование новых внеурочных форм работы с детьми в системе дополнительного образования, так и внедрение в обучение специальных курсов, способствующих формированию исследовательских умений школьников.

Далее представлены методические особенности реализации программы курса «Введение в проектно-исследовательскую деятельность». Разработанная программа представляет собой годичный цикл и предусматривает  одно занятие в неделю.   Программа предназначена для учащихся 8-11 классов.

Под проектно-исследовательской деятельностью понимают такую деятельность по проектированию собственного исследования, которая предполагает выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Организация проектно-исследовательской деятельности  делится на несколько этапов:

1. Лекционно-практический курс «Введение в проектно-исследовательскую деятельность»
2. Выбор темы проектной и научно-исследовательской работы (ценностно-ориентационный этап)
3. Выполнение и оформление работы (конструктивный этап)
4. Оценка и коррекция проектно-исследовательской работы (оценочно-рефлексивный этап).
5. Защита исследовательской работы на научно-практической конференции (презентативный этап).

На ценностно-ориентационном этапе происходит осознание школьниками   мотивов и целей выполнения исследования, формируются представления о личностной значимости и практической важности. Этот этап связан с выделением приоритетных компонентов исследования, определяющих его содержание и характер деятельности его участников.
На конструктивном этапе осуществляется планирование проектно-исследовательской деятельности, распределение обязанностей и видов работ между участниками коллектива, непосредственное выполнение и оформление исследовательской работы.

Оценочно-рефлексивный этап связан с самооценкой или взаимооценкой промежуточных и конечных результатов проделанной работы и коррекцией деятельности по проведению исследования.

Презентативный этап  – это презентация проведенного исследования общественности и его защита.

Как осуществляется проектно-исследовательская деятельность?

  • Прежде всего, обучающимися определяется актуальная проблема, над которой в течение определенного времени индивидуально или в группе они будут работать. На этом этапе формируются умения выявлять проблемы в различных областях знаний. Как правило, тема будущей презентации выбирается в соответствии с личными предпочтениями старшеклассников (любимый предмет, интересные факты и т.д.).

  • Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определяет объекты исследования. На данном этапе происходит сбор и изучение исходной информации, необходимой для выполнения исследований, овладение методами исследований, идет подготовка материальных средств и фронта экспериментальных работ к предстоящим исследованиям. Учитель-предметник консультирует ученика, рекомендует материал, источники информации, помогает выбрать оптимальные средства, необходимые для проведения исследования.

  • Проведение исследования в соответствии с поставленными задачами. У обучающихся развиваются умения выдвигать гипотезы, систематизировать и обобщать данные, анализировать информацию, полученную из разных источников. Таким источником является учебная, научная и популярная литература. Однако значительный объем информации ребята находят в сети Интернет. Учащиеся проводят лабораторные исследования, экспериментальные работы, расчеты, разрабатывают модели, конструкции, алгоритмы, схемы. Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве. Данный этап предусматривает показ, предварительную защиту творческих работ, их анализ, выявление и оценка результатов предварительной защиты.

  • Этап  включает в себя представление результатов практической деятельности по изучению конкретной проблемы, способов ее решения, доказательства правильности решений, что позволяет развивать у школьников умения владеть искусством и культурой коммуникации. Учащиеся подводят итоги, определяют научную новизну, практическую значимость полученных результатов и разрабатывают рекомендации по дальнейшему использованию данной проблемы. Учащиеся самостоятельно готовят презентацию проекта, представляют ее на итоговой конференции.

На разных этапах организации проектной и исследовательской деятельности учитель проводит индивидуальные консультации, при этом роль педагога различна. На этапе выбора темы, целей, постановки задач учитель выступает в роли консультанта. Здесь важно устраниться от  доминирующей роли учителя, предоставить ученику свободу выбора темы. Однако на этом этапе учителю необходимо скоординировать дальнейшую деятельность ученика с учетом его предрасположенности к определенному виду учебно-исследовательской деятельности.

При выполнении и оформлении работы учитель также консультирует ученика, но предоставляет ему максимальную самостоятельность.

На этапе защиты учитель и ученики являются равноправными партнерами.

При выборе темы исследования  учитываются  интересы и склонности учащегося. Он самостоятельно выбирает  область знаний,  направление исследования и  формулирует тему. Самостоятельность выбора и формулировки темы –  залог активности школьников при выполнении исследования.  Педагог может помочь лишь сделать формулировку темы более корректной и четкой.

Изучение исследовательских работ учащихся 10-го класса показал, что их интересуют самые разнообразные темы. Большинство тем связано с влиянием на здоровье человека внешних факторов, а также с проблемами молодежи в современном мире. Ниже приведена тематика некоторых работ учащихся:

№ п/п Тема Тип проектно-исследовательской работы Результат и форма его представления
1. Влияние  on-line  игр на психологию игроков Исследовательский Исследовательская работа,  компьютерная презентация
2. Средства массовой информации как способ влияния на психологию человека Исследовательский Исследовательская работа, доклад
3. Влияние курения на организм человека Проблемно-реферативный  Реферат, доклад
4. Неформальные движения: концепция социокультурного пространства в России Информационно-исследовательский Исследовательская работа, компьютерная презентация
5. Молодежные движения как заметное явление в современном обществе Информационный Реферативно-исследовательская работа, буклет, видеоролик
6. Влияние различных музыкальных направлений на развитие человека Информационно-исследовательский  Реферативно-исследовательская работа, компьютерная презентация
7. Преступность: наследственность и среда Проблемно-реферативный Реферат, доклад
8. Драконы: миф или реальность Информационный Реферат, брошюра, компьютерная презентация
9. Общество и ребенок: проблемы досуга Исследовательский  Исследовательская работа, доклад
10. Дизайн кабинета химии Творческий проект Макет, компьютерная презентация
11. Сценарий последнего школьного звонка Творческий проект Сценарий, защита сценария
12. Радиостанции нашего города Информационный Буклет, компьютерная презентация
13. Аномалии на луне Информационный Пособие для учащихся, компьютерная презентация

Анализ выполненных работ позволяет заключить, что наиболее часто учащиеся выбирают:

  • исследовательские работы, которые выполнены с помощью корректной методики, имеющие полученный с помощью корректной методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления;
  • натуралистические и описательные работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Корректная методика исследования отсутствует;
  • проблемно-реферативные  работы, написанные, на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого – собственную трактовку поставленной проблемы;
  • творческие проекты, не имеющие детально проработанной структуры: направление деятельности только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру;
  • информационные проекты, направленные на сбор информации о каком-либо объекте, явлении и на ознакомление с собранной информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Во время защиты учащиеся представляют результаты исследовательской деятельности, отстаивают свою точку зрения, доказывают правильность сделанных выводов. Кроме того, учащиеся привыкают к определенной форме общения во время конференции; обучаются слушать, задавать вопросы, отвечать, дискутировать.

Проводя собственное исследование и участвуя в реализации проекта, ребята погружаются в атмосферу творческого поиска, на основе полученных в школе знаний, жизненного опыта, новой информации представляют продукт исследования, который может быть востребован обществом. Несколько примеров, иллюстрирующих результаты проектно-исследовательской деятельности учащихся.

  • Петраковский С. На основании анализа публикаций и научной литературы, а также социологического опроса сделал вывод о двойственном влиянии on-line  игр на психологию игроков
  • Мальцева Н., Семерникова А. представили информацию о молодежных движениях города Усть-Илимска, выявили их отличительные особенности, сделали вывод о влиянии движений на формирование ценностных ориентаций молодежи.
  • Кузнецова Е., Просин П. рассмотрели основную проблему досуга подростков в современном обществе, предложили ряд мероприятий, направленных на решение проблемы занятости молодежи в г. Усть-Илимске.
  • Егоров А. рассмотрел преступность с  точки зрения влияния среды и наследственности, сделал выводы о взаимосвязи этих факторов и совершаемых преступлений. 
  • Гаврилюк Д., Романюк М., Данилов И. обосновали необходимость переоборудования кабинета химии в гимназии № 1  и  разработали макет современного кабинета химии.
  • Худорба Д., Серских Д. разработали сценарий последнего школьного звонка, который лег в основу  одноименного праздника выпускников.

Предлагаемая методика организации проектно-исследовательской деятельности школьников позволяет утверждать, что:

  • в основе проектно-исследовательской деятельности лежит личностно-деятельностный подход, который позволяет представить индивидуально-психологические особенности учащихся как субъекта учебной исследовательской деятельности. Учащийся становится активным субъектом, реализующим себя в избранной деятельности и готовый к решению практических задач через личный опыт и знания;
  • формирование информационной компетентности, включающей в себя умение собирать, систематизировать, обобщать и анализировать информацию, создавать новое, правильно оформлять и защищать свои выводы и предложения, воплощать их на практике, что  является важнейшей составляющей любой профессиональной деятельности и успешной социализации выпускников;
  • творческая самореализация учащихся в процессе исследовательской деятельности способствует формированию их коммуникативной компетентности: самостоятельное исследование научной проблемы служит надежной базой для дальнейшего развития; работа над темой, представляющей интерес именно для этого учащегося, обеспечивает формирование личностно ориентированного образовательного пространства.
  • участие в семинарах и конференциях, публичное выступление формируют позицию, дают возможность ее отстаивать. Кроме того, формируется молодежная интеллектуальная среда. Своими высказываниями, поведением и деятельностью учащиеся  оказывают позитивное влияние на своих сверстников.
  • как форма обучения, проектно-исследовательская деятельность является валеологической, формирует исследовательскую компетенцию, помогает самопознанию и самоопределению старшеклассников и  соответствует потребностям  возраста,  что играет важную роль в дальнейшем самоопределении выпускника.         

Литература:

1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.– 48 с.
2.  Исследовательская работа школьников.– Мн.: Красико-Принт, 2005. – 176 с.
3. Клоков Е.В., Денисов А.В. Технология проектного обучения // Профильная школа.  2006. № 2. С.29-30.
4. Кулеба В. Н. Из опыта проектно-исследовательской работы НОУ школы «Выбор» // Исследовательская деятельность школьников. 2004. № 4. С. 45-49.
5. Кущенко И.Ю. Исследовательская компетентность как способ формирования ключевых компетентностей школьников // Исследовательская работа школьников. 2006. № 3 С. 142-153.
6. Обухов А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2005. № 3. С.18-38.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей. АРКТИ, 2005. – 110 с.
8. Цыренова Т.Л. Школа проектов и программ // Исследовательская работа школьников. № 4, 2003. С.136-139.
9. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. 2003. № 3. С.28-29.