По определению О.Е. Лебедева «Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов». Под организацией образовательного процесса в условиях компетентностного подхода следует понимать создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Возросшая потребность современного информационного общества в принципиально иных молодых людях, умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую и инновационную деятельность, принимать решения в ситуации выбора, ставит перед современной школой новые задачи: развитие творческих способностей, инициативы, стремление к самореализации. Приоритетным направлением в работе педагогов стало создание условий для формирования творческой личности, способной самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе полученных знаний и социального опыта.
Важное место в реализации этих задач занимает исследовательская деятельность школьников, способствующая раннему выявлению и развитию профессиональных склонностей школьников, формированию лидерских качеств, умений работать в команде, умению самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, аргументировано доказывать свою точку зрения, приобщению к научному труду. Эти качества в последние годы стали определять как ключевые компетенции.
Узкие временные рамки урока не всегда позволяют в полной мере использовать потенциал проектно-исследовательской деятельности, поэтому большое значение для развития учащихся имеет как использование новых внеурочных форм работы с детьми в системе дополнительного образования, так и внедрение в обучение специальных курсов, способствующих формированию исследовательских умений школьников.
Далее представлены методические особенности реализации программы курса «Введение в проектно-исследовательскую деятельность». Разработанная программа представляет собой годичный цикл и предусматривает одно занятие в неделю. Программа предназначена для учащихся 8-11 классов.
Под проектно-исследовательской деятельностью понимают такую деятельность по проектированию собственного исследования, которая предполагает выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Организация проектно-исследовательской деятельности делится на несколько этапов:
1. Лекционно-практический курс «Введение в
проектно-исследовательскую деятельность»
2. Выбор темы проектной и
научно-исследовательской работы
(ценностно-ориентационный этап)
3. Выполнение и оформление работы (конструктивный
этап)
4. Оценка и коррекция проектно-исследовательской
работы (оценочно-рефлексивный этап).
5. Защита исследовательской работы на
научно-практической конференции (презентативный
этап).
На ценностно-ориентационном этапе происходит
осознание школьниками мотивов и целей
выполнения исследования, формируются
представления о личностной значимости и
практической важности. Этот этап связан с
выделением приоритетных компонентов
исследования, определяющих его содержание и
характер деятельности его участников.
На конструктивном этапе осуществляется
планирование проектно-исследовательской
деятельности, распределение обязанностей и
видов работ между участниками коллектива,
непосредственное выполнение и оформление
исследовательской работы.
Оценочно-рефлексивный этап связан с самооценкой или взаимооценкой промежуточных и конечных результатов проделанной работы и коррекцией деятельности по проведению исследования.
Презентативный этап – это презентация проведенного исследования общественности и его защита.
Как осуществляется проектно-исследовательская деятельность?
Прежде всего, обучающимися определяется актуальная проблема, над которой в течение определенного времени индивидуально или в группе они будут работать. На этом этапе формируются умения выявлять проблемы в различных областях знаний. Как правило, тема будущей презентации выбирается в соответствии с личными предпочтениями старшеклассников (любимый предмет, интересные факты и т.д.).
Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определяет объекты исследования. На данном этапе происходит сбор и изучение исходной информации, необходимой для выполнения исследований, овладение методами исследований, идет подготовка материальных средств и фронта экспериментальных работ к предстоящим исследованиям. Учитель-предметник консультирует ученика, рекомендует материал, источники информации, помогает выбрать оптимальные средства, необходимые для проведения исследования.
Проведение исследования в соответствии с поставленными задачами. У обучающихся развиваются умения выдвигать гипотезы, систематизировать и обобщать данные, анализировать информацию, полученную из разных источников. Таким источником является учебная, научная и популярная литература. Однако значительный объем информации ребята находят в сети Интернет. Учащиеся проводят лабораторные исследования, экспериментальные работы, расчеты, разрабатывают модели, конструкции, алгоритмы, схемы. Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве. Данный этап предусматривает показ, предварительную защиту творческих работ, их анализ, выявление и оценка результатов предварительной защиты.
Этап включает в себя представление результатов практической деятельности по изучению конкретной проблемы, способов ее решения, доказательства правильности решений, что позволяет развивать у школьников умения владеть искусством и культурой коммуникации. Учащиеся подводят итоги, определяют научную новизну, практическую значимость полученных результатов и разрабатывают рекомендации по дальнейшему использованию данной проблемы. Учащиеся самостоятельно готовят презентацию проекта, представляют ее на итоговой конференции.
На разных этапах организации проектной и исследовательской деятельности учитель проводит индивидуальные консультации, при этом роль педагога различна. На этапе выбора темы, целей, постановки задач учитель выступает в роли консультанта. Здесь важно устраниться от доминирующей роли учителя, предоставить ученику свободу выбора темы. Однако на этом этапе учителю необходимо скоординировать дальнейшую деятельность ученика с учетом его предрасположенности к определенному виду учебно-исследовательской деятельности.
При выполнении и оформлении работы учитель также консультирует ученика, но предоставляет ему максимальную самостоятельность.
На этапе защиты учитель и ученики являются равноправными партнерами.
При выборе темы исследования учитываются интересы и склонности учащегося. Он самостоятельно выбирает область знаний, направление исследования и формулирует тему. Самостоятельность выбора и формулировки темы – залог активности школьников при выполнении исследования. Педагог может помочь лишь сделать формулировку темы более корректной и четкой.
Изучение исследовательских работ учащихся 10-го класса показал, что их интересуют самые разнообразные темы. Большинство тем связано с влиянием на здоровье человека внешних факторов, а также с проблемами молодежи в современном мире. Ниже приведена тематика некоторых работ учащихся:
№ п/п | Тема | Тип проектно-исследовательской работы | Результат и форма его представления |
1. | Влияние on-line игр на психологию игроков | Исследовательский | Исследовательская работа, компьютерная презентация |
2. | Средства массовой информации как способ влияния на психологию человека | Исследовательский | Исследовательская работа, доклад |
3. | Влияние курения на организм человека | Проблемно-реферативный | Реферат, доклад |
4. | Неформальные движения: концепция социокультурного пространства в России | Информационно-исследовательский | Исследовательская работа, компьютерная презентация |
5. | Молодежные движения как заметное явление в современном обществе | Информационный | Реферативно-исследовательская работа, буклет, видеоролик |
6. | Влияние различных музыкальных направлений на развитие человека | Информационно-исследовательский | Реферативно-исследовательская работа, компьютерная презентация |
7. | Преступность: наследственность и среда | Проблемно-реферативный | Реферат, доклад |
8. | Драконы: миф или реальность | Информационный | Реферат, брошюра, компьютерная презентация |
9. | Общество и ребенок: проблемы досуга | Исследовательский | Исследовательская работа, доклад |
10. | Дизайн кабинета химии | Творческий проект | Макет, компьютерная презентация |
11. | Сценарий последнего школьного звонка | Творческий проект | Сценарий, защита сценария |
12. | Радиостанции нашего города | Информационный | Буклет, компьютерная презентация |
13. | Аномалии на луне | Информационный | Пособие для учащихся, компьютерная презентация |
Анализ выполненных работ позволяет заключить, что наиболее часто учащиеся выбирают:
- исследовательские работы, которые выполнены с помощью корректной методики, имеющие полученный с помощью корректной методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления;
- натуралистические и описательные работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Корректная методика исследования отсутствует;
- проблемно-реферативные работы, написанные, на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого – собственную трактовку поставленной проблемы;
- творческие проекты, не имеющие детально проработанной структуры: направление деятельности только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру;
- информационные проекты, направленные на сбор информации о каком-либо объекте, явлении и на ознакомление с собранной информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Во время защиты учащиеся представляют результаты исследовательской деятельности, отстаивают свою точку зрения, доказывают правильность сделанных выводов. Кроме того, учащиеся привыкают к определенной форме общения во время конференции; обучаются слушать, задавать вопросы, отвечать, дискутировать.
Проводя собственное исследование и участвуя в реализации проекта, ребята погружаются в атмосферу творческого поиска, на основе полученных в школе знаний, жизненного опыта, новой информации представляют продукт исследования, который может быть востребован обществом. Несколько примеров, иллюстрирующих результаты проектно-исследовательской деятельности учащихся.
- Петраковский С. На основании анализа публикаций и научной литературы, а также социологического опроса сделал вывод о двойственном влиянии on-line игр на психологию игроков
- Мальцева Н., Семерникова А. представили информацию о молодежных движениях города Усть-Илимска, выявили их отличительные особенности, сделали вывод о влиянии движений на формирование ценностных ориентаций молодежи.
- Кузнецова Е., Просин П. рассмотрели основную проблему досуга подростков в современном обществе, предложили ряд мероприятий, направленных на решение проблемы занятости молодежи в г. Усть-Илимске.
- Егоров А. рассмотрел преступность с точки зрения влияния среды и наследственности, сделал выводы о взаимосвязи этих факторов и совершаемых преступлений.
- Гаврилюк Д., Романюк М., Данилов И. обосновали необходимость переоборудования кабинета химии в гимназии № 1 и разработали макет современного кабинета химии.
- Худорба Д., Серских Д. разработали сценарий последнего школьного звонка, который лег в основу одноименного праздника выпускников.
Предлагаемая методика организации проектно-исследовательской деятельности школьников позволяет утверждать, что:
- в основе проектно-исследовательской деятельности лежит личностно-деятельностный подход, который позволяет представить индивидуально-психологические особенности учащихся как субъекта учебной исследовательской деятельности. Учащийся становится активным субъектом, реализующим себя в избранной деятельности и готовый к решению практических задач через личный опыт и знания;
- формирование информационной компетентности, включающей в себя умение собирать, систематизировать, обобщать и анализировать информацию, создавать новое, правильно оформлять и защищать свои выводы и предложения, воплощать их на практике, что является важнейшей составляющей любой профессиональной деятельности и успешной социализации выпускников;
- творческая самореализация учащихся в процессе исследовательской деятельности способствует формированию их коммуникативной компетентности: самостоятельное исследование научной проблемы служит надежной базой для дальнейшего развития; работа над темой, представляющей интерес именно для этого учащегося, обеспечивает формирование личностно ориентированного образовательного пространства.
- участие в семинарах и конференциях, публичное выступление формируют позицию, дают возможность ее отстаивать. Кроме того, формируется молодежная интеллектуальная среда. Своими высказываниями, поведением и деятельностью учащиеся оказывают позитивное влияние на своих сверстников.
- как форма обучения, проектно-исследовательская деятельность является валеологической, формирует исследовательскую компетенцию, помогает самопознанию и самоопределению старшеклассников и соответствует потребностям возраста, что играет важную роль в дальнейшем самоопределении выпускника.
Литература:
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская
работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.– 48 с.
2. Исследовательская работа школьников.– Мн.:
Красико-Принт, 2005. – 176 с.
3. Клоков Е.В., Денисов А.В. Технология
проектного обучения // Профильная школа. 2006. №
2. С.29-30.
4. Кулеба В. Н. Из опыта
проектно-исследовательской работы НОУ школы
«Выбор» // Исследовательская деятельность
школьников. 2004. № 4. С. 45-49.
5. Кущенко И.Ю. Исследовательская
компетентность как способ формирования ключевых
компетентностей школьников // Исследовательская
работа школьников. 2006. № 3 С. 142-153.
6. Обухов А.С. Рефлексия в проектной и
исследовательской деятельности //
Исследовательская работа школьников. 2005. № 3.
С.18-38.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в
образовательном учреждении: пособие для
учителей. АРКТИ, 2005. – 110 с.
8. Цыренова Т.Л. Школа проектов и программ //
Исследовательская работа школьников. № 4, 2003.
С.136-139.
9. Ялышева Л.В. Исследовательская
деятельность – условие развития творческой
личности // Исследовательская работа школьников.
2003. № 3. С.28-29.