Цели:
- совершенствовать звукобуквенный анализ и синтез,
- формироватьпространственные ориентировки, предупреждать дисграфию,
- совершенствовать технику чтения,
- способствовать развитию связной речи и обогащению словаря по теме,
- коррегировать нарушения адаптации детей,
- воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование:
- дидактические карточки,
- “лесенка успеха”,
- макет сугроба,
- голубая простынь для изображения катка,
- фишки для поощрения ответов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто поздоровается с нашими гостями, отхлоправ правильно слоговую структуру своего полного имени.
Учитель называет имена детей, а они отхлапывают поочерёдно и садятся.
А теперь все вместе поздороваемся так:! !! !, ! !! !, ! !! !, ! !.,
Гости подхватывают этот ритм.
Чем это у нас пахнет? (лимоном)
Запах лимона освежает, поддерживает бодрость, помогает думать.
На столе у вас лежит “Лесенка успеха”. Выполняя задания вы будете подниматься по лесенке “Успеха”, вы будете расти, умнеть.
Лесенка с какой ступеньки начинается?
Нарисуйте на первой ступеньке человечка – робота.
2. Работа над словом.
Прочитайте слова на карточке, выделите 4 лишнее слово и объясните почему?
(дети отвечают коротко: мороз – это не одежда)
Карточки
пылесос | кроссовки | каток | метель |
кофемолка | вьюга | январь | ножницы |
утюг | туфли | декабрь | рубанок |
сугроб | валенки | февракль | шило |
Вы все запомнили лишнее слово?
А теперь прочитайте ещё эти слова в таком положении.
Сугроб, вьюга, метель, каток. (Слова заштрихованы по Заике)
Фишки за выполненное задание.
- Какой темой можно объединить эти слова? Это и есть тема нашего занятия.
3. Работа над словосочетанием.
Еду я сегодня в автобусе в школу, только цирк проехала
(по какой улице я ехала?)( по пр-ту Ленина)
Проехали цирк, спустились вниз и тут вижу:
Загадка про мост.
Над рекою поперёк
Великан в растяжку лёг. (мост)
А поперёк какой реки он лёг? (Искитимка)
А в какую реку она впадает?
Томь - переводится с тебетского языка как “тёмная вода”
- Сколько мостов через реку Томь в Кемерово? (3)
- Проехали по мосту через реку Искитимку и вижу:
- Какая река зимой? (замёрзшая, заснеженная, скованная льдом, застывшая)
- А в школу мне на какой остановке надо выйти?
- Вышла я из автобуса и должна перейти какую улицу? (пр-т Ленина)
- По какой улице мне надо идти в школу? (По Пролетарской)
- Вот уже подхожу к школе и вдруг вижу:
Загадка про сугроб
Видела я, как туча
Насыпала кучу
Белого, пушистого,
Пуха серебристого.
- Какой он?
- Его можно перешагнуть? Перепрыгнуть?
- А что можно сделать? (обойти)
- Обойти его можно с двух сторон? (справа и слева)
- Вот вам карточки, прочитайте и выполняйте, но только говорите, что вы делаете. (я обойду сугроб слева)
- Только сугроб обошли, а тут:
Загадка про каток.
Вот серебряный лужок,
Не видать барашка.
Не мычит на нём бычок,
Не цветёт ромашка.
Наш лужок зимой хорош,
А весною не найдёшь.
- Какой каток зимой? (большой ,блестящий, скользкий, гладкий ,холодный, грязный)
Что можно делать на катке? (кататься)
Покажите, как катаються на катке. (дети катаются на катке)
- Вот перед нами что? (каток)
- Мы пришли куда? (на каток)
- Мы катаемся по чему? (по катку)
- Мы довольны чем? (катком)
- Мы возвращаемся с чего? ( с катка)
фишки
- Куда же можно присесть, чтобы не испачкаться?
- Посмотрите, что вокруг нас есть?
- Кто карточку расшифрует, тот на то и сядет.
Карточки:
1) на гат - т + зеро – ро +ту (на газету)
2) на пас –с + кер – р+т (на пакет)
3) на пек-к +нём –м+к (на пенёк)
4). на кор …(на корточки)
фишки
4.Дыхательная гимнастика.
- Руки у вас замерзли? Давайте погреем. (дети дуют тёплой струёй на руки)
- А губы у вас замёрзли?Подуйте на губы так:тпру-тпру.
- Язычоу увас шевелится? Пощёлкаете язычком..
фишки
5. Работа над предложением.
Я несла вам карточки, а ветер вырвал из рук и разбросал.
- Подберите карточки.
- Прочитайте своё предложение .
- Ой и в предложении все слова перепутались.
- Поставьте все слова на место и прочитайте какое предложение у вас получилось.
Карточки с деформированными предложениями.
зима Пришла холодная .
- А теперь ещё прочитайте свои предложения, у кого №1 предложение, у кого №2, у кого №3, №4?
- А я буду обозначать их картинками.
- Запоминайте предложения, будем пересказывать .
- У нас получился рассказ про какое время года?
- Кто расскажет?
(каждый расказывает рассказ по картинкам)
фишки
5. Итог занятия.
- Про какое время года мы говорили?
- А зима это хорошо или плохо?
Не всё то хорошо, что хорошо,
И не всё то плохо, что плохо.
- Что хорошо для одного- может быть плохо для другого и наоборот.
- Мы это докажем.
- Поиграем в игру “Хорошо-плохо”
(Если один говорит хорошо, то другой говорит плохо)
фишки
- А теперь посмотрим сколько у вас зелёных фишек? На сколько ступенек подниметесь по лесенке “Успеха”?
- Кто выше всех?
- Остальные не отчаивайтесь, каждый идет со своей скоростью.У вас ещё всё впереди.
- Прочитайте эту карточку.
(конец)
Да, это конец нашего занятия.
Было приятно с вами работать.