Развитие монологической речи учащихся по теме "Зима". Логопедическое занятие с группой ОНР-III уровня во 2-м классе

Разделы: Логопедия


Цели:

  • совершенствовать звукобуквенный анализ и синтез,
  • формироватьпространственные ориентировки, предупреждать дисграфию,
  • совершенствовать технику чтения,
  • способствовать развитию связной речи и обогащению словаря по теме,
  • коррегировать нарушения адаптации детей,
  • воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование:

  • дидактические карточки,
  • “лесенка успеха”,
  • макет сугроба,
  • голубая простынь для изображения катка,
  • фишки для поощрения ответов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто поздоровается с нашими гостями, отхлоправ правильно слоговую структуру своего полного имени.

Учитель называет имена детей, а они отхлапывают поочерёдно и садятся.

А теперь все вместе поздороваемся так:! !! !, ! !! !, ! !! !, ! !.,

Гости подхватывают этот ритм.

Чем это у нас пахнет? (лимоном)

Запах лимона освежает, поддерживает бодрость, помогает думать.

На столе у вас лежит “Лесенка успеха”. Выполняя задания вы будете подниматься по лесенке “Успеха”, вы будете расти, умнеть.

Лесенка с какой ступеньки начинается?

Нарисуйте на первой ступеньке человечка – робота.

2. Работа над словом.

Прочитайте слова на карточке, выделите 4 лишнее слово и объясните почему?

(дети отвечают коротко: мороз – это не одежда)

Карточки

пылесос кроссовки каток метель
кофемолка вьюга январь ножницы
утюг туфли декабрь рубанок
сугроб валенки февракль шило

Вы все запомнили лишнее слово?

А теперь прочитайте ещё эти слова в таком положении.

Сугроб, вьюга, метель, каток. (Слова заштрихованы по Заике)

Фишки за выполненное задание.

- Какой темой можно объединить эти слова? Это и есть тема нашего занятия.

3. Работа над словосочетанием.

Еду я сегодня в автобусе в школу, только цирк проехала

(по какой улице я ехала?)( по пр-ту Ленина)

Проехали цирк, спустились вниз и тут вижу:

Загадка про мост.

Над рекою поперёк
Великан в растяжку лёг. (мост)

А поперёк какой реки он лёг? (Искитимка)

А в какую реку она впадает?

Томь - переводится с тебетского языка как “тёмная вода”

- Сколько мостов через реку Томь в Кемерово? (3)

- Проехали по мосту через реку Искитимку и вижу:

- Какая река зимой? (замёрзшая, заснеженная, скованная льдом, застывшая)

- А в школу мне на какой остановке надо выйти?

- Вышла я из автобуса и должна перейти какую улицу? (пр-т Ленина)

- По какой улице мне надо идти в школу? (По Пролетарской)

- Вот уже подхожу к школе и вдруг вижу:

Загадка про сугроб

Видела я, как туча
Насыпала кучу
Белого, пушистого,
Пуха серебристого.

- Какой он?

- Его можно перешагнуть? Перепрыгнуть?

- А что можно сделать? (обойти)

- Обойти его можно с двух сторон? (справа и слева)

- Вот вам карточки, прочитайте и выполняйте, но только говорите, что вы делаете. (я обойду сугроб слева)

- Только сугроб обошли, а тут:

Загадка про каток.

Вот серебряный лужок,
Не видать барашка.
Не мычит на нём бычок,
Не цветёт ромашка.
Наш лужок зимой хорош,
А весною не найдёшь.

- Какой каток зимой? (большой ,блестящий, скользкий, гладкий ,холодный, грязный)

Что можно делать на катке? (кататься)

Покажите, как катаються на катке. (дети катаются на катке)

- Вот перед нами что? (каток)

- Мы пришли куда? (на каток)

- Мы катаемся по чему? (по катку)

- Мы довольны чем? (катком)

- Мы возвращаемся с чего? ( с катка)

фишки

- Куда же можно присесть, чтобы не испачкаться?

- Посмотрите, что вокруг нас есть?

- Кто карточку расшифрует, тот на то и сядет.

Карточки:

1) на гат - т + зеро – ро +ту (на газету)

2) на пас –с + кер – р+т (на пакет)

3) на пек-к +нём –м+к (на пенёк)

4). на кор …(на корточки)

фишки

4.Дыхательная гимнастика.

- Руки у вас замерзли? Давайте погреем. (дети дуют тёплой струёй на руки)

- А губы у вас замёрзли?Подуйте на губы так:тпру-тпру.

- Язычоу увас шевелится? Пощёлкаете язычком..

фишки

5. Работа над предложением.

Я несла вам карточки, а ветер вырвал из рук и разбросал.

- Подберите карточки.

- Прочитайте своё предложение .

- Ой и в предложении все слова перепутались.

- Поставьте все слова на место и прочитайте какое предложение у вас получилось.

Карточки с деформированными предложениями.

  • зима Пришла холодная .
  • идёт На часто улице снег.
  • ярко но Солнце не греет светит.
  • намели Метели сугробы большие.

- А теперь ещё прочитайте свои предложения, у кого №1 предложение, у кого №2, у кого №3, №4?

- А я буду обозначать их картинками.

- Запоминайте предложения, будем пересказывать .

- У нас получился рассказ про какое время года?

- Кто расскажет?

(каждый расказывает рассказ по картинкам)

фишки

5. Итог занятия.

- Про какое время года мы говорили?

- А зима это хорошо или плохо?

Не всё то хорошо, что хорошо,
И не всё то плохо, что плохо.

- Что хорошо для одного- может быть плохо для другого и наоборот.

- Мы это докажем.

- Поиграем в игру “Хорошо-плохо”

(Если один говорит хорошо, то другой говорит плохо)

фишки

- А теперь посмотрим сколько у вас зелёных фишек? На сколько ступенек подниметесь по лесенке “Успеха”?

- Кто выше всех?

- Остальные не отчаивайтесь, каждый идет со своей скоростью.У вас ещё всё впереди.

- Прочитайте эту карточку.

(конец)

Да, это конец нашего занятия.
Было приятно с вами работать.