Новые навыки
Обычное, но новое для ученика обучающее
упражнение чаще всего вызывает интерес у
учащегося, а также ряд других чувств: страх,
неуверенность в своих силах, смятение по поводу
того, как он будет выглядеть со стороны, хотя
ничто, казалось бы, не располагает к этому. Новое
упражнение может быть совсем не сложным, просто
ребенок никогда с ним не сталкивался. Грамотное
преподавание поможет преодолеть страх, и
позволит ученику почувствовать себя хозяином
ситуации, а главное – своего тела.
Чем большим числом навыков и умений будет
обладать физическое тело ученика, тем увереннее
он будет ощущать себя в окружающем мире. Во
взрослом мире требуется не только физическое
здоровье, но и умение преодолевать страх перед
новым действием, прыжком в неизвестность и
неопределенность. Если человек научится смело
действовать в неизвестном еще в школе, на уроках
физкультуры, то это станет залогом его успеха в
жизни, профессии.
Осознанность движения
Для того, чтобы школьник не пасовал перед новым,
его нужно научить действовать осознанно.
Осознанность в поведении и понимании своих
действий – одно из важнейших качеств в развитии
ученика. Чаще всего, еще не сформировавшаяся
личность ребенка не совсем правильно видит
жизненные процессы, происходящие вокруг него,
воспринимает сообразно своему не большому
жизненному опыту.
Задачу правильной ориентации в пространстве,
видения себя со стороны, взаимоотношений в
коллективе на фоне соревновательных, игровых
ситуаций с успехом может решать урок физической
культуры, тренировочное занятие,
смоделированные из набора физических и
психических упражнений. Примером может
послужить соревновательная ситуация, выявляющая
победителя в каком-либо комплексе упражнений.
Сразу же у детей возникает целый ряд эмоций. Если
это проигрыш – то почти горе, недовольство собой,
в случае выигрыша – неимоверная гордость, у
каждого ребенка по-разному, в зависимости от типа
характера, которым наградила его природа. Но
искусственно смоделированные ситуации закаляют
характер ребенка, заставляют его увидеть, что
даже в случае проигрыша жизнь идет своим чередом,
день сменяет ночь, и соревнование – всего лишь
игра. Конечно при условии, что педагог обращает
внимание на все эти нюансы, заостряет внимание
детей на этих моментах.
Победа тоже не может быть постоянной, и к этому
детей непременно нужно готовить во избежание
психологических травм. Сегодня ты победитель, а
завтра можешь стать побежденным. Поэтому победа
не дает права чувствовать свое превосходство над
другими, поскольку завтра ты сам можешь
оказаться в такой же ситуации. Обращая внимание
детей на эти истины, мы делаем их отношение друг к
другу добрее. В то же самое время, готовим ребенка
правильно относиться к событиям в жизни, которые
можно и нужно спокойно пережить. Умение
руководить собой в любой ситуации – великое
дело.
Последовательность и частота движений
Ни одно обучение элементарному движению не
происходит без осознания последовательности
выполнения действий для овладения упражнением.
Это заставляет ребенка думать, понимать
расположение своих частей тела в пространстве
относительно данного задания по обучению.
Малейшее стрессовое состояние, и часто все наши
смысловые цепочки теряются. Задача учителя
здесь, прежде всего, в том, чтобы указать
логическую связь между правильным пониманием,
следующим затем действием, уравновешенным
состоянием психики, как следствие –
положительным результатом в достижении
поставленной задачи.
Только многократное повторение упражнения может
помочь усовершенствовать движение или развить
физические качества, которые необходимы
человеку для полноценного и здорового ощущения
себя в жизни. Так как многократное повторение
упражнений вызывает различные биохимические
изменения в организме, то это сопряжено с тратой
дополнительной энергии. Поэтому всегда сложно
заставить свое тело двигаться, а еще и
осмысленно. И нам приходится включать тот резерв,
который называется волей.
Показывая и объясняя ученику закономерности
обучения различным движениям во взаимосвязи со
своей психикой, мы закладываем фундамент для
выживания ребенка в различных ситуациях, не
связанных со спортивным упражнением. Любая
человеческая деятельность не мыслима вне тела,
со сложными биохимическими процессами,
происходящими в нем. Поэтому осознанное обучение
упражнениям может послужить великолепным
тренингом.
Становясь взрослее, дети не забывают уроки своих
учителей. Фраза, сказанная учителем с любовью и к
месту, может изменить взгляд человека на многие
вещи, послужить толчком для глубоких размышлений
о себе, о смысле жизни и о своем месте в ней.
Учитель имеет огромный диапазон возможностей
для обучения и воспитания ученика и одной из них
является такое многогранное понятие – как
физическое упражнение.