Урок-путешествие по теме "Алканы и алкены"

Разделы: Химия


Цель урока: Выработка умений самостоятельно применять знания об алканах и алкенах в комплексе и применять их в новых условия.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • актуализировать знания учащихся об алканах и алкенах, о строении молекул и свойствах этих углеводородов;
    • продолжить формирование специальных умений (давать названия веществам, выделять изомеры, гомологи, записывать уравнения химических реакций), а так же умений работать во времени и навыков самоконтроля.
  • Развивающие:
    • развивать умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать между собой алканы и алкены, обобщать факты, умение излагать мысли в устной речи, а действия сопровождать пояснениями при выполнении упражнений;
    • развивать внимание, познавательный интерес учащихся к предмету путем формирования мотивов деятельности и использования разнообразных форм работы (коллективная, индивидуальная, парная).
  • Воспитательные:
    • продолжать формирование сознательной дисциплины, нравственных отношений в процессе совместной деятельности, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Форма проведения: урок-игра.

Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков.

Оборудование:

  • плакат с маршрутами на доске и столах учащихся
  • кроссворд
  • сравнительная таблица алканов и алкенов на столах учащихся
  • судовой журнал

ХОД УРОКА

(Приложение 3)

I. Организация начала урока

Задача этапа: подготовка учащихся к работе на уроке. Взаимное приветствие организация внимания – 2 минуты.

II. Актуализация знаний, умений и навыков, необходимых для творческого применения знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Любой человек, невзирая на возраст любит путешествовать. Вот и я Вас приглашаю совершить вместе со мной путешествие на прекрасном атомоходе. Я – «капитан»,  Вы – пассажиры. Нам нужен штурман, который будет моим помощником. Его мы можем выбрать по количеству жетонов за отгаданный кроссворд.
Сегодня вместо тетрадей вы будете работать с «судовым журналом», который у Вас на столах. (Приложение 2).
Итак, начинаем:

1. Процесс выравнивания S и P электронных облаков
2.  Гомолог метана, формула которого C4H10
3. Основной компонент болотного газа
4. Вещества относящиеся к одному классу, но отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп CH2
5. Вещество получаемое в процессе дегидратации этилового спирта
6.  Частица несущая один не спаренный электрон
7. Вещества имеющие одинаковое число атомов, одну и ту же молекулярную массу, но различное химическое строение
8. Ученый, который получил этан из  галогеннопроизводных предельных углеводород с металлическим натрием:

Коллективная работа с классом.

Отгадывают кроссворд (Приложение 1)

По итогам кроссворда назначается Штурман.

Учитель ставит перед штурманом задачу: следить за курсом, за правильные ответы учащимся выдавать жетоны.

Учитель: Штурман, что у нас по курсу?
Чтобы выйти из бухты необходимо ответить на вопросы.
Штурман: Бухта основных понятий.
Как нам выйти из бухты?
Вопросы задает учитель. Фронтальный опрос. Штурман следит за ответами и раздает жетоны

1. Что изучает органическая химия? (Соединения углерода и их превращения)

2. Каких веществ больше органических или неорганических? (Органических, так как атомы углерода могут соединяться в цепи, и образовывать изомеры)

3. Наш атомоход называется «Бутлеров». Какой вклад внес Бутлеров в развитие органической химии?

– Создал теорию химического строения органических веществ
– Синтезировал сахаристое вещество
– Открыл реакцию полимеризащии

4. Перечислите основные положения теории.

– Атомы в молекулах располагаются не беспорядочно, они соединены друг с другом в определенной последовательности согласно их валентности;
– Свойства веществ зависят не только от того, атомы каких элементов и в каком количестве входят в состав молекул, но и от последовательности соединения атомов, от порядка их взаимного влияния
– По строению молекулы можно предвидеть свойства, а по свойствам предсказать строение
– Атомы и группы атомов взаимно влияют друг на друга

5. Какие вещества называются изомеры?

Учитель: Ответив на  вопросы, мы двигаемся дальше по курсу:
Море классов органических соединений.
Какие классы органических соединений вы изучили?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Алканы, алкены

III. Подготовка к воспроизведению (обобщение и систематизация)

– Давайте заполним сравнительную таблицу, которая нам понадобится на следующих этапах маршрута (таблица на ватмане на доске).

Штурман следит за работой класса.
Ученики работают с таблицей которая на столе у каждого.

IV. Применение обобщенных знаний, умений и навыков

– Мы наткнулись на рифы формул.
В судовых журналах у вас есть задание I, прочитайте его, выполняйте используя общую формулу алканов и алкенов.
Первые 3 пары, которые выполнят быстрее получают жетоны.
Выполнение II-го задания (на определение изомеров).
Вывод:
Итак, мы подтвердили, что у алкенов изомеров больше, чем у алканов, это связано со строением.
(работа парная)

 

 

(работа парная)

V.  Контроль и самоконтроль

Мы подходим к последнему этапу маршрута.
Мы выяснили, что алканы и алкены отличаются не только по строению, но и по свойствам.
Перед вами стоит задача:
Написать уравнение реакций при помощи которых можно осуществить следующие превращения.
Штурман: Залив химических уравнений
Cамостоятельная работа (индивидуальная)

(первые 3-е учащихся оцениваются)

– Итак, мы подошли в конечный пункт нашего путешествия – порт. Сегодня мы повторили закрепили и обобщили знания по алканам  и алкенам.

Оценка деятельности учащихся учителем. Выставление оценок. Вывод по уроку.
Информация о домашнем задании стр. 60  № 22 (то, чем мы занимались на уроке, сравнение свойств алканов и алкенов).