Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся самостоятельно под руководством учителя выполняют различные задания, проявляя навыки самоконтроля.
В настоящее время учеными доказано, что высокая активность учителя с целью передачи учащимся большего количества информации тормозит восприятие учащихся. Учителю необходимо формировать и развивать активность учащихся. Важнейшей задачей является необходимость приобретения учащимися навыков самостоятельной работы.
Отсутствие данных навыков отрицательно сказывается на изучении иностранного языка. Самостоятельная работа не может состоять только из выполнения домашнего задания или контрольной работы, она должна включать все виды самостоятельной работы ученика в классе и дома.
Самостоятельная работа имеет внешние признаки (формулировка задания, возможные источники информации, навыки и приемы учебной работы) и внутренние признаки (ранее накопленные опыт и знания, мотивы выполнения работы, навыки мыслительной деятельности). Важно отметить необходимость получения учеником результата в процессе выполнения данной работы, а также возможность проанализировать полученные результаты.
В самостоятельной работе можно выделить несколько видов по организационному признаку: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. При этом задания могут быть дифференцированными и недифференцированными.
Рассмотрим разные виды самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка с использованием интерактивных программ.
Фронтальный вид работы чаще всего проводится на основе мультимедийных программ с использованием интерактивной доски. Каждый ученик самостоятельно выполняет задание, сидя за партой; затем данное задание выполняется на интерактивной доске и с использованием программы проводится автоматическая проверка: результат виден или озвучен. Возможен и другой вариант работы: ученики по очереди выполняют задание непосредственно на интерактивной доске. Необходимо отметить увлекательность заданий, красочный дизайн и быстроту проверки, что повышает мотивацию учащихся к изучению предмета.
Для фронтальной самостоятельной работы с использованием интерактивной доски можно рекомендовать следующие мультимедийные программы:
-
CD-ROM к УМК «Way Ahead», Macmillan, 6 уровней
-
CD-ROM к учебному пособию «New Grammar Time», Longman, 5 уровней
-
DVD-ROM к УМК «Spotlight. Английский в фокусе» , 3-4 классы общеобразовательной школы, издательство «Просвещение»
-
программное обеспечение для интерактивной доски к УМК «Английский в фокусе», 2-3 классы общеобразовательной школы, издательство «Просвещение»
-
«Приключения Пиноккио», озвученная книга с заданиями, издательство «Магнамедиа»
Групповая форма работы используется в основном для выполнения мини-проектов. Большой интерес для учащихся представляет создание мультимедийных презентаций в программе PowerPoint и интерактивных презентаций в программе Notebook 10, сопровождающих их монологические высказывания, создание различных творческих заданий и проектов, а также поиск дополнительных материалов к урокам. При таком виде работы каждый ученик может выполнять посильную и интересную для него работу, распределив задания между собой.
Парная и индивидуальная формы работы проводятся на основе интерактивных программ, предназначенных для работы с использованием персональных компьютеров. На этапах формирования и развития умений и навыков целесообразно использовать парную форму работы (по 2 человека за компьютером), а на этапах совершенствования и контроля – индивидуальную. Для индивидуальной работы учитель может планировать одинаковые задания для всех учеников или дифференцированные для каждого учащегося с учетом их индивидуальных способностей и особенностей, а также уровня усвоения учебного материала. Данную работу достаточно легко можно спланировать, используя интерактивные программы, в которых представлено большое количество однотипных упражнений.
Для парной и индивидуальной самостоятельной работы на персональных компьютерах можно рекомендовать следующие интерактивные программы:
-
к учебному пособию «Grammar Practice», Longman, 4 уровня
-
«Витаминный курс», 5-8 классы, Руссобит
-
М.А. Гацкевич «Английский язык для школьников», 4 выпуска, Магнамедиа
-
А.В. Кузьмин «Учите английский, учите английскому», 2 уровня, Магнамедиа
Данные интерактивные обучающие программы включают задания на формирование, развитие и совершенствование умений и навыков в различных видах речевой деятельности, особенно в грамматике и лексике, аудировании и чтении. Таким образом, данные мультимедийные продукты могут быть достаточно часто использованы для проведения самостоятельной работы учащихся на разных ее этапах.
Задача учителя: цель организации самостоятельной работы учащихся - своевременное повторение, так как забывание отдельных аспектов учебного материала недопустимо. Если материал забыт, то это уже не повторение, а восстановление. Таким образом, обязательным условием прочного усвоения и активного владения учебным материалом является многократное повторение и возвращение к нему через некоторые промежутки времени. Только при этом условии могут образоваться новые прочные речевые умения и навыки. Большую роль играет такая форма работы, как самостоятельное припоминание частично забытого материала без использования примеров, схем-подсказок и справочного материала. Для данной работы можно использовать разнообразный дополнительный материал, представленный интерактивными программами.
Роль учителя при самостоятельной работе заключается в наблюдении за последовательностью действий учеников и ходом выполнения работы, а также индивидуальном консультировании учеников. При обнаружении типичных ошибок учителю необходимо дать дополнительные разъяснения для всех учащихся, а также целесообразно выполнить ряд упражнений на усвоение данного аспекта языка. Перед началом выполнения учащимися данного им задания учителю необходимо провести объяснение этого задания и хода его выполнения. Учащиеся должны четко понимать цель и ход выполнения данной им работы.
Тестирование.
Самостоятельная работа учащихся на основе интерактивных программ включает задания разных видов и разного уровня сложности, направленные не только на формирование, развитие и совершенствование разных видов речевой деятельности, но и на контроль сформированности основных умений и навыков. Во многих программах заложены контрольные задания, выполнив которые невозможно просмотреть правильные ответы и вернуться к выполнению заданий, при этом выполняется автоматическая проверка введенных ответов.
Контрольные задания удобно выполнять в тестовой форме. Использование данного вида контроля приобретает все большее значение в подготовке учащихся к итоговой аттестации. Учить детей выполнять задания в тестовой форме необходимо на протяжении всего обучения в школе.
С точки зрения обучения иностранному языку, тестирование интересно не только своей основной функцией – контролем, но и средством диагностики трудностей языкового материала, а также мерой определения обученности учащихся и способом прогнозирования успешности или неуспешности процесса обучения. Поэтому в настоящее время тестирование находит все более частое применение в повседневной учебной практике.
Формы тестовых заданий: открытая (свободный ответ), закрытая (один из множества, несколько из множества), установление соответствия, установление правильной последовательности.
В тестах необходимо использовать задания со свободно конструируемым ответом, так как выбор правильной формы не всегда указывает на умение применить ее в практике владения языком. Практика тестирования показывает, что ученику легче выбрать правильный ответ из данных, чем сформулировать его самому.
Одним из эффективных типов тестовых задания является клоуз-процедура, которая предполагает восстановление пропущенных слов в тексте. Данным тестом проверяется общий уровень владения языком.
В практике преподавания иностранного языка можно выделить несколько видов тестовых заданий:
-
использование интерактивных программ;
-
использование ресурсов Интернета;
-
тестирование онлайн;
-
тесты, разработанные учителем.
Эффективность использования тестовой методики в самостоятельной работе учащихся включает: частое использование тестов с разными обучающими целями, четкость и краткость формулировок, быстроту выполнения и проверки результатов, анализ ошибок в классе.
Современный учитель должен владеть не только техникой проведения тестирования, но и практикой составления тестов.
Из практики своей работы хочу отметить, что самыми эффективными тестами, с точки зрения обучения, являются тесты, разработанные учителем с конкретными целями, направленные на контроль или обучение конкретным аспектам учебного материала. Целесообразно проводить текущее и итоговое тестирование по каждой изучаемой теме. Результаты тестирования учитель должен учитывать при дальнейшем планировании и корректировании учебной работы с данной группой учащихся. Интерактивные тесты можно создавать в разных программах и приложениях Microsoft Office.
В заключении еще раз хочу подчеркнуть эффективность использования интерактивных программ и тестов в самостоятельной работе учащихся на уроках английского языка:
-
быстрота выполнения
-
четкость и краткость заданий
-
автоматическая проверка
-
фронтальная, групповая, парная и индивидуальная формы работы
-
дифференцированность заданий
-
возможность работы в собственном темпе
-
разнообразие видов заданий
-
отработка разных видов речевой деятельности
-
возможность тестирования
-
повышение мотивации к изучению предмета
На современном этапе преподавания иностранного языка в процессе обучения все больше возрастает роль самостоятельной работы учащихся, эффективность которой повышается при ее организации на основе использования интерактивных программ и тестов.