Цели урока:
- Изучить особенности строения земной коры на материках и океанах, способы и необходимость изучения земной коры.
- Продолжить работу по формированию у учащихся грамотной работы с текстом, использовать текст для конкретизации информации, помещённой в рисунке и, наоборот, использовать рисунок для конкретизации информации учебного текста;
- Научить умению:
- высказывать свою точку зрения, приводить примеры в защиту своей точки зрения;
- работать в паре, группе; умению слушать мнения своих одноклассников (терпимости и толерантности);
- умению конспектировать.
Оборудование:
-
учебник,
-
рабочая тетрадь учащихся.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность ученика. |
Сегодня мы с вами приступаем к изучению оболочек Земли. Давайте вспомним, как они называются: Литосфера – Гидросфера – Атмосфера – Биосфера – Молодцы, вы хорошо знаете оболочки Земли. Я знаю, что на уроках природоведения вы знакомились с внутренним строением Земли, особенностями земной коры. Поэтому, предлагаю вам выполнить три задания. Если у вас возникнут проблемы с дефицитом информации, обратитесь к тексту параграфа. Помните, что вам необходимо не просто правильно выполнить задание, но обосновать его. |
Ответы учащихся: каменная оболочка Земли. водная оболочка Земли. воздушная оболочка Земли. оболочка жизни на Земле. |
Откройте тетради и запишите тему урока. Откройте учебник на с. 38-41. Внимательно рассмотрите рисунки, к тем заданиям, которые вы сейчас запишите в своих тетрадях. Рис. 22. «Внутреннее строение Земли» с. 39. При выполнении задания 1 обратите внимание на строение земной коры. Не забудьте про рис. 23 Земная кора с. 40. Рассмотрите рисунок на с. 38 справа от названия раздела «Строение Земли. Оболочки Земли». Прежде чем вы будете выполнять задание 2, внимательно изучите, что изображено на данном рисунке. Рисунок 24 «Разрез нефтяной скважины», задания 3, помещён на с. 40, форзац 2 расположен на последней странице вашего учебника. Обращаю ваше внимание на то, что в случае затруднения вы можете найти подсказку в тексте параграфа и не пропускайте ни одной мелочи на рисунках. В третьем задании можно использовать текст параграфа 17. Запишите задания. |
Записывают тему урока: Литосфера. Земля и её строение». Задание 1. Используя рис. 22 «Внутреннее строение Земли» с. 39, рис. 23. «Земная кора» с. 40 определите, какой тип земной коры изображён на разрезе рис. 22? Ответ обоснуйте. Задание 2. Определите, какую толщину имеет земная кора на местности, изображённой на рис. с. 38. Приведите подтверждение своего ответа. Используя рис. 24 «Разрез нефтяной скважины», назовите горные породы, через которые проходит скважина. Определите тип и слой земной коры изображенного на разрезе рисунка 24. Выполняют задания. Их можно выполнять индивидуально, в паре, или объединиться в группу. У учащихся есть такое право. На выполнение задание отводится от 10 до 15 минут. |
Проверяем результаты работы. Подведём итог. Океаническая земная кора тонкая, имеет всего два слоя: осадочный и базальтовый. Толщина океанической коры достигает 3-7 км. Подведём итог: Материковая земная кора более толстая, толщина в среднем достигает от 30-40 до 70 км под горами. Состоит из трёх слоёв: осадочного, гранитного и базальтового. |
1 задание. На рисунке изображена океаническая кора. Аргументы: 1. поверхность покрыта водой (это первое на что учащиеся обращают внимание, со вторым аргументом возникают некоторые проблемы). 2. Земная кора тонкая, согласно рис. 23 толщина океанической коры небольшая. 3. В тексте учебника говорится, что «океаническая кора гораздо тоньше - 3-7 км. Океаническая кора имеет только два слоя: осадочный и «базальтовый». Задание 2. Земная кора на данном рисунке может иметь толщину 50до 70 км. Аргументы. 1. На рисунке изображена суша, земная кора материковая. 2. На рисунке изображены высокие горы. Согласно рис. 23 толщина земной коры под горами достигает 60 км. 3. В тексте учебника сказано, что «под горами толщина земной коры достигает 70 км». Задание 3. Горные породы: после почвы идёт слой гравия – глины – песка – супеси – известняка – глины – супеси – нефть на слое глины. На рис. 24 изображён участок суши, земная кора материковая, слой осадочный. (как ни странно но называют и базальтовый, и гранитный слои). Потому что, пески, глины, известняки относят к осадочным горным породам. |
Итак, предлагаю подвести итоги нашей работы. Верхняя твёрдая оболочка Земли называется литосферой, а самая верхняя часть литосферы – это земная кора. Существуют два вида земной коры, какие и в чём особенности их строения. |
Два вида земной коры: океаническая и материковая. Океаническая земная кора тонкая, имеет всего два слоя: осадочный и базальтовый. Толщина океанической коры достигает 3-7 км. Материковая земная кора более толстая, толщина в среднем достигает от 30-40 до 70 км под горами. Состоит из трёх слоёв: осадочного, гранитного и базальтового. |
Ребята, как вы думаете, почему, так много времени этого урока мы с вами отдали изучению земной коры? |
Потому, что «Земная кора – источник разнообразных полезных ископаемых, которые интенсивно используются человеком» |
Предлагаю вам выписать из текста параграфа способы изучения земной коры. |
Находят на с. 40 раздел 3.» Как изучают земную кору» и выписывают способы изучения земной коры. Земную кору изучают:
|
Запишите домашнее задание. |
Прочитать внимательно текст § 16, найдите в тексте ответы на вопросы 1, 2, 3 на с. 41 после параграфа. |
Подводит итоги урока, озвучивает оценки, выставляет их в дневники. |
Учащиеся выставляют оценки в свои дневники и сдают их на подпись учителю. |