Контрольно-сопроводительный текст учебно-тематической экскурсии
Курс краеведения предусматривает проведение учебно-тематической экскурсии по изучению вод нашей местности. Проведение практических работ приходится на первые уроки географии в 6 классе. Оптимальное время проведения экскурсии после темы « План местности» или же при изучении темы «Введение». Существенно, что к этому времени учащиеся уже подготовлены к выполнению заданий по ориентированию и к работе с планом на местности.
Задачи экскурсии:
- Сформировать или закрепить на местном материале понятия и представления о формах рельефа своей местности и водных источниках.
- Познакомить учащихся с приемами наблюдения и фиксации наблюдений за природными объектами.
- Учить учащихся умению объяснять наблюдаемые явления, совершенствовать умения и навыки по изучению и описанию реки.
- Обучить умению проводить анализ хозяйственной деятельности использования поверхностных и подземных вод своей местности.
- Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края
Подготовка к экскурсии
Главные объекты изучения на комплексной экскурсии по изучению водных источников является общие особенности рельефа местности, водонапорная башня, родник «Петров», река Короча, очистные сооружения..
Если позволяют местные условия, желательно сделать остановку на берегу водохранилища.
Последовательность перечисленных объектов может быть различной в зависимости от особенностей местности и избранного маршрута
Однако при любом варианте остановки на коренном берегу речной долины или на какой-либо возвышенности, откуда видны особенности поверхности и речная долина, должна предшествовать остановка на дне долины. Только после рассмотрения долины сверху и формулировки соответствующего определения можно спуститься на дно речной долины, более детально познакомить учащихся с её строением и с.деятельность реки.
Составление описания рельефа и вод района экскурсии, необходимо обратить внимание на решение проблем охраны и рационального использования этих компонентов природы
Можно также рекомендовать учителю при подготовке к экскурсии составить профиль речной долины. Составление во время экскурсии этих рисунков способствует развитию у 6-классников пространственного воображения.
В процессе экскурсии обратить большое внимание на выполнение заданий по исследованию реки .Данный этап экскурсии желательно спланировать с учетом склонностей и возможностей учащихся.
Изучение вод своей местности убеждает учащихся в том, что в природе ничто не существует обособленно, все компоненты в природе тесно связаны между собой, взаимообусловлены, влияют друг на друга.
Ущерб, нанесенный одному какому – либо компоненту вызывает изменения других, поэтому не следует нарушать сложившееся равновесие, надо бережно относится ко всему живому и неживому в природе.
Практика показала, что разъяснение учащимся остроты экологической ситуации, в частности, проблемы водных объектов имеет важное значение для формирования чувства ответственности в использовании и охране водных ресурсов.
Материалы, собранные учащимися во время экскурсии, представляют собой ценность и в дальнейшем могут быть использованы при изучении отдельных тем курса физической географии. Экскурсия повышает интерес не только к предмету, но и получению знаний и практическому их применению. Эта форма урока позволила выявить у учащихся такие качества характера, как любознательность, выдержку, самостоятельность.
Надо отметить, что ребята, работая в малых группах, проявляют взаимопомощь, поддержку. Экскурсия носит исследовательский характер.
Работая по карточкам, учащиеся показывают свои знания, умения и навыки, полученные в начальных классах.
Технологическая карта учебно-тематической экскурсии « К водным источникам»
№ п/п | Вид самостоятельной деятельности | Что делают учащиеся | Контроль |
1 | Нанести на карту-схему маршрут экскурсии | Работа с картой-схемой | Учитель |
2.
|
Водонапорная башня
Вопросы к учащимся: -Какое значение имеет данное сооружение? -Случайно ли здесь поставлена или нет? -Каков принцип работы водонапорной башни? -Какие использованы физические законы при ее сооружении? -Куда и зачем поступает вода из этой башни? -Как вы думаете, много ли энергии потребляет эта башня для закачки воды в наливной бак? |
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают экскурсовода. Интересные факты заносят в тетрадь |
Учитель |
3 | Родник «Петров»
(Проверка выполнения творческого задания) Легенда о появлении родника. |
Сообщения учащихся о появлении родника | Учитель. |
4 | Река Короча
(Краеведческое изучение и описание реки Короча) |
Выполнение практической работы на местности | Взаимоконтроль |
5 | Очистные сооружения
1. История создания очистных сооружений. 2. Технология очистки поступающей воды. 3. Проблемы работы предприятия и пути их решения. 4. Роль работы очистных сооружений в сохранении природы родного края. |
Работа с дополнительными источниками географической информации, сбор краеведческого материала у местных сторожил. Рассказ мастера очистных сооружений |
Первый объект экскурсии «Водонапорная башня»
Вопросы к учащимся:
Что это? Какое значение имеет это сооружение?
Случайно ли оно здесь поставлено или нет?
Каков принцип её работы?
Какие использованы физические законы при её сооружении?
Куда и зачем поступает вода из этой башни?
Как вы думаете, много или мало энергии потребляет эта башня для закачки воды в наливной бак.
(Ответы учащихся уточнить, дополнить).
Собранный краеведческий материал учащиеся заносят в «Дневники».Разрабатывается система мер, направленная на сохранение состояния окружающей среды.
Учитель формулирует перед учащимися следующую учебную задачу:
Что происходит с подземными водами, если они выходят на поверхность?
В каких местах можно встретить эти водные источники?
(Активная работа учащихся показывает их готовность к дальнейшему восприятию темы экскурсии).
Учащиеся вместе с учителем формулируют понятие и подходят к следующему водному источнику – роднику.
Второй объект экскурсии «Родник Петров»
Проверка выполнения творческого задания : Легенда о происхождении родника.
Третий объект экскурсии «Река Короча»
Задание по описанию реки Короча группе № 1.
- В какой части реки вы исследуете речную долину?
- Определите ширину долины / в метрах, характер растительности, характер заболоченности, степень заболоченности, тип грунта.
- Какие хозяйственные объекты находятся в пределах долины реки7
- Каково санитарное состояние участка долины?
- Ваши предложения по рациональному использованию участка долины реки?
- Как бы вы преобразовали данный участок реки, если бы были архитектором по планированию территории?
Задание группе № 2/2 – уровень сложности
/Краеведческое изучение и описание русла реки Короча в районе села Бехтееевка/.
- Характер берегов / высокие, низкие – их примерная высота в метрах: крутые, пологие/.
- Размываются ли берега рекой и в каких участках?
- Характер русла / извилистое, прямолинейное, разделяется ли на рукава, образует острова, имеются ли перекаты, плесы?
- Скорость течения?
- Загрязненность русла. Источники загрязнения.
Задание группы № 3/3 уровень сложности/
/Краеведческое изучение и описание режима и использование реки – частично по опросу местных жителей и другим источникам/.
- Откуда река берет начало / с горных ледников, снегов, из ключей, озера, болота/, куда впадает, какие имеет притоки, какие районы пересекает?
- Когда вода в реке начинает прибывать?
- Как используют реку?
- Есть ли источники загрязнения воды? Какие меры предпринимаются по охране / чистой / реки и ее берегов?
- Какую помощь вы можете оказать в охране реки от загрязнения?
Четвёртый объект экскурсии «Очистные сооружения».
Рассказ мастера очистных сооружений:
Впервые очистные сооружения были введены в эксплуатацию в 1973 году. Необходимость их строительства объясняется увеличением строительства жилых домов, школы и других хозяйственных объектов.
В 1988 году был сдан в эксплуатацию ещё один блок очистных сооружений, но уже работающий на кислороде
Принцип работы: сточные воды попадают на канализационную насосную станцию. Здесь происходит перекачивание воды в приёмную решетку. Подача воды идет каждые 2-3 часа. Из решетки вода поступает в Кушку. Сюда же поступают сточные воды и кислород. Здесь создается, благоприятная для живых организмов, в которой они размножаются. За счет этого вода бактериологически очищается на 15-20% от вредных частиц.
Частично очищенная вода при помощи эрфильтра отстаивается в резервуарах, а затем происходит её перекачивание из резервуаров на иловые площадки.
Тяжелые частицы осаждаются на дно, а чистая вода через лотки поступает на насосную станцию.
В 2008 году введены в эксплуатацию новые очистные сооружения, которые позволяют производить очистку воды на более высоком технологическом уровне.
Собранный краеведческий материал учащиеся заносят в «Дневники»
Домашнее задание:
Оформить материалы экскурсии.
Разработать систему природоохранных мер, направленную на улучшение экологической ситуации в районе проведения экскурсии.