Компьютер на экзамене по химии

Разделы: Химия


На первых этапах появления компьютеры в школах использовались исключительно как объект изучения нового технического средства на уроках информатики. Доступ к компьютерной технике имело ограниченное число преподавателей, это были лишь специалисты по программированию и техническим средствам. На современном этапе, связанном с повсеместной реализацией программы компьютеризации школ, освоение компьютерных технологий каждым педагогом приобретает все большее значение. Педагоги не только овладели компьютерной грамотностью, но и в данный момент нарабатывают личный практический опыт использования компьютера в учебном и внеучебном процессе.

Однако, в связи с повсеместным введением в практику работы школ единого государственного экзамена (ЕГЭ) в выпускных 11 классах, а также государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9 классах, проблема контроля знаний учащихся обозначилась особенно четко. От преподавателя потребовалась крайне высокая степень объективности при оценке ответов учащихся и поэтому в сторону ушли экзаменационные ответы по билетам, на смену им пришли тестовые задания. Зачастую тесты ЕГЭ воспринимаются как большой стресс, который приводит к снижению внимания и работоспособности сдающего экзамен учащегося. Данное обстоятельство предполагает проведение определённой работы по формированию стрессоустойчивости и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ. Одним из элементов такой работы является опыт использования компьютера для проведения промежуточной аттестации учащихся 9 класса по химии в форме тестовых технологий. Именно этот факт и определил тему нашего исследования.

Целью данной работы являлось:

  • Выяснить, каково отношение учащихся к такой новой процедуре проведения экзамена;
  • Найти отличия в поведении разных учащихся в процессе проведения экзамена на компьютере;
  • Определить, какие личностные характеристики и поведенческие навыки обеспечивают успешность при сдаче данного экзамена.

Для проведения экзамена нами использовалась программа AD Tester. Пакет программ очень прост. Создавать тесты легко может любой педагог, даже плохо владеющий компьютером. Программа включает конструктор тестов и тестер – программу для проведения тестирования. Экзамен проводился в конце первого полугодия, поэтому в качестве экзаменационного материала были взяты вопросы, изученные по программе химии для 9 класса именно за этот период времени. Это были вопросы, касающиеся таких тем курса химии, как окислительно – восстановительные реакции, реакции ионного обмена, свойства веществ. Кроме того, мы включили и некоторые вопросы из курса химии 8 класса по таким важнейшим темам, как периодический закон и система химических элементов Д.И.Менделеева, химические связи, типы реакций, простейшие химические расчеты. Предлагаемые учащимся вопросы теста для экзамена, вполне адекватны тому материалу, что объясняется на уроках, и охватывают сразу несколько изученных тем курса химии как для 8, так и для 9 класса.

В качестве экзаменационного теста учащимся 9 класса был предложен тест, состоящий из двух частей – А и Б. Все вопросы части А (20 вопросов) имели один вариант ответа из четырех, что полностью соответствует процедуре ЕГЭ. Вопросы части Б (5 вопросов) представляли задания, в которых требовалось установить причинно – следственные связи, показать умение анализировать и выбирать правильный ответ из ограниченного числа вариантов. Учащиеся были зарегистрированы как отдельные пользователи, и каждому из них было доступно только индивидуальное задание. Такая организация работы исключает повторное прохождение тестирования при проведении промежуточной аттестации. Тестирование проводилось в компьютерном классе, и было ограничено временем – 1 час работы. Время ответа на отдельный вопрос не было ограничено. Особенностью данной программы является то, что после каждого ответа учащийся видит результат – машина говорит, правильно ли он ответил на каждый из вопросов.

Экзамен проводился как экзамен по выбору. Его выбрали 27 учащихся из трёх девятых классов. Всем им было предложено ответить на вопросы анкеты. Нас интересовало, а как относятся к такой идее проведения экзамена при помощи компьютера сами учащиеся. Оказалось, что 24 ученика (88,8 %) относятся положительно к проведению экзамена при помощи компьютера, лишь 1 человек выразил индифферентное отношение к такой процедуре и 2 человека – отрицательное отношение, что в сумме составило 11,2%.

Отсюда ясно, что большинство девятиклассников спокойно воспринимают компьютер как субъект для диалога, без сомнения, это связано с положительным влиянием преподавания курса информационно – компьютерных технологий в школе. Однако мы не можем уверенно сказать, что оставшиеся 11,2% учащихся, которые настороженно воспринимают проведение экзамена в новой форме, имеют психологические проблемы в выстраивании отношений на уровне человек – машина. В данный момент выскажем это в качестве одного из предположений, которое требует дальнейшего изучения.

Перед проведением экзамена учащимся предлагалось пройти пробное тестирование для исключения ошибок, связанных с работой на компьютере. Анкетирование помогло выяснить, что такое тестирование прошли только 23 ученика (85%). Тогда закономерно возник вопрос, а будет ли связано качество экзамена с участием ученика в проведении репетиционного тестирования? Итоги экзамена помещены в таблице.

Отметка 5

Отметка 4

Отметка 3

10 (37%)

13 (48%)

4 (15%)

Увидев, что на отметку три балла написало экзамен 4 человека, то есть ровно столько же, сколько не прошло пробное тестирование, возникло предположение – а не может ли быть это связано одно с другим? Однако анализ анкет показал, что только у одного ученика, который не прошел пробный тест, мы наблюдали совпадение с таким результатом, что составляет 3%. Полученный результат не позволяет сделать вывод о какой – либо зависимости между количеством разовых подходов к компьютеру перед сдачей экзамена и качеством полученной учеником отметки. Скорее этот факт отражает наличие такой компетенции ученика, как способность брать на себя ответственность по собственной инициативе и способность применять базовые знания по предмету на практике.

Реализуя технологию проведения экзамена при помощи компьютера, мы предприняли попытку выяснить, каким является поведение учащихся во время прохождения теста. Для этого всем участникам эксперимента было предложено фиксировать время, затраченное для ответа на каждый вопрос, в специальном опросном листе. Кроме этого, нами проводилось и педагогическое наблюдение за особенностями поведения и отдельных реакций учащихся. В исследуемой группе оказались те, кто имеет стабильно хорошие результаты по предмету, назовем их условно «отличники». Но вместе с тем сюда попали и те, кто был поставлен в затруднительную ситуацию выбора между физикой и химией, но отдал предпочтение именно последней, хотя некоторые их учащихся не имели стабильно хороших результатов по предмету, поэтому назовем их условно «троечники».

Поскольку исследование носит поисковый характер, то мы попытались выяснить, существуют ли свои особенности поведения у «отличников» и «троечников» и если выяснится, что существуют, то в чем их специфика. С этой целью нами проведен анализ графиков прохождения теста. Оказалось, что имеется и общее, и отличие в графиках у этих двух групп учащихся:

1. Независимо от того, в какой группе экзаменуемый ученик, одинаковой была реакция в случае получения неправильного ответа – она замедлялась, т.е. на каждый следующий вопрос затрачивалось больше времени на обдумывание ответа.

2. Общая скорость прохождения теста была разной, в среднем у «пятерочников» почти в два раза больше, чем у «троечников».

Можно отследить влияние экзамена на последующее самоопределение учащихся и выбор профиля обучения в учебном заведении МОУ лицей №1. Из 27 учащихся 62% выбрали экзамен по химии в форме государственной итоговой аттестации, 85,7% сдали данный экзамен на 4 и 5 (для сравнения: результат по городу 71,7% качества). А 75% из тех, кто сдавал экзамен на компьютере, продолжили обучение в химико – биологическом классе. Те же из учащихся, кто сделал отрицательный выбор, приняли важное для самих себя решение выбирать другие профили обучения – экономический, физико – математический, социально – правовой.

Таким образом, опыт работы по проведению экзамена на компьютере в качестве промежуточной аттестации учащихся 9 класса и анализ этого экзамена показали, что предлагаемые тесты посильны для учащихся, а результаты тестовой проверки соответствуют представлениям о подготовке учащихся к экзамену и их успеваемости.

Выводы:

1. Нами выяснилось, что большинство девятиклассников спокойно воспринимают компьютер как субъект для диалога, без сомнения, это связано с положительным влиянием преподавания курса информационно – компьютерных технологий в школе.

2. Изучение графиков прохождения тестов во времени сильными и слабым учащимися показало, что учащиеся с разным уровнем подготовленности ведут себя перед компьютером по – разному.

3. Пробное тестирование на компьютере перед прохождением экзамена, даже многократное, не является гарантией успешности ученика на самом экзамене. Качество сдачи экзамена определяется развитием таких компетенций ученика, как:

  • способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;
  • способность работать самостоятельно без постоянного руководства;
  • умение применять знания по предмету в новых ситуациях;
  • способность использовать новые информационные технологии.

4. Введение процедуры прохождения экзамена как формы промежуточной аттестации по химии в 9 классе с помощью компьютера рассматривается нами как важный этап для подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в конце учебного года и принятию более правильного решения по определению выбора будущего профиля обучения.