Пояснительная записка
В. А. Сухомлинский считал семью той первичной средой, в которой «человек должен научиться творить себя» 90 % воспитательного воздействия на личность ребенок получает в семье. Семья – это первый коллектив, дающий ребенку представление о жизненных целях и ценностях. Именно здесь он получает уроки послушания, терпения, трудолюбия. От качества этих семейных уроков зависит нравственное здоровье не только самого человека, но и нации в целом.
Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. К сожалению, социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы самоустранилась от активной педагогической деятельности по воспитанию своего ребенка, что привело к росту детской безнадзорности и других негативных явлений.
Школа во все времена была важным фактором воспитания подрастающего поколения. Поэтому задача каждого учителя (классного руководителя) состоит в объединении усилий школы и семьи по обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Изучение семьи ученика позволяет понять уклад семьи, каковы ее социальные установки, система нравственных и духовных ценностей, взаимоотношение с окружающими людьми и друг другом, семейные традиции, педагогическую образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают новые материалы о семейном воспитании, об использовании свободного времени в семье, о любимых занятиях членов семьи, о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка, что позволяет выбрать педагогически грамотное направление работы с семьей.
Цель программы: создание условий для воспитания настоящего, духовно-богатого, социально-активного гражданина своей Родины.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- расширить представления о семейных традициях, традициях школы, об истории родной страны;
- способствовать воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества;
- создать условия для совместной деятельности классного руководителя и родителей для воспитания и развития ребенка;
- создать условия для развития творческих способностей детей; для их самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников;
- создать условия для сплочения классного коллектива через совместную творческую деятельность.
Программа состоит из трёх ступенек:
1 ступенька «Мы домовята» - 1, 2 класс
2 ступенька «Мы - юные кузбассовцы» - 3 класс
3 ступенька «Мы - россияне» - 4 класс
Лейтмотивом 1 ступени – “Любые беды – не беда, когда вместе вся семья”, предусматривается подробное изучение истории семьи, школы; 2 ступени – “ Кузбасс - моя малая Родина ", изучение родного края во всем многообразии; 3 ступени - “ Россия – Родина моя ”, на этом этапе предполагается изучение истории своей страны.
Работа каждой ступеньки строится по 4 направлениям:
“Вот, что значит верный друг”;
“Мир моих увлечений”;
“Я- патриот”;
“И другому помогу”
Содержание программы
«Счастливая семья – крепкая страна»
I ступенька “Мы - домовята” (1, 2 кл.)
Направление |
Воспитательные задачи |
Мероприятия для детей |
Мероприятия для родителей |
Мероприятия для детей и родителей |
Вот, что значит верный друг |
- формировать активную жизненную позицию; - знакомить с историей, традициями семьи, школы; - воспитывать уважение, чувство гордости за свою семью и школу; - способствовать формированию коммуникативной компетенции; - развивать умения отстаивать свою точку зрения (профилактика виктивного поведения); -формировать здоровый образ жизни. |
«Азбука организаторского мастерства». “Герб моей семьи” и “Наш семейный альбом”, творческий проект. “Добрые традиции моего дома”, КТД. Презентация «Портрет» моей семьи. “Наш двор самый чистый”, трудовая акция. «Как сказать «Нет»». Классный час, конкурс физминуток. |
Организационное
родительское собрание «Рождение класса».
«Стили семейного воспитания», диагностика. Беседа о психологическом благополучии детей в семье. «Во что играют дети?», родительское собрание – практикум. «Хорошие ли вы родители?», анкета. Обмен опытом: «Зарядка и закаливание». |
Заседание клуба «Семейка». Семейный праздник «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики». «Папа, мама, я – читающая семья», родительское собрание – конкурс. «Все работы хороши, выбирай на вкус», утренник «Заглянем в семейный альбом», семейный праздник. Вечер на тему: «Заглянем в бабушкин сундучок». «Прощание с букварем». Традиционные дела: праздничный вечер, посвящённый Дню Матери, Новогодний праздник, «Рыцарский турнир» (КВН, посвященный Дню защитника Отечества). |
Мир моих увлечений |
- создавать условия для развития познавательного интереса и творческой самореализации. |
Создание поисковой группы класса. “Откуда мы родом?”, поисковая работа. |
Круглый стол «Проблема семейного отдыха». |
Конференция «Традиции семьи и их значение в воспитании», “Ярмарка чудес”, час творчества. |
Я - патриот |
-воспитывать любовь к семье, школе. |
“Символы моей семьи», круглый стол. Конкурс рисунков «Школа – моя семья». |
Творческая встреча «Совет бабушек и дедушек». Заседание дискуссионного клуба «Отцы и дети». |
Вечер встречи «Мои года – мое богатство». Семейная аллея, посадка деревьев на территории школы. |
И другому помогу |
-воспитывать уважительное отношение к окружающим, стремление прийти на помощь другому. |
“Научись сам и научи другого…”, КТД. |
«Совет пап и мам», творческая встреча. |
Изготовление мягких игрушек для детского дома. |
II ступенька “Мы - юные кузбассовцы” (3 класс)
Направление |
Воспитательные задачи |
Мероприятия для детей |
Мероприятия для родителей |
Мероприятия для детей и родителей |
Вот, что значит верный друг |
- воспитывать уважение, чувство гордости за свою семью и школу; способствовать формированию коммуникативной компетенции; - воспитывать уважительное отношение к символам своего края; - воспитывать потребность заботиться о чистоте, уюте города; - пропаганда здорового образа жизни. |
“Уголок моей Отчизны”, викторина. История города со страниц книги “С любовью к городу». “Символы родного края”, тематический классный час. Выпуск листовок «Чистый город». “Скажем, НЕТ! Вредным привычкам”, дискуссия. |
Собрание на тему «Семейный бюджет». Диспут «Кто сейчас глава семьи?» Конференция «Роль отца в семейном воспитании». Доверяет ли вам ваш ребёнок? (Анкетирование) “Лесная аптека Кузбасса”, встреча с фармацевтами. “Движение – это жизнь”, творческая встреча. |
Семейный бюджет. Игра «Кто хочет стать миллионером?» “Чистый родник”, экскурсия Посиделки "Радости маминого детства". “Зарничка”, спортивная эстафета. |
Мир моих увлечений |
- способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей; - изучать историю родного края. |
“Юмор и смех достойны всех”, КВН. «Танцуй вместе с нами», конкурс. «Путешествие по родному городу», заочная экскурсия. |
Физиологические особенности младшего школьника. Встреча с членами союза писателей Кузбасса. |
«Вклад моей семьи в развитие Кировского района». Поисково-исследовательская деятельность. Экскурсия «Хлебокомбинат». |
Я - патриот |
- воспитывать любовь к родному городу, к его истории и традициям; - беречь и приумножать природу родного края; - воспитывать нормы правильного поведения и нравственного качества личности. |
«Кем хотел бы я стать?» (Классный час). Конкурс листовок «Первоцветы». «Твои права и обязанности», классный час. |
Родительское собрание «Семейные ценности и традиции». |
Проект "Моя родословная". Совместный выпуск стенных газет «Береги природу родного края». |
И другому помогу. |
- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы; - воспитывать силу духа, желание помогать людям. |
Праздничный концерт, посвященный защитникам Отечества. Шефство над ветераном Великой Отечественной войны. |
Заседание клуба «Пожилые люди – мудрые люди». Дискуссионный клуб. «Как найти меру доброты?» |
Благотворительная акция. Фотовыставка «В мире доброты». |
III ступенька “Мы - россияне”(4 класс)
Направление |
Воспитательные задачи |
Мероприятия для детей |
Мероприятия для родителей |
Мероприятия для детей и родителей |
Вот, что значит верный друг |
- формировать чувство верности своему Отечеству через традиции семьи; - показать роль Кузбасса в Великой Отечественной войне; - посмотреть на историю через призму литературы, музыки, искусства; - воспитывать честное, ответственное и добросовестное отношение к любому труду; - повысить интерес к спортивным мероприятиям, к спорту. |
Бабушки, дедушки, внуки (Фотопроекты). “Кузбасс ковал Победу!”, тематический классный час. “Салют, Победа!”, классный час. “Какой мы коллектив?”, психологический тренинг. “Спорт и труд рядом идут”, спортивный праздник. |
Заседание клуба « Пап и мам». Влияние семейных конфликтов на психологическое самочувствие ребенка. Советы психолога. Час общения «Друзья наших детей». Литературная гостиная «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». “Интеллектуальное здоровье”, тематическое родительское собрание. «Об активном отдыхе», презентация. |
Встреча в музее «Наши дедушки ветераны войны и труженики тыла». Чествование семейных династий (праздничный вечер). Фотовыставка «Свадьба моих родителей». Конференция «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится». “Здоровье – залог успеха”, эстафета. Семейные игры на воздухе. |
Мир моих увлечений |
- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни. |
Научно- практическая конференция. “Города – герои”, заочное путешествие, викторина. |
Презентация «Мое хобби». |
«Наши мамы мастерицы», круглый стол. Конкурс на лучший рецепт от семьи. |
Я - патриот |
- продолжить работу по созданию благоприятной атмосферы и гуманных взаимоотношений родителей, педагогов и учеников. |
«Фамильные ценности», презентация. «Блокада Ленинграда в Великой Отечественной войне». |
“Досадно мне, что слово честь забыто”, круглый стол. |
«Россия в стихах поэтов» (поэтический вечер). |
И другому помогу |
- воспитывать чувство сострадания, заботы о близких. |
Оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны. |
Тренинг «Мужественность мальчиков и женственность девочек». |
«Дом славен трудом», акция. |