Предлагаемый вариант урока по обществознанию по теме «Мировоззрение: связь человека с эпохой» построен на основе методических приемов развивающего обучения. Интерактивные методы, быстрая смена видов деятельности позволяют не только активизировать работу учащихся, но и максимально вовлечь их в решение задач урока на всех этапах. В ходе работы над изучением темы учащиеся оценивают свой вклад в решении проблемы на основе самоанализа, в ходе групповой работы учатся сотрудничать, выслушивать мнение других, защищать собственную точку зрения, овладевают навыками само- и взаимоконтроля
Цели урока:
- Образовательная: организовать самостоятельную работу учащихся по решению учебной задачи: выявления сущности, внутренней структуры, закономерностей в развитии и исторических этапах становления и значения в жизни человека важнейшего духовного ориентира-мировоззрения, создать условия для осмысления учащимися ценности и значимости данного явления для формирования духовной культуры общества, будущего цивилизации.
- Развивающая: формирование основ базовых социальных компетенций: сотрудничество, коммуникация, самостоятельный поиск информации и ее оценка на основе развития умений спорить, аргументировано доказывать свою точку зрения, оценивать свои собственные социальные возможности для выработки собственной модели социального поведения, способствующей успешной адаптации в социуме.
- Воспитательная: моделирование ситуаций, в которых происходит осмысление значимости решаемых проблем для собственного личностного роста, формируется ценностное отношение ученика к окружающему миру и к людям, создаются условия для введения этих ценностей в индивидуальную модель поведения и формирования социально зрелой личности.
Реализация цели будет осуществляться на основе модульной технологии с использованием индивидуального учебного пакета, состоящего из индивидуального рабочего листа с заданиями (Приложение 1) и оценочного листа (Приложение 2), где будет фиксироваться поэтапное решение каждым учеником учебных задач.
В ходе реализации каждый ученик должен овладеть:
- Знаниями о сущности, внутренней структуре, закономерностях в формировании мировоззрения, его связи с исторической эпохой, преемственности в развитии как отражении общечеловеческого начала духовных ценностей, лежащих в основе мировоззрения
- Умениями провести элементарное исследование, оперируя известными учебными материалами, выделять сущностные черты явлений и процессов, закономерности, им присущие, моделируя и обобщая
- Навыком вхождения и сотрудничества в группе и паре, умением динамично включаться в работу, менять формы деятельности и способы решения задачи
Методы и формы деятельности учащихся: проблемно-поисковая, дискуссионная и рефлексивная деятельность.
Методы и формы работы учителя: совместная с учениками деятельность в области целеполагания, планирования, анализа; участие в дискуссии.
Способы мотивации, способствующие расширению субъектной активности учащихся: коммуникативная атака, интрига в анонсировании темы, мозговой штурм
Оборудование: учебные пакеты с заданиями, опорные схемы-рисунки (Приложение 3), документы с высказываниями мыслителей и философов (Приложение 6, Приложение 5), материал с текстом для групповой работы (Приложение 4) опорные схемы, написанные на доске, отражающие связь между понятиями «Знания – убеждения – поступки», «Знания – вера – убеждения».
Основные понятия: мировоззрение, миропонимание, мироощущение, убеждение, ценности, идеалы.
Урок состоит из нескольких блоков-этапов, в ходе прохождения которых ученики решают задачи индивидуально, в группах, подводя итоги в форме обсуждения, оценивая.
Вводное слово учителя: Каждый человек обладает набором особых признаков, которые отличают его от других людей, они делают нас разными, но сохраняют в нас общие базовые признаки, которые определяют нашу принадлежность к человеческому обществу. Кроме этого каждый обладает особым внутренним миром-миром духовных переживаний, эмоций, представлений, убеждений, которые составляют основу нашего «Я», делают нашу жизнь осмысленной.Какими бы разными не были люди, в какие бы времена и эпохи они не жили, все они рано или поздно стремятся постичь мир во всей его целостности, определить свое место в этом мире, это заставляет каждого из нас задуматься над тем, какой внутренний механизм заставляет нас стремиться к философскому осмыслению действительности. Как он формируется, как создается, какое значение имеет?
На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке.
Ход урока представлен в таблице – Приложение 7.
Список используемой литературы:
- Человек и общество. Современный мир. М., «Просвещение», 1994.
- Беллер Г.А. Экзамен разума. М., «Мысль», 1988.
- Мишина И.А.Жарова Л.Н. Михеев А.А.Всемирная история. Киев, «Генеза», 1995.
- Гуревич П.С.Человек. М., «Дрофа», 1995.
- Библиотека Ф.Павленкова. Биографические повествования. Челябинск «Урал»,1995.
- Хачатурян В.М.История мировых цивилизаций. М., «Дрофа», 2001.