Развивающее занятие на этапе первичной адаптации

Разделы: Школьная психологическая служба


Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников очень значима. Она помогает создать социально-психологические условия для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения через:

  • развитие когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
  • развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками;
  • формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Реализация такого подхода возможна при тщательном продумывании содержания и организации развивающей деятельности.

В нашей школе психологической развивающей работе уделяется большое значение, разработан комплекс развивающих занятий на этапе первичной адаптации первоклассников. Занятия строятся в виде воображаемых путешествий и прогулок.

Одно из таких развивающих занятий на этапе первичной адаптации первоклассников представлено в данной работе. По этому принципу стоятся остальные занятия, в которых дети попадают в разные жизненные ситуации.

Занятие “Прогулка на озеро”

Цель: Создание условий для более близкого знакомства детей.

Задачи:

  1. Сплочение коллектива.
  2. Развитие внимания, памяти, воображения, речи, мышления, наблюдательности.
  3. Развитие раскованности, самоорганизованности.
  4. Обучение элементам психомышечной тренировки.

Ход занятия

Разминка

Давайте представим себе, что мы находимся на берегу озера. Летний, солнечный день. Нам жарко, хочется купаться. Мы раздеваемся и идем купаться. Все смотрят друг на друга во время купания и запоминают, кто и как купается. Искупавшись, мы выходим из воды загорать.

1.“Лицо загорает” (упражнение на напряжение и расслабления мышц лица).

Подбородок загорает – подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот. Жучок улетел. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами.

Нос загорает – подставить нос солнышку. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа. Бабочка снова прилетела, покачайте ее на бровях. Бабочка улетела совсем. Спать хочется. Расслабление мышц лица.

2. “Игра с песком” (упражнение на расслабление и напряжение мышц рук).

Набрать в руки воображаемый песок, сильно сжав руки в кулак, удержать песок в руках. Постепенно раскрывая пальцы, высыпать песок из них. Стряхнуть песок с рук, расслабить кисти, уронить вдоль тела 2-3 раза.

3.“Солнышко и тучка” (упражнение на напряжение и расслабления мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало прохладно, надо сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки. Жарко – расслабиться 2-3 раза.

Основная часть

1.А давайте теперь подумаем, что можно сделать из песка. Каждый построит свою постройку. Я пойду и полюбуюсь. Как красиво! Интересно! Хорошо! Замечательно!

Постройки наши мы ломать не будем, пусть стоят, кто-нибудь придет, полюбуется.

А мы пойдем и поиграем

2. Игра “Штирлиц” (Цель: развитие наблюдательности)

Дети выбирают себе позу, один запоминает и закрывает глаза, кто-то один меняет позу. Запоминающий отгадывает.

Давайте отойдем, сядем и посмотрим, что же я сегодня взяла с собой.

3. Игра “Чудесный мешочек” (Цель: развитие речи, мышления, тактильных ощущений)

Каждый по очереди вытаскивает и на ощупь отгадывает, что это за предмет и к какой группе можно его отнести.

Мы находимся у озера, не забыли? На свежем воздухе. И как же нам не побегать?

И чтобы нам не бегать просто так, мы будем играть в игру

4. “Переходы” (развитие внимания, самоорганизации)

меняются местами те, у кого есть общий признак(возраст, цвет волос и т.д.)

5. Игра “Кто?” (развитие памяти)

С закрытыми глазами нужно угадать, кто перед ним стоит.

А теперь снова пойдем купаться. Давайте вспомним, кто и как купался? Молодцы! Хорошо мы с вами отдохнули. А теперь одеваемся и идем в школу.

Заключительная часть

В школе мы с вами нарисуем, что вам понравилось и запомнилось на озере, сделаем выставку наших работ.

Рефлексия занятия:

– что вам больше всего понравилось?

– что не понравилось?

– а что показалось вам трудным?

– куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?

Презентация работ.