Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников очень значима. Она помогает создать социально-психологические условия для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения через:
- развитие когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
- развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками;
- формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Реализация такого подхода возможна при тщательном продумывании содержания и организации развивающей деятельности.
В нашей школе психологической развивающей работе уделяется большое значение, разработан комплекс развивающих занятий на этапе первичной адаптации первоклассников. Занятия строятся в виде воображаемых путешествий и прогулок.
Одно из таких развивающих занятий на этапе первичной адаптации первоклассников представлено в данной работе. По этому принципу стоятся остальные занятия, в которых дети попадают в разные жизненные ситуации.
Занятие “Прогулка на озеро”
Цель: Создание условий для более близкого знакомства детей.
Задачи:
- Сплочение коллектива.
- Развитие внимания, памяти, воображения, речи, мышления, наблюдательности.
- Развитие раскованности, самоорганизованности.
- Обучение элементам психомышечной тренировки.
Ход занятия
Разминка
Давайте представим себе, что мы находимся на берегу озера. Летний, солнечный день. Нам жарко, хочется купаться. Мы раздеваемся и идем купаться. Все смотрят друг на друга во время купания и запоминают, кто и как купается. Искупавшись, мы выходим из воды загорать.
1.“Лицо загорает” (упражнение на напряжение и расслабления мышц лица).
Подбородок загорает – подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот. Жучок улетел. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами.
Нос загорает – подставить нос солнышку. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа. Бабочка снова прилетела, покачайте ее на бровях. Бабочка улетела совсем. Спать хочется. Расслабление мышц лица.
2. “Игра с песком” (упражнение на расслабление и напряжение мышц рук).
Набрать в руки воображаемый песок, сильно сжав руки в кулак, удержать песок в руках. Постепенно раскрывая пальцы, высыпать песок из них. Стряхнуть песок с рук, расслабить кисти, уронить вдоль тела 2-3 раза.
3.“Солнышко и тучка” (упражнение на напряжение и расслабления мышц туловища).
Солнце зашло за тучку, стало прохладно, надо сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки. Жарко – расслабиться 2-3 раза.
Основная часть
1.А давайте теперь подумаем, что можно сделать из песка. Каждый построит свою постройку. Я пойду и полюбуюсь. Как красиво! Интересно! Хорошо! Замечательно!
Постройки наши мы ломать не будем, пусть стоят, кто-нибудь придет, полюбуется.
А мы пойдем и поиграем
2.
Игра “Штирлиц” (Цель: развитие наблюдательности)Дети выбирают себе позу, один запоминает и закрывает глаза, кто-то один меняет позу. Запоминающий отгадывает.
Давайте отойдем, сядем и посмотрим, что же я сегодня взяла с собой.
3.
Игра “Чудесный мешочек” (Цель: развитие речи, мышления, тактильных ощущений)Каждый по очереди вытаскивает и на ощупь отгадывает, что это за предмет и к какой группе можно его отнести.
Мы находимся у озера, не забыли? На свежем воздухе. И как же нам не побегать?
И чтобы нам не бегать просто так, мы будем играть в игру
4.
“Переходы” (развитие внимания, самоорганизации)меняются местами те, у кого есть общий признак(возраст, цвет волос и т.д.)
5.
Игра “Кто?” (развитие памяти)С закрытыми глазами нужно угадать, кто перед ним стоит.
А теперь снова пойдем купаться. Давайте вспомним, кто и как купался? Молодцы! Хорошо мы с вами отдохнули. А теперь одеваемся и идем в школу.
Заключительная часть
В школе мы с вами нарисуем, что вам понравилось и запомнилось на озере, сделаем выставку наших работ.
Рефлексия занятия:
– что вам больше всего понравилось?
– что не понравилось?
– а что показалось вам трудным?
– куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?
Презентация работ.