Сказки о животных. Анализ русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк"

Разделы: Начальная школа


Цель: учить сравнивать характеры и поступки героев сказки о животных.

Задачи:

  • научить сравнивать характеры героев;
  • показать поступки лисички-сестрички и волка через инсценирование;
  • научить рассказывать сказку по иллюстрации.

ХОД УРОКА

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

 

Открытие нового материала.

 

 

 

 

 

3. Инсценирование сценки заранее подготовленными детьми.

 

 

 

 

4. Физминутка.

 

 

 

 

Работа в группах.

 

 

 

5. Иллюстрирование героев сказки.

Выставка рисунков.

6. Обобщающий этап.

 

 

 

7. Домашнее задание.

- Здравствуйте, мои дорогие! Доброго вам начала дня. Улыбнулись друг другу пошире.

Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.

Я предлагаю вам прочитать пословицу.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!

- Как вы её понимаете?

- Любите ли вы сказки?

- Что такое сказка?

Сказка – это вымышленное произведение. То, что происходит в ней, на самом деле не бывает, но, читая их, можно учиться добрым, хорошим поступкам.

- Кто знает, почему мы называем одни сказки авторские, а другие – русские народные?

Итак, сегодня мы будем работать со сказкой.

Все минуточку вниманья,
Сказку я хочу начать.
Этой сказочки названье
Поспешите отгадать.

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

- Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой.

Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мёртвая.

- Правильно, сказка называется "Лисичка-сестричка и волк". Русская народная сказка.

- Кто же главный герой этой сказки?

Посмотрите сценку, она напомнит вам о том, каковы лиса и волк.

- Здравствуй, куманёк! – улыбнулась Лиса Волку, сама вся рыжая, только кончик хвоста белый.

- Здравствуй, Здравствуй, - щёлкнул зубами Волчище. – Опять что-нибудь скверное затеяла?

- Я затеяла? Да я за всю жизнь ни разу никому плохого не сделала! – возмутилась рыжая.

- А кто брату моему посоветовал в прорубь хвост опустить? – напомнил Волк – Еле ноги унёс.

- Так это сказка! – махнула лапой Лиса.

- А Колобка кто съел? А Петушка Золотого гребешка кто хитростью в лес заманил? – не унимался тот.

- И ты всему поверил? – Лисица обвила ноги своим пушистым хвостом. – Ты больше слушай, тебе ещё и не такого наговорят…

- Если это неправда, то вот уж в курятнике хозяйничать ты мастерица. Только пух и перья после тебя остаются.

- Ну и хитра же ты, рыжая, - Волк посмотрел на Лисицу. – Да и красива ты, плутовка.

- Что верно, то верно. Вот из-за красивого меха мне охотники с собаками покоя не дают. Спасибо, хвост помогает, следы заметает, собак с пути сбивает.

- Хорошо бы, если и мой мне так помогал, - Волчище повернул голову и посмотрел на свой хвост.

- Всё у тебя не так, как у других, - проворчала Лиса. – Хочешь, я тебе сделаю такой же хвост, как у меня?

- Нет уж, спасибо! Опять хочешь обхитрить? Не получится.

- Ну, как знаешь, - равнодушно сказала плутовка.

- Как называют лису? Почему?

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть.
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчится на месте.
А кому зарядки мало –
Начинаем всё сначала!

Я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получает задание, написанное на карточке.

- Знакомая вам сказка?

- Давайте попробуем восстановить события сказки по иллюстрациям.

- На стр. 79 есть надписи к иллюстрациям.

- Я предлагаю рассказать сказку, используя надписи к иллюстрациям.

- Какова же лиса?

- Кого она перехитрила?

- Докажите, что лиса умная, жестокая, предприимчивая.

- А каков же волк?

- Сколько хитростей придумала лиса?

- Что рассмешило вас в этой сказке?

- Как обращается лиса к волку?

- А волк к лисе?

- Почему в сказке такое обращение между животными?

- В каких ещё сказках лиса всех обхитрила?

- Какой вы представляете лису?

- А волка?

- Сегодня на уроке вы были артистами, зрителями, а хотите побывать художниками?

- Для этого я предлагаю вновь объединиться в группы. Каждая группа получает задание, написанное на карточке.

- Молодцы! Вот какие получились Лиса и Волк.

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Сегодня я ещё раз убедилась в том, какие вы все талантливые и способные.

У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке – поднимите картинку Лисички, а если грустно, неинтересно, то Волка.

Я очень рада, что вы уходите с урока с хорошим настроением.

Спасибо за работу. Урок закончен.

Я вам предлагаю вспомнить другую сказку, где героем является лиса, и рассказать её.

Высказывания детей.

 

 

 

 

 

Высказывания детей.

 

 

Высказывания детей.

 

 

 

 

 

Высказывания детей.

 

 

Выполнение КОЗ № 1. Пересказ сказки по иллюстрациям.

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Братец.

Сестрица.

Животные говорят и действуют как люди.

 

 

Выполнение КОЗ № 2.

КОЗ №1

Это случилось в лесной школе. Тётушка Сова решила научить своих лесных жителей составлять рассказ. Приготовила для этого иллюстрации и думала, что они помогут ученикам справиться с заданием быстро и легко. Но проказница Лиса все иллюстрации перемешала. Тётушка Сова очень расстроилась, что теперь её ученики никогда не смогут составить рассказ.

Помогите Тётушке Сове разложить иллюстрации по порядку событий в сказке, а лесным жителям – восстановить последовательность этих событий.

Форма предъявления результата.

1……. 2…… 3…… 4……. 5……. 6…….

Критерии оценивания:

  1. Иллюстрации к сказке расположены по порядку событий в сказке.
  2. Правильный пересказ сказки с использованием картинного плана.

КОЗ №2

Вы теперь знаете, что главными героями русской народной сказки “Лисичка-сестричка и волк” являются лиса и волк.

1. Выберите, какие слова здесь о лисе, какие – о волке:

хитрый

простодушный

проворный

бесхитростный

изворотливый

лукавый

ловкий

глупый

простак

коварный

невезучий

бестолковый

Обоснуйте свой выбор.

2. Создайте образ героя сказки.

Форма представления результата.

Слова, которые относятся к волку – подчеркните синим цветом; слова, которые относятся к лисе подчеркните красным цветом.

хитрый

простодушный

проворный

бесхитростный

изворотливый

лукавый

ловкий

глупый

простак

коварный

невезучий

бестолковый

Критерии оценивания:

  1. Все слова выбраны правильно.
  2. Полнота ответа.
  3. Наличие иллюстрации.