Цель: учить сравнивать характеры и поступки героев сказки о животных.
Задачи:
- научить сравнивать характеры героев;
- показать поступки лисички-сестрички и волка через инсценирование;
- научить рассказывать сказку по иллюстрации.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний.
Открытие нового материала.
3. Инсценирование сценки заранее подготовленными детьми.
4. Физминутка.
Работа в группах.
5. Иллюстрирование героев сказки. Выставка рисунков. 6. Обобщающий этап.
7. Домашнее задание. |
- Здравствуйте, мои дорогие!
Доброго вам начала дня. Улыбнулись друг другу
пошире. Итак, друзья, внимание Я предлагаю вам прочитать пословицу. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок! - Как вы её понимаете? - Любите ли вы сказки? - Что такое сказка? Сказка – это вымышленное произведение. То, что происходит в ней, на самом деле не бывает, но, читая их, можно учиться добрым, хорошим поступкам. - Кто знает, почему мы называем одни сказки авторские, а другие – русские народные? Итак, сегодня мы будем работать со сказкой.
Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе: - Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой. Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мёртвая. - Правильно, сказка называется "Лисичка-сестричка и волк". Русская народная сказка. - Кто же главный герой этой сказки? Посмотрите сценку, она напомнит вам о том, каковы лиса и волк. - Здравствуй, куманёк! – улыбнулась Лиса Волку, сама вся рыжая, только кончик хвоста белый. - Здравствуй, Здравствуй, - щёлкнул зубами Волчище. – Опять что-нибудь скверное затеяла? - Я затеяла? Да я за всю жизнь ни разу никому плохого не сделала! – возмутилась рыжая. - А кто брату моему посоветовал в прорубь хвост опустить? – напомнил Волк – Еле ноги унёс. - Так это сказка! – махнула лапой Лиса. - А Колобка кто съел? А Петушка Золотого гребешка кто хитростью в лес заманил? – не унимался тот. - И ты всему поверил? – Лисица обвила ноги своим пушистым хвостом. – Ты больше слушай, тебе ещё и не такого наговорят… - Если это неправда, то вот уж в курятнике хозяйничать ты мастерица. Только пух и перья после тебя остаются. - Ну и хитра же ты, рыжая, - Волк посмотрел на Лисицу. – Да и красива ты, плутовка. - Что верно, то верно. Вот из-за красивого меха мне охотники с собаками покоя не дают. Спасибо, хвост помогает, следы заметает, собак с пути сбивает. - Хорошо бы, если и мой мне так помогал, - Волчище повернул голову и посмотрел на свой хвост. - Всё у тебя не так, как у других, - проворчала Лиса. – Хочешь, я тебе сделаю такой же хвост, как у меня? - Нет уж, спасибо! Опять хочешь обхитрить? Не получится. - Ну, как знаешь, - равнодушно сказала плутовка. - Как называют лису? Почему? Раз – присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка.
Я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получает задание, написанное на карточке. - Знакомая вам сказка? - Давайте попробуем восстановить события сказки по иллюстрациям. - На стр. 79 есть надписи к иллюстрациям. - Я предлагаю рассказать сказку, используя надписи к иллюстрациям. - Какова же лиса? - Кого она перехитрила? - Докажите, что лиса умная, жестокая, предприимчивая. - А каков же волк? - Сколько хитростей придумала лиса? - Что рассмешило вас в этой сказке? - Как обращается лиса к волку? - А волк к лисе? - Почему в сказке такое обращение между животными? - В каких ещё сказках лиса всех обхитрила? - Какой вы представляете лису? - А волка? - Сегодня на уроке вы были артистами, зрителями, а хотите побывать художниками? - Для этого я предлагаю вновь объединиться в группы. Каждая группа получает задание, написанное на карточке. - Молодцы! Вот какие получились Лиса и Волк. В мире много сказок Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. Сегодня я ещё раз убедилась в том, какие вы все талантливые и способные. У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке – поднимите картинку Лисички, а если грустно, неинтересно, то Волка. Я очень рада, что вы уходите с урока с хорошим настроением. Спасибо за работу. Урок закончен. Я вам предлагаю вспомнить другую сказку, где героем является лиса, и рассказать её. |
Высказывания детей.
Высказывания детей.
Высказывания детей.
Высказывания детей.
Выполнение КОЗ № 1. Пересказ сказки по иллюстрациям.
Отвечают на вопросы. Братец. Сестрица. Животные говорят и действуют как люди.
Выполнение КОЗ № 2. |
КОЗ №1
Это случилось в лесной школе. Тётушка Сова решила научить своих лесных жителей составлять рассказ. Приготовила для этого иллюстрации и думала, что они помогут ученикам справиться с заданием быстро и легко. Но проказница Лиса все иллюстрации перемешала. Тётушка Сова очень расстроилась, что теперь её ученики никогда не смогут составить рассказ.
Помогите Тётушке Сове разложить иллюстрации по порядку событий в сказке, а лесным жителям – восстановить последовательность этих событий.
Форма предъявления результата.
1……. 2…… 3…… 4……. 5……. 6…….
Критерии оценивания:
- Иллюстрации к сказке расположены по порядку событий в сказке.
- Правильный пересказ сказки с использованием картинного плана.
КОЗ №2
Вы теперь знаете, что главными героями русской народной сказки “Лисичка-сестричка и волк” являются лиса и волк.
1. Выберите, какие слова здесь о лисе, какие – о волке:
хитрый простодушный проворный бесхитростный изворотливый лукавый |
ловкий глупый простак коварный невезучий бестолковый |
Обоснуйте свой выбор.
2. Создайте образ героя сказки.
Форма представления результата.
Слова, которые относятся к волку – подчеркните синим цветом; слова, которые относятся к лисе подчеркните красным цветом.
хитрый простодушный проворный бесхитростный изворотливый лукавый |
ловкий глупый простак коварный невезучий бестолковый |
Критерии оценивания:
- Все слова выбраны правильно.
- Полнота ответа.
- Наличие иллюстрации.