Цели урока:
учебно-образовательная: выработать умение распознавать приставки пре- и при-, познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв “е” и “и” в данных приставках; научить ребят грамотно писать слова с приставками пре- и при-; формировать умения и навыки в составлении алгоритма и работы с учебником; осуществлять контроль определенных знаний и их систематизацию.
развивающая: учить анализировать изучаемое орфографическое правило; развивать навыки самоконтроля; в целях развития мышления обобщить изученное и составить алгоритм; развивать самостоятельность учащихся, усидчивость, умение преодолевать трудности в учении, аккуратность, помочь детям осознать понятия, раскрывающие значение приставок на основе сближения их с личным опытом.
воспитательная: воспитывать потребность овладения грамотным письмом, обеспечить сменяемость видов деятельности учащихся с целью предупреждения их утомляемости, следить за осанкой; обратить внимание на группу слабых и отстающих детей, дать им индивидуальное задание.
Методы и методические приемы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: таблица “Буквы “е” и “и” в приставках ПРЕ- и ПРИ-, ИКТ (презентация).
ХОД УРОКА
I. Организация урока, отметка отсутствующих. (1 мин.)
II. Изучение нового материала.
1. Актуализация знаний учащихся (2 мин.):
а) Когда пишется “и” и “ы” вначале корня после приставки на согласный звук?
б) Проверка домашнего упражнения: прочитайте слова, в которых вставили “ы”.
2. Формирование знаний и умений учащихся.
а) Объявление темы, основных целей и задач урока. Запись темы в тетрадях и на доске. (1-2 мин.)
б) Сообщение учителя (грамматическая сказка). (6-7 мин.)
- Сегодня к нам на урок пришли две гостьи: Приставка ПРЕ- и приставка ПРИ- (слайд 1). Приставка ПРЕ- в красном платье, а приставка ПРИ- - в синем. Тон платьев выбран не случайно: красный – прекрасный – очень красивый (слайд 2). Это цветовой сигнал к запоминанию одного из значений приставки ПРЕ-.
Синий – слово, в котором две гласные “и”, сигнал к “и” в приставке ПРИ-.
Посмотрите на приставку ПРЕ- (слайд 3). Она очень добрая, очень красивая, очень строгая, очень гордая, очень серьезная, в общем, прекрасная и прелестная. Она дружит с прилагательными и играет с ними в новые слова. (слайд 4). Посмотрите на эти словосочетания: очень добрая, очень строгая и т.д.
- Какие новые слова образует приставка ПРЕ- от прилагательных, если заменить ею слово “очень”? (Подставляя вместо слова “очень” приставку, ОУ говорят, а учитель показывает на слайде 4 полученные слова, ОУ записывают в тетради в столбик только вновь образованные слова и обозначают приставку)
- Что же обозначает приставка ПРЕ- в этих словах? (ОУ записывают справа очень)
- Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ- (слайд 5). Она очень похожа на свою мать и внешне и по значению. Только одну букву не взяла она от своей матери. Какую? И вот благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах:
Перегородить – преградить
Переступить – преступить и т.д. (ОУ записывают в тетради один пример)
- А эта гостья – приставка ПРИ- (слайд 6). Покажите жестом и мимикой разницу в выполнении действий: она не топнет, а притопнет, не сядет, а присядет и т.д. (ОУ записывают слова с приставкой ПРИ- в столбик в тетради)
- Как она все это делает? (Чуть-чуть). Такое действие, которое выполняется не в полную силу, называется неполное действие. В этом случае пишется приставка ПРИ-.
У нашей гостьи есть и другие свойства: (слайд 7) приближать, присоединять предметы. Покажите жестом с помощью ладоней: приклеить, прибить, принести, придвинуть. Мы наблюдаем движение предметов или рук по направлению “один к другому”. Они могут стать очень близко или около, но обязательно рядом. (слайд 8). В этих словах: близко, около и раскрывается значение приставки ПРИ-
3. Анализ таблицы. (2 мин.)
- Прочитайте слова с приставкой ПРИ-. Что обозначает она в первом слове? (Присоединение). Во втором? (Приближение). В третьем? (Близость). В четвертом? (Неполное действие)
- От чего же зависит выбор буквы “и” в этой приставке? (От значения приставки в этих словах)
- Прочитайте слова с приставкой ПРЕ-. Что обозначает она в данных словах? (Сходна со значением слова “очень” и приставкой ПЕРЕ-)
- От чего зависит выбор буквы “е” в этой приставке? (От ее значения)
4. Анализ правила. (10-12 мин.)
- Прочитайте правило. Сколько в нем частей? (2 части). Какие указаны условия выбора букв “е” и “и” в данных приставках? (Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква “и” [приставка ПРИ-]. Если приставка близка по значению к слову “очень” или приставке ПЕРЕ-, то в ней пишется буква “е” [приставка ПРЕ-]).
- Как выделена изучаемая орфограмма?
5. Составление алгоритма. (2 мин.)
- А теперь давайте составим алгоритм - опорный сигнал, при помощи которого вы сможете проверять себя при выполнении различного рода упражнений (слайд 9). (Составляется алгоритм, записывается в тетрадях, данный алгоритм-таблица может висеть на доске в течение нескольких уроков).
III. Закрепление изученного, обучение применению данного правила.
1. С помощью приставки ПРЕ- подберите прилагательные для описания котенка (2 мин) (слайд 10). (Упражнение выполняется в виде игры “Кто больше?”) – коллективная работа.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
2. Игра “Поймай приставку” (2 мин.). (Класс делится на 2 команды, учитель диктует слова, девочки записывают слова с приставкой ПРЕ-, мальчики – без приставок. Побеждает та команда, которая допустила меньше ошибок)
3. Самостоятельная работа (3 мин.) (слайд 11). Какие слова можно образовать с помощью приставок ПРЕ- и ПРИ- из данных словосочетаний? Запишите, выделите изученную орфограмму.
(Гостиница у вокзала – привокзальная гостиница и т.д.)
Одновременно группа слабоуспевающих учащихся выполняет индивидуальное задание – упр.139. Здесь приведены объяснения лексических значений нескольких слов из “Словаря русского языка” С.И.Ожегова. Какие это слова? Какую приставку нужно в них писать и почему? (Прилечь (неп.дейст.), присесть (неполн. действ.) и т.д.)
4. Задание по вариантам (7 мин.) – упр.137.
I вариант – выписать слова с приставкой ПРИ-, II вариант - с приставкой ПРЕ- (из 3-х строчек упражнения). Обозначить условия выбора изучаемой орфограммы.
Пользуйтесь таблицей – алгоритмом!
IV. Обобщение изученного на уроке. (3 мин.)
- Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок (слайд 12).
Делаем вывод.
V. Выставление и комментирование оценок за урок (2 мин.)
VI. Домашнее задание (2 мин.): выучить правило правописания букв “е” и “и” в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Закончить выполнение упражнения 137, пользуясь таблицей-алгоритмом.
VII. Организованное окончание урока.