Цели урока:
- Закрепить умение решать задачи.
- Формировать вычислительные навыки, развивать логическое мышление.
- Воспитывать любовь к родному краю, к историческим памятникам; ценить и беречь достопримечательности главного города своей малой Родины.
Оборудование к уроку:
- Проектор.
- Экран.
- Компьютер.
Наглядный материал:
-
Презентация
“Урок-путешествие”.
Ход урока
1. Организационная часть.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку “пять”.
2. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы отправимся в путешествие. Узнаем много нового, а также закрепим наши умения решать задачи, и будем совершенствовать вычислительные навыки. (Слайд презентации №1)
– А в какой город мы отправимся, вы узнаете, если разгадаете ребус,
(Слайд презентации №2)
– Итак, мы отправимся в путешествие в главный город нашей области – Астрахань. (Слайд презентации №3)
– Скажите, какой юбилей отмечали все астраханцы в прошлом 2008 году? (450 лет городу Астрахань)
– Давайте посчитаем, в каком году была основана Астрахань? А в каком это веке? (В1558 году. 16 век.) (Слайд презентации №4)
– Астрахань богата достопримечательностями. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Путешествовать будем вот на таком современном, удобном автобусе. (Слайд презентации №5)
3. Устный счет.
– Прежде, чем отправиться в путь, давайте немного подготовимся, посчитаем устно.
1) С какой скоростью мы будем двигаться на автобусе, если расстояние в 100 км преодолеем за 2 часа? (Слайд презентации №6)
100:2=50км/ч
-Какое же путешествие без так называемого “сухого пайка”? Давайте выясним, сколько кг колбасы, хлеба и коробок сока нам потребуется.
2) Сколько килограммов колбасы купили, если в путешествие отправляются 22 ученика и каждому нужно по 100 г колбасы? (Слайд презентации №7)
100*22=2200г=2кг200г
3) На бутерброды купили 5 батонов. Сколько заплатили за батоны, если 1 батон стоит 13 рублей? (Слайд презентации №8)
13*5=65руб.
4) Купили 10 литровых коробок сока и 6 коробок по 2 литра. Сколько литров сока купили? (Слайд презентации №9)
2*6+10=22л
– Молодцы, сели в автобусе поудобнее. Перед отправлением повторим правила поведения в транспорте во время движения. (Слайд презентации №10)
4. Работа над новым материалом.
– Путь наш не близкий, поэтому первая остановка в селе Икряное. Это районный центр наших соседей – икрянинцев. Решим про них задачу. (Слайд презентации №11)
В Икряном проживают 2000 человек пенсионного возраста. Детей – на 700 человек больше, чем людей пенсионного возраста. Сколько взрослых людей проживает в Икряном, если их в 2 раза больше, чем детей? (Слайд презентации №12)
(2000+700)*2=5400(ч.)
– Мы в Астрахани. И сейчас едем по мосту, который в народе называют “новый”. Он соединяет центральную часть города с правобережным Трусовским районом. Мост проходит над островом Городской, где находятся городские пляжи. Суда, пройдя вдоль правого берега Волги, огибают этот остров и подходят к речному вокзалу. (Слайд презентации №13)
Длина моста 3536 м. Выразите длину моста в километрах и метрах. (Слайд презентации №14)
3536м=3км536м
– Молодцы! Двигаемся дальше.
– Начнем нашу экскурсию по городу с самого знаменитого места в Астрахани. Кремль – это сердце Астрахани. Астраханский Кремль – древнерусская крепость. Ее построили там, куда в 1558 году Иван Грозный перенес захваченный им город. (Слайд презентации №15)
– На территории Кремля расположено очень много красивых башен: Архиерейская, Житная, Крымская, Никольская, Артиллерийская, Красные ворота. А также Успенский и Троицкий соборы, Кирилловская часовня, Лобное место, Пречистинские ворота. В них расположены храм, музеи, выставки. (Слайд презентации №16)
– Кремлевская колокольня <Рисунок 1> по праву считается одним из символов города. Ее восьмидесятиметровый силуэт виден астраханцам практически с любой точки города. В1912 году на колокольне были установлены куранты. Два раза в день они играют мелодию М.Глинки “Славься”, кроме того, отбивают каждую четверть часа и каждый час.
– Скажите, а четверть часа это сколько минут?
60:4=15мин
– Периметр стен и башен Кремля 1544 м. Сколько шагов нужно сделать, чтобы обойти весь Кремль по периметру, если 2 шага составляют 1 м? (Слайд презентации №17)
1544*2=3088(ш.)
– Двигаемся дальше. Следующая остановка – это один из интереснейших культурных центров Астрахани – Астраханская государственная картинная галерея, которая принадлежит к лучшим художественным музеям России. Она расположена в трехэтажном особняке. (Слайд презентации №18)
– Астраханская государственная картинная галерея основана дарителем живописной коллекции Павлом Михайловичем Догадиным в 1918 году. Сын торговца скобяными изделиями, инженер по образованию, воплотил в жизнь свою мечту – собрать коллекцию не для себя, для города.
– В музее представлены: русская иконопись 16-20в.в, русская живопись, графика, фарфор, скульптура 18,19,20в.в. (Слайд презентации №19)
– Особо значимыми экспонатами являются художественные полотна Шишкина, Рериха, Левитана, Соврасова, Щедрина и др. Среднее количество посетителей в год – 150 тыс. человек. Основные экспонаты музея восставляются в 23 выставочных залах, остальные хранятся в фондохранилищах. Давайте поработаем в музее и решим задачу.
– Площадь выставочных залов картинной галереи 1200 м?, а фондохранилищ – 185 м?. Какова площадь фондохранилищ и выставочных залов вместе? (1385 м?) (Слайд презентации №20)
1200+185=1385 м?
– Составьте обратную задачу.
(Площадь фондохранилищ и выставочных залов картинной галереи 1385 м?. Выставочные залы картинной галереи занимают 1200 м?. Какова площадь фондохранилищ?)
5. Физкультпауза. (Слайд презентации №21)
– Головой “построим”, начертим треугольник, квадрат, окружность, прямой угол. Глаза проведем по периметру экрана. А теперь улыбнитесь друг другу, продолжаем работать дальше.
– Астрахань богата театрами, их в Астрахани четыре.
– Астраханский государственный театр кукол основан в декабре 1986 года. (Слайд презентации №22) За время его работы поставлено более 40 спектаклей для детей и взрослых.
– Театр юного зрителя (ТЮЗ) – открылся 11 марта 1933 года первым спектаклем по пьесе Шестакова “Путь далекий”. Наиболее известные постановки: “Ревизор” гоголя, “Кот в сапогах” Ш. Перо, “Сказка о царе Салтане” А. Пушкина. В обновленном репертуаре сейчас можно посмотреть спектакли: “Щелкунчик”, “Дюймовочка”, “Снежная королева”.
– Драматический театр – официальная дата рождения театра 12 декабря 1810 года. Основан был отставным поручиком Андреем Грузиновым. В репертуаре театра спектакли по пьесам Горького, Чехова, Шекспира и др.
– Составьте задачу про театры по краткой записи и решите её.
1070+154-788=436(м.)
– Молодцы! А теперь мы в Астраханском краеведческом музее-заповеднике. (Слайд презентации №23) Это один из старейших провинциальных музеев страны. “Губернский” музей был открыт по инициативе губернатора Ивана Семеновича Тимирязева 12 декабря 1837 года. Фондовое собрание музея-заповедника насчитывает свыше трехсот тысяч единиц хранения и отличается большим разнообразием. (Слайд презентации №24) Это естественнонаучные, археологические, нумизматические и многие другие коллекции.
– Очень разнообразная коллекция отдела природы. О рыбных богатствах края свидетельствуют многочисленные экспонаты, среди которых чучело белуги-гиганта размером 6 м 50 см. (Слайд презентации №25) Она была поймана в 1987 году. Вес этой “царь-рыбы” достигал 1850 кг. Центральное место на выставке “Мамонт возвращается” занимает скелет мамонта, хазарского слона, обитавшего некогда на территории края. Его высота – 3 м, длина с бивнями 5 м 10 см.
– Выразите величины в дециметрах (Слайд презентации №26) и запишите их в порядке убывания.
– Что надо знать, чтобы выразить в дециметрах? (1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм)
– В порядке убывания – это как? (Начиная записывать с самой большой величины)
65дм, 51дм, 30дм
– А сейчас немного отдохнем и побываем в Парке культуры и отдыха “Аркадия”. На территории парка расположены аттракционы, игровые автоматы, очень красивая парковая зеленая зона, летние кафе. (Слайд презентации №27) Здесь также находится здание Астраханского музыкального театра.
– А вот в парке развлечений Планета вас ожидают аттракционы: Орбита, Колесо обозрения, Детский паровозик, Солнышко, Ромашка, Надувные батуты. (Слайд презентации №28) В кафе “Клёвое место” есть лагуна с водопадом, цветущий лотос, экзотические птицы, а также можно порыбачить прямо, не отходя далеко от кафе.
6. Самостоятельная работа.
(Слайд презентации №29)Вы сейчас самостоятельно погуляете по паркам и решите вот такие задачи: первый вариант будет решать задачу про парк “Аркадия”, а второй вариант задачу про парк Планета.
7. Проверка самостоятельной работы.
(Слайд презентации №30)– Проверьте решения задач. Кто решил задачу правильно, поставьте себе в тетради на полях оценку “5”.
– А мы возвращаемся домой по железнодорожному мосту, по другому его называют “старый” мост. (Слайд презентации №31) Он был введен в эксплуатацию в 1909 году. В этом году исполнится 100 лет, как его построили. Длина “старого” моста 654 метра. На сколько “старый” мост короче “нового”, если мы знаем, что “новый мост” 3 км 536 метров. (Слайд презентации №32)
3536-654=2882м
8. Итог.
– Вот мы вернулись в Лиман и снова в своей родной школе № 1. (Слайд презентации №33) Теперь я хочу услышать от вас оценку своей деятельности на уроке в целом. Каждый в своей тетради нарисует один квадратик красный, желтый или синий. (Слайд презентации №34) Объясните, почему вы нарисовали именно его.
9. Домашнее задание
.– Мы не смогли за один урок побывать во всех уголках города Астрахани. И многие достопримечательности еще не увидели. Поэтому дома подробнее узнайте про Планетарий, решите задачу, которую видите сейчас на экране (Слайд презентации №35) и составьте обратные.