- обобщить знания учащихся о литературных сказках;
- познакомить с творчеством французского сказочника Ш. Перро;
- развивать интерес к чтению на русском и французском языках;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать навыки речевой деятельности учащихся (чтение, диалогическая речь, монологическая речь, аудирование) на французском языке по теме;
- развивать лексические навыки на французском языке по теме.
- портрет Ш. Перро;
- иллюстрации к сказкам;
- выставка книг Ш. Перро на французском и русском языках;
- аудиозапись;
- демонстрация, созданного учащимися мультфильма;
- фрагменты из мультфильмов.
1. Обобщение знаний учащихся о сказках.
8 мин.H. Г.: Ребята, у нас сегодня необычный, даже можно сказать волшебный урок! Вместе со мной его будут проводить сразу несколько учителей. Ваши учителя французского языка: Мария Николаевна и Анна Юрьевна.
М.Н.: Bonjour, mes enfants!
А.Ю.: Bonjour!
H. Г.: А также ваш учитель рисования Людмила Николаевна.
Л.Н.: Здравствуйте, ребята!
H. Г.: Что же нас объединило сегодня? Вы, наверное, уже догадались? Конечно, это сказки!
Л.Н.: Ребята, мы с вами рисовали много сказочных сюжетов. Сегодня вы увидите мультфильм, созданный по вашим рисункам.
М.Н.: Mes enfants, ce dessin animй est crйй grвce au conte magique qui a йcrit Dacha Koglian ! Notre dessin animй est en franзais et en russe ! Il s’appelle « Alfйe ». Etes-vous prкts а le regarder ? Alors, commenзons !
Просмотр мультфильма.
H. Г.: Любите ли вы сказки? Почему?
- Какими особенностями отличается сказка от других литературных произведений?
- Кто сочиняет сказки? (народ, авторы)
- Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, о животных)
- Какие сказки вам больше всего нравятся?
- Назовите авторов сказок, которые вы читали?
- Читали ли вы сказки Шарля Перро?
2. Cообщение темы урока.
1 мин.М.Н.: Mes enfants, vous connaissez bien que Charles Perrault est nй en France et il a йcrit ses contes en franзais ! Voilа pourquoi aujourd’hui nous allons parler des contes de Charles Perrault !
H. Г.: Наш класс-это умники и умницы. Поэтому мы разделимся для работы на уроке на две команды: мальчики-умники, а девочки-умницы!
М.Н.: On va voir qui de vous connaоt le mieux les contes de Charles Perrault ! Bonne chance !
3. Конкурс: Узнай сказку! (французский язык)
3 мин.На доске установлены картинки с изображениями Красной шапочки, Кота в сапогах, Мальчика с пальчика, Золушки, Спящей красавицы, Cиней бороды, Рике с хохолком, героев сказки «Подарки феи». Под картинками прикреплены карточки с названиями сказок на русском и французском языках. Ученикам нужно прикрепить правильные карточки под картинками.
H. Г.: Ребята, посмотрите внимательно на доску! Вы видите картинки с изображением сказочных сюжетов, из каких они сказок? Мне нужен 1 ученик, который хорошо знает название этих сказок на русском языке!
М.Н.: Mes enfants, j’ai besoin aussi de votre aide! Comment s’appellent ces contes en franзais? Le peintre a tout confondu! Художник все перепутал! Aidez-moi! J’ai besoin d’un йlиve qui connaоt bien ces contes !
2 ученика выходят к доске и прикрепляют правильные таблички под картинками.
4. Вопросы по сказкам (на русском и французском языках).
3 мин.H. Г.: Ребята, а насколько хорошо вы знаете содержание сказок Шарля Перро? Сейчас мы будем задавать вам вопросы по сказкам на русском и французском языках. За правильные ответы команды будут получать карточки!
- Что предсказала Рике c xохолком добрая волшебница?
- Il etait une fois une petite fille si jolie et gentille que tout le monde l’aimait. Sa grand-mиre lui a offert un jour un adorable chaperon de couleur rouge… Comment s’appelle ce conte? (Le Petit Chaperon Rouge)
- В какой сказке принцесса заснула на 100 лет и почему?
- Il йtait une fois un homme qui avait de belles maisons а la ville et а la campagne, de la vaisselle d'or et d'argent, des meubles en broderie, et des carrosses tout dorйs; mais par malheur cet homme avait la barbe bleue : cela le rendait trиs laid et terrible. Comment s’appelle ce conte? (La barbe bleue)
- Какие волшебные превращения происходят в сказке « Золушка»?
- Il йtait une fois un bыcheron et une bыcheronne qui avaient sept enfants, tous des garзons. L'aоnй n'avait que dix ans et le plus jeune n'en avait que sept. Le plus jeune йtait trиs petit, mais sa malice et son intelligence lui permettaient de se tirer de tous les mauvais pas… Comment s’appelle ce conte? (Le Petit Poucet)
- Почему Синяя борода хотел наказать свою жену?
5. Отрывки из мультфильмов по сказкам разных авторов.
3 мин.Учитель предлагает учащимся посмотреть на экран, установленный у доски, на котором показываются отрывки мультфильмов на русском и французском языках, учащиеся должны отгадать, как называется мультфильм, а также кто написал сказку (вспомнить автора). Все ли эти мультфильмы по сказкам Шарля Перро? Как называется сказка?
Отрывки из мультфильмов: «Белоснежка», «Золушка», «Спящая красавица», «Русалочка».
6. Сценки из сказок на французском языке.
3 мин.Сценки из сказок «Кот в сапогах» и «Синяя борода» на французском языке. В сценках принимают участие 4 ученика.
М.Н.: Mes amis, je vous invite au thйвtre franзais ! Regardez attentivement de courtes scиnes ! De quel conte sont-elles tirйes ? Из какой сказки они взяты?
Le Chat Bottй.
Учен. 1: Quel malheur! Je n’ai pas d’argent! Je n’ai pas de maison ! Je n’ai pas d’amis ! Je suis tout seul ! Que faire ? Manger le chat ?
Учен. 2: Mon ami ! Mon maоtre ! Donnez-moi des bottes et un sac. C’est suffisant pour notre bonheur !
Учен. 1: Oh, mon Dieu ! Tu peux parler ?
Учен. 2: Miaou ! Mais bien sыr ! Je suis un chat trиs intйlligent ! Je peux Vous aider !
Barbe-Bleue.
Учен. 1: Demain, je vais partir en voyage pour une semaine ! Je dois visiter mes terres et chercher de l’argent et de l’or ! Voici les clйs de la maison. Tu peux entrer dans toutes les chambres. Mais tu ne dois pas entrer dans la chambre au bout du couloir !
Учен. 2: Mon mari est parti ! Mais qu’est-ce qu’il cache dans la chambre au bout du couloir ? Je veux regarder ! Voilа la clй ! J’ouvre la porte ! Oh, non !..Quel cauchemar ! Je vois ses femmes mortes !
7. Проверка домашнего задания на русском языке (иллюстрации к сказкам, выполненные учащимися дома).
2 мин.H.Г.: Ребята, дома вы нарисовали иллюстрации к сказкам, давайте посмотрим их вместе. Очень красиво! Вы хорошо поработали!
- Эпизоды из каких сказок изображены на ваших работах?
- Кто автор этих сказок?
8. Прослушивание отрывков из сказок на французском языке.
4 минУчащиеся прослушивают на магнитофоне отрывки из сказок («Мальчик с пальчик» и «Красная шапочка») на французском языке и угадывают название сказок.
М.Н.: Mes enfants, prйparez vos oreilles! Vous allez йcoutez sur le magnйtophone deux contes. Comment s’appellent ces contes ?
Затем проводится маленький конкурс“ Compte bien!”
Учитель задает вопросы по количеству сказочных персонажей.
М.Н.: Aimez– vous les mathйmatiques? Comptez-vous bien? On va vйrifier!
1. Combien de frиres a le maоtre (xoзяин) du Chat Bottй? (2)
2. Combien de soeurs a La belle Cendrillon? (2)
3. Combien de fйes sont venues voir la petite princesse? (7)
4. Combien de frиres a Le Petit Poucet? (7)
5. Combien de grands-mиres a Le petit Chaperon Rouge?(1)
9. Биография Шарля Перро.
4 мин.H. Г.: Вы прочли много сказок французского сказочника Шарля Перро, а что вы знаете о самом сказочнике?
Учащиеся рассказывают биографию Шарля Перро на русском языке.
Биография Шарля Перро.
Шарль Перро родился 12 января 1628 года в семье адвоката. У Шарля был брат-близнец – Франсуа, но он умер, не дожив до 6 месяцев. У Шарля было еще 4 брата – Жан, Пьер, Клод и Николя. В 8 с половиной лет Шарль был принят в коллеж Бовэ, в котором учились его старшие братья. Сначала учеба давалась Шарлю с большим трудом, он боялся отвечать и молчал на всех уроках. Но после того, как у Шарля появился настоящий друг, которого звали Борэн, робость и страх исчезли и Шарль стал лучшим учеником в классе. Шарль так и не закончил учебу в коллеже, он решил стать адвокатом, как и его отец. Но профессия адвоката ему не понравилась, и он стал помогать старшему брату. Пьер собирал налоги, а Шарль был его помощником. Потом Шарль был секретарем Жана Батиста Кольбера– первого министра Франции. Он занимался вопросами строительства, литературы и искусства. А когда же Шарль Перро начал писать сказки? Свою первую сказку Перро написал в 57 лет, сказка называлась «Гризельда». Сказки Шарль Перро, конечно, выдумал не сам, одни он помнил с детства, другие узнал в течение жизни. Но он не просто записал их, но сам оказался отличным рассказчиком. Как настоящий сказочник, он сделал их ужасно современными и интересными. Все сказки он объединил в сборник и назвал его «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Шарль Перро умер в возрасте 75 лет, 16 мая 1703 года. Он прожил долгую и интересную жизнь и, хотя, для нас он будет, прежде всего, писателем-сказочником, не стоит забывать, что этот человек оставил свой след не только в литературе, но и в архитектуре, культуре, искусстве, политике.
10. Творческое задание « Стань сказочником».
5 мин.Учитель читает начало сказки «Подарки Феи». Учащиеся должны придумать свой конец сказки. Затем учитель читает конец сказки Шарля Перро. Оценивает работу учащихся. Дома предлагает учащимся сочинить свою сказку:
Жила когда-то на свете вдова, и были у нее две дочери. Старшая – вылитая мать: то же лицо, тот же характер. Смотришь на дочку, а кажется, что видишь перед собой матушку. Обе, и старшая дочь, и мать, были до того грубы, спесивы, заносчивы, злы, что все люди, и знакомые и незнакомые, старались держаться от них подальше.
А младшая дочка была вся в покойного отца – добрая, приветливая, кроткая, да к тому же еще красавица, каких мало.
Обычно люди любят тех, кто на них похож. Поэтому-то мать без ума любила старшую дочку и терпеть не могла младшую. Она заставляла ее работать с утра до ночи, а кормила на кухне.
Кроме всех прочих дел, младшая дочка должна была по два раза в день ходить к источнику, который был, по крайней мере, в двух часах ходьбы, и приносить оттуда большой, полный доверху кувшин воды…………..
Как-то раз, когда девушка брала воду, к ней подошла какая-то бедная женщина и попросила напиться.
– Пейте на здоровье, тетушка, – сказала добрая девушка.
Сполоснув поскорее свой кувшин, она зачерпнула воды в самом глубоком и чистом месте и подала женщине, придерживая кувшин так, чтоб удобнее было пить.
Женщина отпила несколько глотков воды и сказала девушке:
– Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. (Дело в том, что это была фея, которая нарочно приняла вид простой деревенской женщины, чтобы посмотреть, так ли эта девушка мила и учтива, как про нее рассказывают.) Вот что я подарю тебе: с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадет с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем. Прощай!
Когда девушка пришла домой, мать стала бранить ее за то, что она замешкалась у источника.
– Простите, матушка, – сказала бедная девушка. – Я нынче и вправду запоздала.
Но едва только она проронила эти слова, как с губ ее упали несколько роз, две жемчужины и два крупных алмаза.
– Смотрите-ка! – сказала мать, широко раскрыв глаза от удивления. – Мне кажется, вместо слов она роняет алмазы и жемчуга… Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в жизни она назвала свою меньшую тоже дочкой.)
Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всем, что с ней случилось у источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с ее уст.
– Ну, если так, – сказала мать, – надо мне послать к источнику и старшую дочку… А ну-ка, Фаншон, посмотри, что сыплется с губ твоей сестры, чуть только она заговорит! Неужели тебе не хочется получить такой же удивительный дар? И ведь нужно для этого всего-навсего сходить к источнику и, когда бедная женщина попросит у тебя воды, вежливо подать ей напиться.
– Ну вот еще! Охота мне тащиться в этакую даль! – отвечала злючка.
– А я хочу, чтобы ты пошла! – прикрикнула на нее мать. – И сию же минуту, без разговоров!
Девушка нехотя послушалась и пошла, так и не переставая ворчать. На всякий случай она захватила с собой серебряный кувшинчик, самый красивый, какой был у них в доме.
Едва успела она подойти к источнику, как навстречу ей из лесу вышла нарядно одетая дама и попросила глоток воды. (Это была та же самая фея, но только на этот раз она приняла облик принцессы, чтобы испытать, так ли груба и зла старшая сестра, как о ней рассказывают.)
– Уж не думаете ли вы, что я притащилась сюда, чтобы дать вам напиться? – сказала девушка дерзко. – Ну конечно, только для этого! Я и серебряный кувшинчик нарочно захватила, чтобы поднести воду вашей милости!.. А впрочем, мне все равно. Пейте, если хотите…
– Однако вы не очень-то любезны, – сказала спокойно фея. – Ну что ж, какова услуга, такова и награда. С нынешнего дня каждое слово, которое сорвется с ваших губ, превратится в змею или жабу. Прощайте!
Как только девушка вернулась домой, мать кинулась к ней навстречу:
– Это ты, доченька? Ну как?
– А вот так, матушка! – буркнула в ответ дочка, и в то же мгновение две гадюки и две жабы плюхнулись на порог.
– Ах, боже мой! – вскрикнула мать. – Да что же это такое? Откуда?.. А, знаю! Это твоя сестра во всем виновата. Ну, поплатится же она у меня!.. – И она кинулась на младшую дочку с кулаками.
Бедняжка в страхе бросилась бежать и укрылась в соседнем лесу.
Там и встретил ее молодой принц, сын короля этой страны.
Возвращаясь с охоты, он нашел в чаще прекрасную девушку и, подивившись ее красоте, спросил, что она делает в лесу совсем одна и о чем так горько плачет.
– Ах, сударь, – ответила красавица, – матушка прогнала меня из дому!..
Королевский сын заметил, что с каждым словом девушка роняет из уст цветок, жемчужину или алмаз. Он изумился и попросил объяснить, что это за чудо. И тут девушка рассказала ему всю свою историю.
Королевский сын влюбился в нее. К тому же он рассудил, что дар, которым фея наделила красавицу, стоит дороже любого приданого, какое могла бы принести ему другая невеста. Он увез девушку во дворец, к своему отцу, и женился на ней.
Ну, а старшая сестра с каждым днем становилась все противнее и несноснее. В конце концов, даже собственная мать не выдержала и прогнала ее из дому. Несчастная нигде и ни у кого не могла найти пристанища и умерла, отвергнутая всеми.
11. Подведение итогов.4 мин.
H. Г.: Полезно ли читать сказки?- Чему нас учат сказки?
- Назовите сказку сказку Шарля Перро:
«Кот…..(в сапогах)
«Спящая….(красавица)
«Подарки….(феи)
«Рике…(с хохолком)
«Мальчик -….(с-пальчик)
«Синяя….(борода)
«Спящая….(красавица)
«Подарки….(феи)
«Рике…(с хохолком)
«Мальчик -….(с-пальчик)
«Синяя….(борода)
М.Н.: Et maintenant en franзais!
“Le chat…..(Bottй)
« La belle…..(au bois dormant)
« Les cadeaux....(de Fйe)
« Le Petit....(Poucet)
« La barbe...(Bleue)
« La belle…..(au bois dormant)
« Les cadeaux....(de Fйe)
« Le Petit....(Poucet)
« La barbe...(Bleue)
В течение всего урока учащиеся получали цветы за правильные ответы, из этих цветов составляются букеты. У кого букет больше – та команда выиграла
Л.Н.: Ребята, мы с вами подготовили листы с аппликациями ваз, а теперь давайте составим аппликации с цветами, и у нас получатся красивые букеты в вазах!
Учащиеся приклеивают цветы на листы бумаги. Букеты ставятся рядом с портретом Шарля Перро.
H. Г.: Давайте поблагодарим Шарля Перро за его волшебные сказки:
Спасибо, Шарль Перро!
М.Н.: Merci bien, Charles Perrault!